<<< ΛΛΛ >>>
люди!..
Но теперь их даже не следует любить; мириться с ними не должно... Им должно
желать добра лишь в том смысле, чтоб они опомнились и изменились,- то есть
самого высшего добра, идеального... А если их поразят несчастия, если они
потерпят гонения или какую иную земную кару, то этому роду зла можно даже
немного и порадоваться в надежде на их нравственное исцеление. Покойный
митрополит Филарет находил, что телесное наказание преступников полезно для их
духовного настроения, и потому он стоял за телесное наказание[iv][iv].
И сам г. Достоевский почти во всех своих произведениях, исполненных такого
искреннего чувства и любви к человечеству, проводит почти ту же мысль, быть
может и невольно, руководимый каким-то высоким инстинктом.
Наказанные преступники, убийцы, блудные, продажные и оскорбленные женщины у него
так часто являются представителями самого горячего религиозного чувства...
Страдания, угрызения совести, страх, лишения и стеснения, вследствие кары
земного закона и личных обид, открывают перед умом их иные перспективы... А "без
преступлений и наказаний" они пребывали бы наверно в пустой гордости или
зверской грубости... Без страданий не будет ни веры, ни на вере в Бога
основанной любви к людям; а главные страдания в жизни причиняют человеку не.
столько силы природы, сколько другие люди. Мы нередко видим, например, что
больной человек, окруженный любовью и вниманием близких, испытывает самые
<<< ΛΛΛ >>>
Гуманность есть идея простая Поэтому смирение перед народом для отдающего себе ясный отчет в своих чувствах есть - говорит церковь Страдания - церковь все- таки
|