Пиши и продавай! |
>
Савельева И., Полетаев А. Знание о прошлом: теория и история. Конструирование прошлогоПредисловие ......................................... 5Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯГлава 1. История ...................................... 111. Античность: формирование значений.................. 162. Средние века: эволюция смыслов..................... 343. Новое время: смена приоритетов ..................... 474. Новейшее время: концептуализация науки.............. 60Глава 2. Социальная реальность ........................... 701. Компоненты системы ............................. 762. Конструирование социальной реальности............... 97Глава 3. Знание ....................................... 1151. От философии познания к социологии знания ........... 1172. Параметры и критерии............................ 1353. Формирование социального запаса знания .............. 153Глава 4. Прошлое...................................... 1901. Вечность и время................................ 1902. Прошлое и настоящее............................. 2153. Знание о прошлом ............................... 229Часть II. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕГлава 5. Типы знания о прошлом .......................... 2491. Вненаучное знание............................... 2502. Общественные науки ............................. 270Глава 6. Историческая наука ............................. 2921. Эмпирические основания .......................... 2952. Теория в исторических дискурсах .................... 312Глава 7. Историческая реальность......................... 3351. От космоса к обществу ........................... 3362. Социальная система ............................. 3453. Система культуры .............................. 3584. Система личности............................... 364Глава 8. Роль истории ................................. 3751. Lux veritatis.................................. 3752. Magistra vitae ................................. 406Часть III. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ИСТОРИИГлава 9. История с географией ........................... 4391. Фактор пространства ............................ 4442. Структура исторического пространства................ 453Глава 10. События и структуры............................ 4751. Событие и историческое время ..................... 4772. Структуры: статика и динамика .................... 491Глава 11. Хронология и периодизация....................... 5151. Хронологические системы......................... 5162. Исторические периоды ........................... 535Глава 12. Эпохи европейской истории ....................... 5561. Концепция эпох................................ 5582. Новое время................................... 5723. Власть схемы.................................. 583Литература.......................................... 590Указатель имен ...................................... 619
Обсуждение исторического знания, являющееся центральной темой нашей работы, целесообразно предварить рассмотрением самого слова «история» и связанных с ним значений и смыслов. Напомним, что в соответствии с логико-семантической терминологией всякое понятие характеризуется триединством: знак (в естественном языке — слово или словосочетание), предметное значение (денотат, означающее) и смысл (коннотат, означаемое), т. е. реализация значения в знаке. Говоря об «истории», следует иметь в виду, что как значения, так и прежде всего смыслы данного «знака» (слова) существенно менялись на протяжении трех последних тысячелетий. Поэтому, в частности, следует с большой осторожностью использовать высказывания древних авторов по поводу истории, так как для них это слово имело совсем иной смысл, чем для нас. Ныне история чаще всего определяется как «наука о прошлом человека и общества» или, в новейшей версии, как «наука о прошлой социальной реальности», но это только одно из значений данного «знака». Точно так же и прежде у этого слова были разные значения, которые к тому же постоянно меняли свой смысл или обладали одновременно несколькими смыслами. Поэтому в данной главе мы кратко рассмотрим, как происходил переход слова «история» от одного смысла к другому. Речь идет по сути об эволюции понятий, конкретно — об истории понятия «история». Начать, естественно, следует с этимологии. Согласно абсолютно утвердившейся в лингвистике точке зрения, как пишет А. Тахо-Го-ди, ионийское слово «история» (???????) происходит «...от индоевропейского корня vid, значение которого выступает в лат. video и русск. видеть. Как видно из греческих слов oida „знаю" или eidenai „знать", образованных от того же корня, слова с этим корнем обозначают не просто зрительное восприятие, но и познавательные 11 процессы, что нетрудно заметить также и в русск. ведать и нем. wissen, относящихся уже окончательно к сфере мышления» (Тахо-Годи 1969а: 112)*. Ж. Ле Гофф также отмечает, что «концепция видения как значимого источника знания приводит к идее, что istor, тот, кто видит, одновременно является тем, кто знает; istorein по-древнегречески означает „разузнавать (стараться узнать)", „информировать кого-либо". История, таким образом, — это расспрашивание (разузнавание)... Связь между voir и savoir (??. „видеть" и „знать"), между видением и знанием, является, таким образом, первой проблемой» (Le Goff 1992 [1981]: 102—103). Первоначально (судя по дошедшим до нас текстам) возникает не само слово «история», а родственные слова — ????? и ???????. Словом «истор» («историк») обозначался человек, собирающий, анализирующий, оценивающий и пересказывающий некие сведения (некую информацию). Таким образом, первоначально «истор» — это, с одной стороны, свидетель, очевидец, с другой — сведущий, осведомленный человек. Например, у Гомера «истор» (?????) — это третейский судья, т. е. человек, выслушивающий свидетельства, оценивающий их и выносящий суждение об их истинности или ложности 1 , у Платона «истор» — это «сведущий», «знающий» 2 . Глагольная форма ??????? означала либо ??/деть, либо собирать свидетельства или сведения, либо рассказывать об увиденном (свидетельствовать) или пересказывать полученные свидетельства и сведения. Таким образом это слово имело два основных значения: во-первых, «спрашивать», «допытываться», «искать» и т. д., указывая на «дознавание», т. е. на выспрашивание или осведомление на основании того, что другой человек сам видел или испытал, во-вторых, «рассказывать, как очевидец, об увиденном». Такие значения ??????? встречаются, например, в классической трагедии V в. до н. э., в частности у Эсхила, Софокла и Еврипида 3 . Сходные значения имели и другие однокоренные слова. Например, в Новом Завете, в Послании к Галатам св. ап. Павла говорится: «... ходил я в Иерусалим видеться с Петром...» 4 . По мнению извест- Список литературы с описанием полных выходных данных источников размещен в конце книги — см. с. 590—618. ? Гомер. Илиада XVIII, 501; Одиссея XXI, 26. 2 Платон. Кратил 406Ь—407с. 3 Тахо-Годи 1969а: 114. 4 Послание к Галатам 1, 18. 12 ного специалиста по христианской историографии Д. Фоакс-Джек-сона, здесь слово «видеться» ( ????????? в греческом оригинале) как раз имеет значение «расспросить, получить свидетельства от очевидца» 5 . Они автоматически заносятся в разряд историй |
|
|
|