Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

родах церкви Илии пророка принадлежат к древнейшим. Это связано с переносом культа Перуна-громовержца на Илию с его огненной колесницей.
Большое значение Торговая сторона получила тогда, когда возникли поселения у берегов реки Волхова. Одним из основателей этих поселений был Ярослав Мудрый, именем которого впоследствии называлась вечевая площадь. Твёрдая память о месте поселения Ярослава сохранялась ещё в XVI-XVII вв., когда был сложен Летописец новгородский церквам божиим: «И жил великий князь Ярослав на Торговой стране, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище» 1).
Ко времени Ярослава ведёт нас ещё другое название. Один из вымолов - пристаней - назывался «Гаралдов вымол», что напоминает нам об имени Гаральда, искателя руки Елизаветы, дочери Ярослава Мудрого. Торговая сторона имела ряд преимуществ для торговых операций по сравнению с Софийской, так как берег Волхова здесь невысокий, но и незатопляемый; река делает поворот, что увеличивает протяжение береговой линии и вымолов. Вероятно, имела значение и большая глубина реки у правого берега по сравнению с левым.
Дальнейший рост Торговой стороны происходил быстро, но в основном он падает на XI в. Каменные церкви на Торговой стороне были построены в начале XII в. «На княжи дворе» воздвигли собор (теперь Николо-Дворищенский), на Петрятине дворе церковь Ивана Предтечи на Опоках. Новгородский торг (или «торговище») окончательно утвердился на Торговой стороне.
Известие о пожаре 1105 г. позволяет глубже присмотреться к топографии Торговой стороны. В пожар погорели дворы «от ручия мимо Славьно до святого Илии». Под ручьём здесь надо понимать Фёдоровский ручей, протекающий примерно посередине Торговой стороны. Славно находилось значительно южнее ручья, а поблизости от него - церковь Илии. Таким образом, погоревшие дворы занимали на Торговой стороне почти всю площадь позднейшего Славенского конца. Фёдоровский ручей, повидимому, обозначал первоначальную границу посада на Торговой стороне и служил рвом, окружавшим
_________
1) «Новгородские летописи», стр. 180.

-381-

вал Славенского Конца, за которым далее к северу находились только отдельные поселения. В пожар 1152 г. Торговая сторона опять погорела от торга до ручья и до Славна, стало быть, всё ещё обозначавшегося отдельно от других частей Славенского конца 1)
Фёдоровский ручей - название позднейшее, от церкви Фёдора Стратилата, стоявшей на ручье, который ранее именовался Плотницким ручьём. В самом конце XII в. местность за Фёдоровским, или Плотницким, ручьём носила обозначение «в Плотьниках», додержавшееся до XIV в. 2)
Основная городская территория Великого Новгорода, таким образом, сложилась уже в XII в., причём посад разбросался на неизмеримо большее пространство, чем сам Детинец, - первый признак большого города с крупным торговым и ремесленным населением.
О развитии новгородского ремесла говорилось уже неоднократно выше. Новгород был центром самых различных производств; его почва крайне богата всякого рода древними остатками. В нём было развито и кожевенное, и гончарное, и оружейное, и ювелирное производства. Сведения об этих ремёслах, основанные на глубоком изучении археологических источников, читатели найдут в работах А. В. Арциховского и его учеников 3).
Богатство города подчёркивается большим каменным строительством в XI-XIII вв., причём может быть отмечена одна важная особенность исключительного порядка. Наряду с величественными княжескими сооружениями, подобными Софийскому собору, собору Николы на Дворище, Юрьевскому собору, в Новгороде развернулось строительство зданий знатными горожанами. Величественным памятником этого времени является Антониев монастырь, собор которого был построен в 1119 г., а расписан фресками в 1125 г. 4) «Строителем» его был Антон, по позднейшему его житию - богатый купец. Летописец, конечно, знал, кем был этот Антон, и поэтому оставил его имя без пояснения, как всем известное в его время;
_________
1) Новгород. лет., стр. 19, 29.
2) Там же, стр. 43.
3) А. В. Арциховский, Раскопки на Славно в Новгороде, его же, Раскопки восточной части Дворища в Новгороде («Материалы и исследования по археологии СССР», № 11, стр. 119-151, 152-176).
4) Новгород. лет., стр. 21.

-382-

недаром же летописец отмечает год поставления Антона, или Антония, в игумены и год его смерти. По своему богатству Антониев монастырь не уступал княжескому Юрьеву монастырю, а это говорит о больших деньгах, накапливавшихся в руках отдельных новгородцев.
Отметим также существование в Новгороде дворов для приезжих купцов - Готского и Немецкого, варяжской божницы, патрональных церквей купеческих объединений (Пятница у заморских купцов, Иван Предтеча на Опоках у вощников), чтобы картина богатого и населённого города стала нам вполне ясной. Нет ничего удивительного, что именно здесь, в Новгороде, с особенной полнотой развились и оформились городские порядки, приведшие к созданию особого государства - «господина Великого Новгорода».
В истории русской культуры Новгороду принадлежит исключительное место, наравне с Киевом. Здесь составлялись обширные летописные своды, существование которых восходит уже к XI в. Краткая и пространная редакции Русской Правды одинаково связаны с Новгородом. Древнейшие их списки - новгородского происхождения. Подавляющее количество древних рукописей имеет новгородское происхождение, так как Новгород сохранил и приумножил культурное богатство Древней Руси. Ведь за всю свою вековую историю он потерпел только одно разорение от внешних врагов: город был опустошён фашистами во время Великой Отечественной войны. Сердце обливается кровью, когда вспоминаешь старый Новгород до его разорения. Только подлые банды фашистов могли так разорить его седую старину.
Громадное культурное значение Новгорода подчёркивается русским эпосом. Былины «новгородского цикла» о Василии Буслаеве, о богатом госте Садко и т. д. принадлежат к золотому фонду русской народной литературы.
Новгород как бы поглощал всё городское население в округе радиусом в 200 км. Другие города Новгородской земли, за исключением Пскова, никогда не могли достигнуть большого процветания и самостоятельности. Наиболее значительными центрами в собственно Новгородской земле были Ладога, Торжок, Старая Руса.
Ладога стояла недалеко от впадения реки Волхова в Ладожское озеро. К ней близко подходили реки Сясь

-383-

и Тихвинка, верховья которых непосредственно примыкали к Чагодоще, притоку реки Мологи. Древний путь от берегов Балтийского моря к верховьям Волги шёл примерно по линии современной Тихвинской водной системы и отмечен целым рядом курганов и могильников. От Ладоги начинался путь по Свири и Ковже к Белоозеру, где находилось племя «Весь». Этот район был известен в X в. как страна, богатая пушным зверем. Для древнейшей стадии скандинавской торговли с востоком Ладога являлась, несомненно, более удобным центром, чем Новгород. Поэтому предание о Ладоге, как о первом месте поселения Рюрика 1), может указывать на большое значение этого города в глубокой древности, как отправного пункта движения скандинавской торговли на юг и юго-восток.
Особое отношение варягов к Ладоге подтверждается скандинавскими сагами, нередко упоминающими об Альдейгаборге. По скандинавским сказаниям, Ладога была отдана Ярославом Мудрым в вено Ингигерд (Ирине), дочери короля Олафа. Ингигерд изъявила своё согласие на брак с условием, чтоб ей предоставлен был «в свадебный дар Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относится». Ингигерд вышла замуж за Ярослава и отдала крепость Альдейгьюборг с областью Рогнвальду 2). Таким образом, скандинавские саги рисуют нам положение Ладоги как опорного пункта для варягов, приходивших из-за моря.
В. И. Равдоникас отмечает, что курганы в местности Плакун, поблизости от Ладоги, отличаются по своему устройству и обряду погребения «от обычных и одновременных им приладожских курганов с сожжением и чрезвычайно близки (собственно даже идентичны) к шведским курганам этого времени, например, к курганам около г. Бирки» 3), хотя этническая принадлежность насе-
_________
1) «И придоша к словеном первее и срубиша город Ладогу, и седе старейший в Ладозе Рюрик» (Ипат. лет., стр. 11).
2) Н. Е. Бранденбург, Старая Ладога, СПБ 1896, стр. 7-14; см. также статью Е. А. Рыдзевской «Сведения о старой Ладоге в древнесеверной литературе» («Краткие сообщения ИИМК». XI, стр. 51-65).
3) В. И. Равдоникас, Старая Ладога («Краткие сообщения ИИМК», XI, стр. 30-41); его же, Древнейшая Ладога в свете археологических исследований 1938-1950 гг. («Краткие сообщения ИИМК». XLI, стр. 34-36).

-384-

ления древнейшей Ладоги к восточным славянам несомненна.
На древность поселений в районе Ладоги указывают находки арабских монет VIII-IX вв. около древней Георгиевской церкви в крепости.
С установлением постоянных торговых и политических сношений Новгорода с Ростово-Суздальской землёй по верхнему течению Волги значение Ладоги сильно упало, так как открылись более близкие и безопасные пути на восток. Тем не менее Ладога долго оставалась крупнейшим городом на севере Новгородской земли. В Ладоге были построены каменные церкви и воздвигнут в 1116 г. каменный замок, заложенный ладожским посадником Павлом 1). Большое значение Ладоги объясняет участие ладожан в решении важнейших политических вопросов, касавшихся Новгородской земли в целом, хотя замечается подчинённое положение Ладоги по отношению к Новгороду.
В торговом отношении Ладога имела значение перевалочного пункта, которое она сохраняла ещё в XIII в., когда в Ладоге находилась католическая церковь св. Николая. При ней надо предполагать существование двора для приезжих купцов, как это было в Новгороде. Из проекта договора Новгорода с Готландом XIII в. видно, что церковь была построена в давнее время, так как пользовалась «как и в старину», особыми отведёнными ей лугами. Повидимому, она находилась на Варяжской улице, упоминаемой в переписной книге Ладоги 1500 г. 2) Из той же переписной книги выясняется, что в Ладоге был посад с несколькими улицами и церквами. О существовании его известно уже по летописному рассказу о нападении шведов на Ладогу в 1164 г. 3)
Другой новгородский пригород - Торжок, или Новый Торг своё название получил от торга, ярмарки (торжка), образовавшегося на Тверце, на пути из Новгорода к Волге. По всей видимости, это был пункт, где новгородские купцы встречались с купцами из Владимиро-
_________
1) Новгород. лет., стр. 20.
2) Н. Е. Бранденбург, Старая Ладога, стр. 50-51.
3) «Придоша Свье (Свея) под Ладугу и пожьгоша ладожане хоромы своя, а сами затворишася в граде» (Новгород. лет., стр. 31). Как видно, речь идёт о сожжении посада, лежавшего вне города.

-385-

Суздальской Руси, и это значение Торжок сохранил даже I после возникновения Твери. Путь по Мсте и Тверце, конечными пунктами которого с XIII в. были Новгород на северо-западе и Тверь на юго-востоке, быстро приобрёл большое значение по сравнению с менее удобными дорогами от Ильменя к верхнему течению Волги. Уже в 1147 г. новгородское войско ходило войной на Суздаль по новому пути и «воротишася на Новемь Търгу».
Местоположение Торжка оказалось очень выгодным, потому что рядом мелких рек он был соединён с озером Селигер и, таким образом, со старинным Селигерским путём, с одной стороны, с рекой Медведицей - с другой. Название «Торжок» появилось относительно поздно, и в древнейших известиях город носит ещё название Нового Торга, поэтому и жители его обычно именуются новоторжцами. Центральное и выгодное торговое положение Торжка выясняется из летописного известия 1196 г., по которому Ярослав Всеволодович был на княжении «на Торжку в своей волости, и дани поймал на всему Верху и на Мсте и за Волоком взял дань» 1). Впрочем, в изучаемый период Торжок не получил ещё того крупного значения, которое он приобрёл в более позднее время.
В Торжке имелся укреплённый замок, способный выдержать длительную осаду, вокруг которого надо предполагать существование посада.
Земляной вал на Борисоглебской стороне города даёт представление о Кремле Торжка. По описаниям позднейшего времени, этот вал имел в вышину 6 сажен и простирался в длину на 150 сажен. С востока крепость примыкала к реке Тверце. В позднем житии Ефрема Новоторжского говорится, будто бы Ефрем был родом угрин, т. е. венгерец, и приходился родным братом Георгию, отроку Бориса, убитому на Альте. Ефрем принял монашество и построил Борисоглебский монастырь в Торжке(умер в 1058 г.). Сказочность жития Ефрема доказывается уже тем, что Борис и Глеб не были ещё канонизированы в 1058 г., когда Ефрем будто бы построил в их честь монастырь. Поэтому относить построение Торжка
_________
1) Новгород. лет., стр. 27, 43.

-386-

к первой половине XI в., как это делается и некоторых работах, пока нет оснований 1).
Крупным городом Новгородской земли была Старая Руса (или Русса).
Название «Старая Руса» всегда интересовало учёных в связи с вопросом о начале Руси. Не имея возможности дать ему правдоподобное объяснение, отметим только, что в древних памятниках город обозначался с одним «с» (Руса). Впервые этот город назван под 1167 г. 2), но он, безусловно, существовал с очень давнего времени.
Старая Руса представляла довольно значительное поселение, сосредоточенное около крепости. Остатки древнего вала обнаружены в ней при недавних раскопках. В 1199 г. в Старой Русе была построена крепость, а годом раньше - каменный собор Преображения в монастыре 3).
Присматриваясь к географическому положению Старой Русы, мы не можем признать его очень удобным с торговой точки зрения. Город стоит в некотором отдалении от Ловати и Полы на берегу реки Полисти, вытекающей из озера, лежащего среди болотистых и лесных пространств на водоразделе водных систем реки Великой и озера Ильмень. Прямая дорога из Новгорода на юг обычно шла по соседней Ловати, а не по Полисти. Кажется, с самого начала своего существования Старая Руса имела значение не столько торговое, сколько промышленное, так как в её районе находились богатые соляные варницы, разрабатываемые с давнего времени.
Самым южным новгородским пригородом были Великие Луки, называемые в летописи обычно просто Луками. Добавление «великие» показывает, что этот город был значительным поселением, так как подобное добавление применялось редко и обычно к таким большим городам, как Новгород и Ростов.
Значение Великих Лук определялось тем, что они стояли на верхнем течении Ловати, а это придавало
_________
1) И. Красницкий, Тверская старина. Очерки истории древностей и этнографии, вып. 1. Город Торжок, СПБ 1876. Сочинение Красницкого основано на более ранней работе Илиодора .«Историческо-статистическое описание города Торжка», Тверь 1860.
2) Новгород. лет., стр. 32, 43; в 1199 г. «в Русе город обложите» (стр. 5).
3) Там же, стр. 43, 45.

-387-

городу характер перевального пункта, последнего новгородского города на юге. Это видно уже из первого летописного известия 1166 г., когда князь Ростислав пришёл «из Киева на Луки» и призвал к себе на совещание новгородцев. Через 25 лет поблизости от Лук «на рубежи» происходило совещание полочан с новгородцами по поводу приготовлений для похода на Литву и на Чудь.
Стратегическое значение Великих Лук выясняется также из других летописных известий; недаром же новгородцы смотрели на Луки, как на «оплечье» для Новгорода от Литвы.
Как и в других русских городах, в Луках находим «город» - крепость, окружённую посадом. Литовцы и полочане во время набега на Луки «пожгли хоромы, а лучане устереглись и спаслись в городе» 1), следовательно, городские дома (хоромы) стояли вне города.
Из всех новгородских пригородов наибольшее значение имел Псков, который уже с начала своей истории представлял особый центр обширной территории. Псковская земля отличалась относительным плодородием, в особенности по сравнению с соседними новгородскими пределами, а размеры её кажутся нашим историкам небольшими только при сравнении с необозримыми пространствами остальной Руси. В Западной Европе территория Псковской земли равнялась бы значительному герцогству, вроде Фландрии. А так как экономическое и торговое положение определяется не размерами территории, а развитием производства и обмена, то Псковскую область надо считать немаловажной в Древней Руси. Достаточно сказать, что в Псковской земле XIV-XV вв. было больше каменных крепостей, чем во всей Московской Руси.
Географическое положение Пскова способствовало его будущему развитию как крупного торгового и ремесленного центра. Чудское озеро с его притоками, к которому близко подходит Салис, впадающий в Рижский залив, соединяли Псков с Балтийским морем. Древняя дорога по Салису засвидетельствована находкой на острове Сарема серебряника Ярослава Мудрого 2). Очень ранней
_________
1) Новгород. лет., стр. 44.
2) А. А. Ильин, Топография кладов древних русских монет X-XI вв., Л. 1924, стр. 13.

-388-

была и другая дорога к Рижскому заливу по обеим Аа(Гойвам), выводившая к устью Западной Двины. После построения Риги получила большое развитие зимняя дорога из Пскова в Ригу - «горный» путь. Она, видимо, шла через Изборск и Оденпе (Медвежью голову), судя по словам Ливонской Хроники, упоминающей о разграблении русских купцов в Унгавнии в стране эстов 1). Важное значение Пскова для торговли с Ригой и Эстонией засвидетельствовано многими документами и не требует особых доказательств.
Начало Пскова относится к глубокой древности, хотя в предании о призвании князей говорится не о Пскове, а об Изборске, где сидел легендарный Трувор. Уже летописец вынужден был сделать своеобразный исторический экскурс о начале Пскова: «А о Плескове граде от бытописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми» 2). В сущности, и современный историк на основании письменных источников может только отметить, что Псков уже существовал в X в. Предание утверждало, что княгиня Ольга была приведена в жёны Игорю из Пскова.
Название «Псков» - древнее; оно, вероятно, является сокращением обычно употребляемого слова «Плесков» - названия, известного и в Болгарии Дунайской, где стоял город Плисков, или Плискова. В какой мере название «Плесков» связано с русским словом «плеск», предоставляем судить лингвистам. В древнерусском словаре существовало и слово «плескание» для обозначения свадебного языческого обряда или языческих игр. В этом значении это слово употреблено в послании митрополита Фотия в Псков начала XV в. Между тем при раскопках Псковского кремля был найден языческий жертвенник VII-VIII вв. Случайное ли это совпадение или нет, оставляем вопрос пока без рассмотрения.
Древнейшая часть Пскова («Кром») занимала высокий холм на узком мысу при впадении реки Псковы в Великую. В дальнейшем город в основном рос в южную сторону, занимая пространство между теми же реками 3),
_________
1) Генрих Латвийский, Хроника Ливовии, стр. 113.
2) Псковская летопись, изд. М. Погодиным, М. 1837, стр. 2.
3) А. Никитский, Очерк внутренней истории Пскова, СПБ 1873, стр. 82 и след.

-389-

хотя рано стало заселяться и Запсковье. Поражают незначительные размеры Крома, к которому только во второй половине XIII в. присоединили некоторое пространство, окружённое каменной Довмонтовой стеной. Между тем в известиях XII в. Псков появляется перед нами как крупный городской центр. Поэтому надо думать, что Кром являлся только замком, за которым лежал посад, укреплённый валом и рвом, как это было в других русских городах. В Завеличье, на западном берегу реки Великой, уже в XII в. стояли богатые монастыри.
Название «Кром» не вполне ясное по своей этимологии. Вернее всего оно связано со словом «кромьство» - внутренность. Известно и другое древнерусское слово «крома» - краюшка хлеба. По Далю, «кром» - ларь, место для хранения хлеба на случай осады. Название города - Кромы - происходит от того же корня.
О населённости Пскова говорит сообщение о гибели 600 мужей псковских в неудачной битве под Изборском 1). Значительность Пскова подчёркивается попытками псковичей отделиться от Новгорода уже в 1136-1137 гг., когда в него бежал новгородский князь Всеволод Мстиславич. В Пскове существовал свой Немецкий двор, позже находим Псковский двор в Новгороде 2).
Что Псков был действительно большим и богатым городом уже в XII в., неоспоримо доказывается крупным каменным строительством, мало уступающим даже строительству в Новгороде. Таковы собор Спаса Преображения в Мирожском монастыре в Завеличье, построенный и расписанный фресками в 1156 г., собор Иоанна Предтечи, также в Завеличье, XIII в. 3)
Таким образом, в изучаемую нами эпоху Псков принадлежал уже к числу выдающихся русских городов, что объясняет нам раннее развитие в нём вечевой жизни, в результате которой общественный строй Пскова в XIV-XV вв. получил законченное развитие в сторону образования в нём боярской республики, власть которой простиралась на всю прилегающую к Пскову землю.
_________
1) «Псковские летописи», стр. 13; речь идёт только о воинах.
2) ПСРЛ, т. IV, стр. 103.
3) «История русского искусства», т. II, М. 1954, гл. II - Искусство Пскова (стр. 307-374).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Юридически несвободные ремесленники
417 церкви богородицы церковь германии
Горожане сажают на княжеский стол своих кандидатов или
Громадное культурное значение новгорода подчёркивается русским эпосом
Центром его было гнездовское городище

сайт копирайтеров Евгений