Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

56 Илиада, III, 277, ср. XIV. 344.

57 Природное электрическое явление свечения на высоких острых предметах (мачтах), известное в Европе как «огни св. Эльма», в античной древности считалось эпифанией Диоскуров — покровителей мореплавателей и в отличие от Европы признавалось предвестием не бури, а спасения.

58 См.: Илиада, I, 198.

59 См. выше, примеч. 34.

60 Голосовкер спутал два мифа: один о борьбе Менелая с Протеем (Одиссея IV, 354 и cл.), он здесь и описан; второй—о борьбе Геракла с подобным Протею морским старцем Нереем. Сдавшись, Нерей указал Гераклу, где найти яблоки Гесперид (см.: Аполлодор. Мифологическая библиотека, II. 5,11). О борьбе Геракла с оборотнем Периклименом, см.: Аполлодор. Мифологическая библиотека, I, 9,9. Надо сказать, что не только Голосовкер, но и античная традиция путает Протея и Нерея. Так, по Горацию (Оды, I, 15), Нерей прорицает Парису на его пути из Спарты в Трою, а по другим источникам, это делает Протей

61 Менелай с Главком не боролся, это морское божество прорицало' ему по своей воле (см.: Еврипид. Орест, 356—379); боролся Менелай с Протеем (см. выше примеч. 60).

62 Неточная цитата из стихотворения Ф. Тютчева «Предопределение»'.

63 Метопу звали также Амфисса; см. схолии к «Одиссее» XVIII, 85.

64 Голосовкер сопоставляет наксосского воспитателя Гефеста, демона-куэнеца Кедалиона с кобольдом — горным духом у германцев, который дразнит рудокопов, подкладывая им блестящую кобальтовую руду.

65 Ср. рассуждение об античной символике слепоты и зрения: Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе.— Античность и современность. М., 1972, с. 100—102.

66 «Псами великого Зевса» называет Гарпий Ирида у Аполлония Родосского (Аргонавтика, II, 289).

67 Имеется в виду гимн 6 «К Деметре» (стихи 24—117); однако мотив о дочери-оборотне и ее самопожертвовании — у Овидия (Метаморфозы VIII, 738-878). '

68 Еврипид. Вакханки, 396; по переводу И. Анненского, приведенному здесь, стихи 390—400.

69 По «Аргонавтике» Аполлония Родосского (III, 219—229), Гефест вырыл для Аэта источники молока, вина, масла и воды, текущие из-под лозы (ср. также IV, 1444—1448). Слова «то же у римлян», возможно, относятся к существованию во времена империи искусных фигурных фонтанов, изображавших Диониса, совершающего возлияние вином, сатира, доящего козу и т. п. (описания этих хитроумных устройств сохранены механиком Героном Александрийским).

70 Речь идет о ливийских «богинях» или «героинях», спасших аргонавтов в африканской пустыне и, возможно, тождественных жившим у Геракловых столпов Гесперидам. Мгновенно рассыпавшись в прах при появлении героев, Геспериды затем вняли мольбам Орфея, пожалели героев и «сперва для них Прорастили/Травы из почвы, потом из травы этой кверху побеги/Первые вдруг поднялись, а затем и цветущих деревьев / Встали стволы над землей и раскинули ветви широко. / Эрифеида в вяз и в белый тополь Геспера, / Эгла в ствол священный ветлы превратилась. Из этих / Трех деревьев затем они вышли снова в том виде, / Что и всегда им присущ,— небывалое чудо! (Аполлоний Родосский. Аргонавтика, IV 1423—1431; пер. Г. Церетели).

71 О запугивании у Гоголя см.: «Вечер накануне Ивана Купала» и «Заколдованное место»; сказки типа Dornrochen («Шиповник») — «Спящая красавица», «Мертвая царевна» и т. п.

72 О запугивании при проникновении в замок Горгон см.: Овидий. Метаморфозы, IV, 770 и сл.; перед похищением руна—там же, VII, 149 и сл

73 См.: Гомеровский гимн IV «К Афродите» (220—224); Гораций. Оды II, 16, 30

74 Существует попытка объяснить историю Тифона тем, что .амброзия bнектар первоначально имеют разные свойства и функции, соответствующие живой и мертвой воде в славянской традиции. Амброзия, которой кормила Эос своего возлюбленного, дает бессмертие, не позволяет душе расстаться c телом. Нектар же, если верно его отождествление с мертвой водою, основанное на этимологии (корень слова «нектар» сопоставляется с ?????? - «мертвый»), возвращает «испорченному», израненному или состарившемуся телу совершенство; для живого существа он служит тем самым «эликсиром молодости». См.: Рабинович Е. Г. Нектар в мифе и обряде.— Балто-славянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд. Тезисы докладов. М., 1985, с. 64—66.

75 Вопреки общеизвестной версии Голосовкер последовательно говорит о коршуне, а не орле, терзающем Прометея. Такая версия существовала в античности (в частности, у псевдо-Проба в Комментарии на «Буколики» Вергилия, 6, 42). Именно коршуны выклевывают отрастающую печень великана Тития (Одиссея, XI, 576—580). Однако уже в «Прометее прикованном» (стих 1021 и cл.) эту роль выполняет «крылатый пес Зевса, кровавый орел». Орнитологическая точность в подобных контекстах не является целью, главное

здесь чудовищность облика.

76 Амброзия понимается Голосовкером как обозначение чего-то противоположного свойству ?????? —смертности; но в абстрактном значении—«бессмертие»—слово почти не встречается. Амброзия обозначает некое вещество — пищу, питье или умащение бессмертных богов. Поздние авторы понимают амброзию как напиток, дающий бессмертие (ср. «глоток амброзии» у Лукиана—«Разговоры богов», IV, 5), но по происхождению ?????????—образование скорее не от ?????? — «смертный», а от эпического ??????; (ср. так-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Голосовкер Я. Логика античного мифа 8 понятие
Голосовкер Я. Логика античного мифа 4 описание

сайт копирайтеров Евгений