Пиши и продавай! |
[41] О пристрастии Достоевского к газете хорошо говорит Л.Гроссман: «Достоевский никогда не испытывал характерного для людей его умственного склада отвращения к газетному листу, той презрительной брезгливости к ежедневной печати, какую открыто выражали Гофман, Шопенгауэр или Флобер. В отличие от них, Достоевский любил погружаться в газетные сообщения, осуждал современных писателей за их равнодушие к этим «самым действительным и самым мудреным фактам» и с чувством заправского журналиста умел восстановлять цельный облик текущей исторической минуты из отрывочных мелочей минувшего дня. «Получаете ли вы какие-нибудь газеты? – спрашивает он в 1867 году одну из своих корреспонденток. – Читайте, ради бога, нынче нельзя иначе, не для моды, а для того, что видимая связь всех дел общих и частных становится все сильнее и явственнее…» ( Леонид Гроссман , Поэтика Достоевского, Государственная Академия художественных наук, М., 1925, стр. 176). [42] «Ф.М.Достоевский, Статьи и материалы», сб. II, под ред. А.С.Долинина, изд-во «Мысль», М. – Л., 1924, стр. 105. [43] Первоначально статья А.В.Луначарского была опубликована в журнале «Новый мир» за 1929 год, кн. 10. Несколько раз переиздавалась. Цитировать статью мы будем по сб. «Ф.М.Достоевский в русской критике», Гослитиздат, М. 1956, стр. 403 – 429. Статья А.В.Луначарского написана по поводу первого издания нашей книги о Достоевском ( М.М.Бахтин , Проблемы творчества Достоевского, изд-во «Прибой», Л. 1929). [44] См., например, очень ценную работу А.С.Долинина «В творческой лаборатории Достоевского (история создания романа «Подросток»)», «Советский писатель», М. 1947. [45] В.Кирпотин, Ф.М.Достоевский, «Советский писатель», М. 1947, стр. 63 – 64. [46] Там же, стр. 64 – 65. [47] В.Кирпотин, Ф.М.Достоевский, «Советский писатель», М., 1947, стр. 66 – 67. [48] Виктор Шкловский . За и против. Заметки о Достоевском, «Советский писатель», М, 1957. [49] «Вопросы литературы», 1960, № 4, стр. 98. [50] Виктор Шкловский . За и против, стр. 258 [51] Виктор Шкловский . За и против, стр. 171 – 172 . [52] Аналогично характеризует творческий процесс Достоевского и А.В.Луначарский: «…Достоевскому, – если не при окончательном выполнении романа, то при первоначальном его замысле, при постепенном его росте , – вряд ли был присущ заранее установленный конструктивный план… скорее мы имеем здесь дело действительно с полифонизмом типа сочетания, переплетения абсолютно свободных личностей . Достоевский, может быть, сам был до крайности и с величайшим напряжением заинтересован, к чему же приведет в конце концов идеологический и этический конфликт созданных им (или, точнее, создавшихся в нем) воображаемых лиц» («Ф.М.Достоевский в русской критике», стр. 405). [53] Виктор Шкловский . За и против, стр. 223. [54] Большинство авторов сборника не разделяет концепции полифонического романа. [55] Сборник «Творчество Ф.М.Достоевского», изд-во АН СССР, М., 1959, стр. 341 – 342. [56] Сборник «Творчество Ф.М.Достоевского», изд-во АН СССР, М. , 1959, стр. 342. Мы выставили тезис и дали несколько монологический – в свете нашего тезиса – обзор наиболее существенных попыток определения основной особенности творчества Достоевского . В процессе этого критического анализа мы уяснили нашу точку зрения . Теперь мы должны перейти к более подробному и доказательному развитию ее на материале произведений Достоевского . Мы остановимся последовательно на трех моментах нашего тезиса : на относительной свободе и самостоятельности героя и его голоса в условиях полифонического замысла , на особой постановке идеи в нем и , наконец , на новых принципах связи , образующих целое романа . Настоящая глава посвящена герою . В дядюшкином сне эта особенность носит еще несколько внешний характер |
|
|
|