Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Научное знание и человеческая коммуникация мутируют, порождая все более отдающие шаманизмом феномены. Все это не от хорошей жизни. В частности и оттого, что "улице нечем разговаривать".

В речевом сознании, письменной и особенно устной норме возникают нелинейные навороты и конгломераты. Скорость изменений на порядок превосходит естественный темп смены поколений. Попутно идет расслоение общества на субстраты, и у каждого свой жаргон, а скоро будет и свой принцип осмысления слова.

Наши перемены с выходом из закрытого общества совпали с описанным взрывом. Не следует принимать сей гордиев узел проблем за простые последствия очередного витка "вестернизации". После -- еще не значит по причине.

В чем своеобразие русского ответа на ранее встречавшиеся аналогичные затруднения, в чем плюсы и минусы нашего историко-лингвистического опыта? Плюс: для русского, являющегося в существенной своей части мозаичным конгломератом, такие затруднения не в новинку. Минус: русская традиция замыкания в сектантской догме, ортодоксальном старообрядчестве может сыграть с нами злую шутку, усилив тенденцию замыкания в себе больших социальных групп.

И еще. Типовая реакция русской речи -- встретившись с невозможностью выразить новую реальность, обратиться к тем, кто с нею уже справляется, а позаимствовав, ассимилировать. Она стала автоматической. Но насколько она соответствует нынешним небывалым условиям? И шире -- каково онтологическое положение человеческих языков на пороге нового тысячелетия?

Посмотрим правде в глаза: никакой язык -- английский в том числе -- не справляется с новыми задачами. Заимствовать по существу (то есть не одни слова, а идеи-образы, стоящие за словами и претендующие на верный слепок действительности) абсолютно не у кого и негде.

Впервые в истории человечества слово дошло до края своих возможностей вмещать мир. Закономерно, что арсенал слов, не выражающих ничего, и слов, с помощью которых можно выразить что угодно, лавинообразно возрастает. Сегодня проблему почти невозможно адекватно выразить: только намекнуть. В языке идет запутанное самовыворачивание наизнанку, но изнанка оказывается не изнанкой, а продолжением лицевой стороны. Ментальность цивилизации зримо превращается в эдакий лист Мебиуса. Все это сказывается на норме речи. На словаре. На потере идиомами первоначальных значений... Да и вообще на стиле пользования языком внутри культуры.

Парадокс на парадоксе. Если вернуться к положению дел в сегодняшней РФ -- не странно ли, что крик об иноязычной порче языка быстрее подхватывают те, кто его и портит. Кто произносит бантЫ, складЫ, кранЫ. Кто усиливает сдвиг в сторону "дикой" формы множественного числа: профессорА, секторА, плинтусА. Современный русский вот уже около ста лет занят самозабвенным самоизуродованием. Одни изменения эпохи военного коммунизма и НЭПа с их манией аббревиатур чего стоят, но им не уступит современный бум обновления в кавычках, суть которого в том, что два урода спелись и поменялись местами. Советский пыльный воляпюк газет вытеснился тюремной феней. Перефразируя Бахтина, произошла смена пахнущего формалином "верха" на пованивающий лагерным сортиром телесный "низ.

Что происходит с языком, спрашивают все. В том, что нежданно-негаданно наехало на русский язык, процентов 30 падает на заимствования западных терминов. На 70 процентов -- это направленная "неграмотность" и уголовный жаргон. Вслушайтесь только. Думак. Чувак. Клево. Оттянулся. Тащишься. Впарить. Меня прикалывает. "Бугор". Паханы. Беспредел. Круто. Махнемся?

Какой там "Дом Бытия"! Дом Быта, дом Быдла. Для языка нет порчи опасней, чем собственные внутренние прелести: от них нет автоматического иммунитета.

 <<<     ΛΛΛ   

Сегодня проблему почти невозможно адекватно выразить
Всемирность русской души

сайт копирайтеров Евгений