Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гегель, по мнению А. Шопенгауэра, который лично его знал, был глупый, скучный, противный, безграмотный шарлатан и наглый мистификатор. Тот же Шопенгауэр сказал, что Гегель оказал опустошающее, точнее, оглупляющее влияние не только на философию, но и на все формы немецкой литературы. Сейчас мы видим, что это оглупляющее влияние не ограничилось немецкой речью. В частности через Маркса и Энгельса, почитателей гегелевской диалектики, оно распространилось на весь мир. Ленин, проштудировав Гегеля, заявил: кто не знает Гегеля, тому не понять Маркса.

Диалектику употреблял даже унтер Пришибеев когда, например, объяснял судье, что " по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности ". Это в духе Гегеля, который писал, что "всякая конкретная вещь состоит в различных отношениях ко всему остальному". Наиболее полное воплощение диалектика Гегеля-Пришибеева нашла в диалектическом материализме, который " признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как результат его внутренних противоречий " (Советский энциклопедический словарь).

Советские обществоведы очень любили диалектику. И не только как метод познания. Они любили сами слова диалектика , диалектический . Я сам как-то участвовал в конференции, которая называлась: "Диалектика мировоззрения и социальной практики в условиях перестройки". Эти слова подчеркивают ученость и приобщение к особому методу познания. Их употребление позволяет прикрыть тривиальность высказывания или обессмыслить его. А тривиальные или бессмысленные высказывания не оспоришь, поэтому не придерутся оппоненты. Не хватит у оппонентов и наглости оспорить гегелевскую диалектику. Потому что ее любили Маркс, Энгельс и Ленин. И, наконец, использование диалектики свидетельствовало о лояльности советских авторов к политическому руководству.

Философ Бохеньский называл диалектику "одним из самых вредных, какие только есть на свете, суеверий" 11 .

С помощь диалектики можно доказать и опровергнуть все, что угодно. Это свойство диалектики отразилось в анекдоте советских времен.

Студент объясняет любопытной бабуле диалектику, пять раз задавая ей один и тот же вопрос: "Кому из двух приятелей идти в баню - чистому или грязному?". Бабуля в первый раз отвечает, что грязному. "Неправильно, - говорит студент, - ведь грязнуля привык к своей грязи, ему и так хорошо. Другое дело чистюля". Бабуля поправляется и отправляет в баню чистого. "Но ведь чистому мыть нечего, - говорит студент, - зачем ему в баню?". В третий раз бабуля решает обоих не отправлять в баню: грязному и так хорошо, а чистому мыть нечего. "Ошиблась, - говорит студент, - чистюле может быть неприятна грязь приятеля". В четвертый раз бабуля отправляет в баню обоих, чтобы грязный не испачкал чистого. "Опять ошибка, - говорит студент, - чистому мыть нечего, а грязнуле мытье наказание". Когда студент в пятый раз задает свой вопрос, бабуля долго молчит, а потом говорит: "Ерунда какая-то". "Это бабуля и есть диалектика!" - подытоживает студент.

Заметьте, что студент незаметно для бабули подменяет смыслы. Грязный у него из человека, которому следует помыться, превращается, когда надо, в грязнулю , то есть в человека, который не любит мыться. Чистый тоже из только что вымытого человека превращается в любителя мыться. И наоборот.

Этот анекдот вырос не на пустом месте. Сам Маркс употреблял диалектику в анекдотическом смысле: "Возможно, я оскандалюсь (в своих предсказаниях - Е. Р. ). Но тогда можно будет как-нибудь выпутаться при помощи небольшой диалектики. Разумеется, свои предсказания я изложил таким образом, чтобы быть правым и в противоположном случае" 12 .

В советское время университетский преподаватель рассказывал нам о развитии колхозов и о том, что колхозы, не будучи государственными, меньше отвечают идеалам социализма, чем совхозы. Я спросил: зачем, если нам дороги идеалы социализма, нужно развивать колхозы? Не лучше ли сначала преобразовать их в совхозы, а потом и развивать? Преподаватель ответил, что есть такой закон диалектики: отмирание через развитие. Всемерное развитие колхозов способствует их скорейшему отмиранию. Меня так поразил этот ответ, что я его помню до сих пор. Помню, что дальше я не спрашивал, потому что не знал такого закона и стыдился еще дальше обнаруживать свое незнание.

Аналогично применяет диалектику героиня романа Юза Алешковского, выступая с лекцией "Коренные противоречия в сельском хозяйстве США":

" Фермеры служат орудием американского империализма в деле обкармливания рабочего класса и интеллигенции продуктами питания с целью отвлечения их от мировой классовой борьбы. Кроме того, США пользуются временным недоеданием социалистического лагеря и развивающихся стран, которые тратят огромные деньги на защиту священных границ от наступления миллионеров из Пентагона на завоевания революции.

Ихняя цель - наполнить наши желудки хлебом и мясом, чтобы на сытое брюхо забыли мы призыв товарища Ленина строить коммунизм на планете и за ее пределами.

У нас есть секретные сведения, что Рейген в плане крестового похода на коммунизм дал указание платить фермерам огромные деньги за уменьшение посевных площадей. Это есть главное противоречие между колхозами и единичными хозяйствами. Мы всячески вкладываем капиталы в разные целины, чтобы прокормить строителей коммунизма, а Рейген, наоборот, призывает фермеров ни черта не сеять хлеб, чтобы задушить коммунизм голодом...

Встаю с места и возражаю:

- Как же так? С одной стороны, США хочет набить нам брюхо хлебом и мясом, которое мы у них покупаем, а с другой - Рейген пытается задушить нас голодом? Концы с концами не сходятся, товарищ Завзялова...

- Диалектику надо понимать. По диалектике все концы с концами сходятся. Вы вот возмущаетесь очередями в городе за продуктами. А партия учит, что очереди в стране существуют для того, чтобы в будущем их не было. Милицию и КГБ мы укрепляем по указанию товарища Андропова с целью отмирания карательных органов при коммунизме, когда уже совсем некого будет карать".

Сегодня, по сравнению с советским временем, диалектика в меньшем почете. Сегодня на первое место по бестолковости выходят слова общество, общественный, социальный, экономика, экономический .

Диалектическая экономика или экономическая диалектика . Слово экономика имеет, по крайней мере, четыре разных смысла.

Во-первых, экономика - это управление хозяйством, домострой. По крайней мере, так понимал это слово его изобретатель древний грек Ксенофонт. Его экономика - это домоводство, умение хозяйствовать. Сегодня экономикой принято называть одну из общественных дисциплин. Обществоведы гордо называют ее наукой. Правда современная экономика-наука не имеет ничего общего с экономикой Ксенофонта.

Во-вторых, экономикой часто называют не только искусство хозяйствовать, но и само хозяйство. Причем, обычно не хозяйство отдельного человека, а хозяйство страны (народное хозяйство или национальная экономика), региона, города, на худой конец, крупного предприятия. В последнее время стали говорить о мировом хозяйстве (мировой экономике). Когда говорят о подъеме экономики, экономическом развитии, росте и спаде, об экономическом кризисе, то речь идет скорее о хозяйственных успехах или неудачах, чем о состоянии учения, заложенного Ксенофонтом.

Мы уже знаем, что называть дом, хозяйство домостроем , домоводством или экономикой значит с серьезным видом создавать плеоназмы со всеми вытекающими последствиями.

В-третьих, экономикой называют некоторые отношения между людьми. Эти отношения называют производственными, экономическими, иногда хозяйственными. Но отличить экономические отношения от неэкономических крайне непросто.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Репин Е. Мистификаторы и пустозвоны негодный язык общественных дисциплин языкознания 11 деятельность
Арбитраж
Вот эти слова собственность ценность товар рынок частную имущество
Муниципальных образовательных учреждений
Репин Е. Мистификаторы и пустозвоны негодный язык общественных дисциплин языкознания 4 хозяйство

сайт копирайтеров Евгений