Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Итак, вопрос о сущности и трактовке религиозного стиля в рамках лингвистической стилистики остается открытым.

Молитва как религиозное высказывание. Типы молитв

Трудно ответить на вопрос, что такое молитва. С философской и бого­слов­ской точки зрения молитва представляется “самым совершенным рели­гиозным актом, диалогом, разговором с Богом” (Zdybicka 1984: 156). “В молитве как речи, - подчеркивает Б. Вельте (1995: 20), - человек говорит к Богу и с Богом. Человек называет Бога и высказывает самого себя”. Авто­ном­­­ная ценность религиозного диалога связывается при этом с тремя основными типами позиции молящегося человека: религиозного ожидания (надежды), религиозного понимания (веры), преданности (любви) (Weclaw­ski 1995: 98-107, ср. также Zdybicka 1984; Welte 1995; Nedoncelle 1995).

В Катехизисе молитве дается определение, согласно которому “молитва является возношением души к Богу или направленной к Нему просьбой об определенных благах” (ККК 1994: 575). В конденсированной формуле, предложенной 3.Здыбицкой (Zdybicka 1984: 158), сущность молитвы проявляется в том, что, будучи диалогом, она является словом и просьбой.

Если ограничиться христианской молитвой, то можно выделить три формы ее существования, закрепленные в традиции (ККК 1994: 607): 1) устную молитву, приобретающую форму через слова, произносимые вслух или в мыслях, 2) размышление, 3) созерцание, которое является даром, выслушиванием Божьего Слова" (ККК 1994: 610).

В трактовке Т.Венцлавского (Weclawski 1995: 108) обозначаются три формы широко понимаемого молитвенного языка, или языковые границы молитвы, по определению автора: молчание, внешняя или внутренняя импровизация и молитва по установленному тексту, общая для многих людей. “Формы молитвы, - отмечает кратко М. Недонселль (Nedoncelle 1995:142), - помещаются в пространстве от молитвы устной и стереотипной до молчаливой и свободной”.

Исследователи религии относят молитву к группе сакральных (культовых) текстов, рядом с такими формами высказываний, как инъюн­кция, т.е. приказание типа ldz precz szatanie; Przyjdz Panie Jezu, рекон­струкция мифа и акламация (Wierusz Kowalski 1973: 100).

Учитывая филологическую точку зрения и рассматривая молитву как тип культового высказывания с определенной структурой и иллокуционным потенциалом, можно предложить следующую типологию:

а) молитва установления (общая) вместе с различными формами молитвы литургической, а также близких к ней разнородных молитвенных форм, представленных в молитвенниках (ср. Nadolski 1989 а , 1992);

б) молитва частная (Zdybicka 1984: 157), личная, которая может принимать форму “вотивного”, т.е. специального благодарственного текста (см. Kowalski 1993, 1994) или поэтического текста (см., например, Kulakowska 1996). Предметом описания в настоящем исследовании будет литургическая молитва, в частности, ее наиболее устойчивые формы, а также те типы установленных молитв, которые рекомендуются молитвенниками верующим как форма диалога с Богом.

 

Стандартизация литургической молитвы

Понятие литургической молитвы представляется лингвисту многомерным. Высказывания, к которым относится этот термин, различаются между собой как по структуре, так и по коммуникативным детерминантам, таким, как тип отправителя, тип намерения и т.д. По типу отправителя различаются внутри литургической молитвы две категории высказываний: молитва священника (ведущего службу) и молитва верных (Nadolski 1989 а ). Первую категорию образуют высказывания, дифференцированные в структурном и в функциональном планах - освящающие молитвы, орации, “молитвы над народом” (Nadolski 1989 а : 101; несколько другое деление находим в работе Sinka 1988: 96). Понятие “молитва верных” охватывает при этом следующее: литургические молитвы, поэтические молитвы (псалмы, гимны и т.п.), акламации (Nadolski 1989 а : 102-108).

Характеристика вопроса о стандартизации литургической молитвы требует предварительно по меньшей мере упоминания о ее структуре, точнее, о месте и роли отдельных молитвенных высказываний в рамках литургии. Среди актов культа католической Церкви важнейшее место занимают обряды, проводимые по установлению и воле самого Христа", т.е. Святая Месса и таинства (Sinka 1988: 30). После проведенной II Ватиканским Собором реформы Святая Месса получила форму ясно построенного культового акта (ср. Sinka 1988: 75; Nadolski 1992). Первая ее часть -вступительные обряды (литургия верных), в числе которых находится важная для наших рассуждений молитва священника, называемая коллектой. Далее следует литургия Божьего Слова, включающая чтения, Евангелие, проповедь и Символ веры. Главным фрагментом Мессы является литургия жертвы, а внутри нее Евхаристическая молитва и обряды Причащения. Последнюю часть образуют действия и высказывания, определяемые как заключительные обряды (“литургия напутствия”).

Самой совершенной, притом основной формой молитвы священника является, как уже упоминалось, коллекта. Это стандартное высказывание, направленное в начале мессы к Богу от имени верных. Она представляет собой образец для других разновидностей установленной молитвы. Встроенной в литургию коллекте предшествует призыв к молитве “Oremus” - “помолимся” и молитвенная тишина. “Все вместе со священником в течение минуты хранят молчание, чтобы осознать, что они стоят в присутствии Бога и чтобы в личной молитве высказать свои просьбы” (Sinka 1988:182). Молитва начинается с обращения (инвокации), после которого наступает обоснование просьбы, сама просьба и конечная формула. Дополнением так построенного высказывания священника является произносимая верными акламация. Попутно заметим, что коллект может быть несколько, но в пределах определенной литургии, т.е. части мессы, произносится только одна.

Для наших рассуждений важно также и то, что некоторые элементы коллекты могут функционировать как самостоятельные формулы в пределах определенных культовых действий или как компоненты других установленных молитв. Поэтому стоит присмотреться к ним ближе, ссылаясь на терминологию, установленную в учебниках по литургике, так как эта терминология точно сообщает о функциях отдельных формул.

Первый элемент - анаклеза; он служит обращению к Богу и, как правило, принимает форму следующих вокативных фраз: Boze!, Wszechmogacy Boze!, Wszechmogacy, wieczny Boze! (см. Sinka 1988: 182; Nadolski 1992: 130). Анамнеза - “воспоминание о делах Божьих, совершаемых в истории спасения” (Nadolski 1992: 130) - состоит из различных выражений, в зависимости от разновидности обряда. Их схематичность следует связывать с частотностью структуры “Deus qui” - Boze, ktory... Подобным образом определяются показатели клишированности просьбы, формулируемой, как правило, по схеме spraw, abysmy... или spraw, prosimy, abysmy... (отсылка к анамнезе + собственно просьба). Завершающий элемент, именуемый конклюзией (Nadolski 1992: 131), имеет форму доксологии (от гр. 'слава'), то есть славословия - прославления Бога в трех ипостасях (к описанию разных подвидов доксологии еще вернемся). Если описываемая молитва священника направлена к Богу Отцу, конклюзия принимает форму устойчивого выражения Przez naszego Рапа Jezusa Chrystusa, Twojego Syпa, ktory z Toba zyje i kroluje -w jednosci Ducha Swietego, Bog, przez wszystkie wieki wiekow (Sinka 1988: 183, Nadolski 1992: 131). Когда в рамках определенной литургии упомянутая молитва направлена ко Христу, конклюзия имеет форму выражения Ktory zyjesz i krolujesz z Bogiem Ojcem w jednosci Ducha Swietego, Bog, przez wszystkie wieki wiekow (Sinka 1988: 183).

Стоит здесь упомянуть о том, что процесс стандартизации определенного элемента коллекты проходил постепенно. Расширение конклюзии способствовало точности в способе передавания истин доктрины. Состав формул зависел к тому же от стилистического вкуса эпохи, то есть от убеждений, касающихся принципов хорошего стиля и существующих образцов словесного выражения. Б.Надольский обращает внимание на факт, что формула przez wszystkie wieki wiekow восходит к древнему периоду истории Церкви и перенята из иудейских обрядов (Nadolski 1992: 131).

О степени устойчивости рассматриваемых здесь формул можно судить, как нам представляется, по текстам молитвенников, содержащих непостоянные литургические молитвы, в которых напечатаны только их начальные слова: Ktory zyjesz..; Ktory zyjesz i krolujesz..; Przez tegoz Pana naszego..; Ktory z Toba... (см. Mszalik. Warszawa 1961).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В римском миссале для польских епархий количество евхаристических молитв увели­­чено до десяти
В катехизисе молитве дается определение
Структура молитвы

сайт копирайтеров Евгений