Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гораздо хуже было положение наемного работника. Из приходо-расходной книги имения Эпимаха за 78/79 г. (P. Lond. CXXXI) мы знаем, что наемный работник получал 3—4 обола в день. Если считать, что он имел работу 330 дней в году и получал 4 обола в день, его годовой заработок составлял 220 драхм, а за вычетом налогов — 160 драхм. На эти деньги он должен был приобрести 10 артаб хлеба (Эпимах продает пшеницу по 10 драхм) стоимостью 100 драхм, опсонион, одежду и т. д. Было высказано предположение, что наемный работник получал от нанимателя харчи. Но это предположение опровергается тем, что в отчетах не показан расход на продовольствие для наемных работников. В P. Fior. 101 группа работников, нанимающихся на жатву, оговаривает, что наниматель должен снабжать их питьевой водой, а по окончании работы — выставить керамий

пива.

Таким образом, положение непосредственного производителя было в Египте чрезвычайно тяжелым. Не меньшим бичом, чем тяжесть налогов, были для населения литургии (munera)— повинности как личные, так и имущественные. Помимо привлечения к обработке пустующей и низкокачественной земли на условиях принудительной аренды, источники приводят случаи мобилизации крестьян на полевые работы, для обозначения чего выработался даже термин — ayea&ai el? yswpy'iav. Мы видели, что в 54 г. префект ЛузиЙ Гета освободил жрецов от этой повинности (OGlS 664). В одном файюмском папирусе жалуется «Теофил иудей, говоря, что я, мол, уведен на полевые работы, а я хочу вернуться к Сабину».* P. Lond. II, 322 (W 358) 214/5 г. содержит раскладку расходов по доставке работников в Сокнопайу Несос из соседней Бакхиады.

Хотя крестьяне платили специальный налог на содержание ирригационных дамб (^cdhoctixov), около 7 драхм, они обязаны были сами выполнять все необходимые работы по содержанию в порядке и охране оросительной сети.

* М. Rostowzew, Studien zur Greschichte des romischen Kolo-nats, Lpz. 1910, стр. 195.

199

Одной из самых тяжелых повинностей была транспортная— поставка вьючного скота (быков, ослов, верблюдов) и шшвучих средств передвижения для перевозки хлеба, камня и руды, земли, вынутой при расчистке каналов, для багажа императора, войск, префекта и других сановников.* Германик, посетивший Египет в 19 г., издал эдикт, запрещающий реквизицию для него вьючного скота и лодок без ордера его секретаря Бебия, и предлагает уплатить за реквизиции по таксе (SB 3924). Но, понятно, не все путешественники были столь любезны, как гость Египта Германик. Кроме этих ауужргТа, в которых Энгельс видит прообраз барщинных повинностей, население обязано было брать на постой и содержать проезжающих солдат, полицейских, чиновников. Против злоупотреблений этими ?evia издавались специальные указы (префекта Эмилия Ректа, W 489; Вергилия Капитона, OGIS 665; М. Петр опия Мамертина, PSI 446), но уже самый факт неоднократности издания таких указов свидетельствует о малой эффективности их.

Величайшим бедствием для населения были литургии, число которых постоянно возрастало. Как мы уже отмечали, римские власти постепенно превращали все honores в пшпега, все больше нажимая при этом на литургов в смысле усиления их ответственности за регулярное поступление доходов казны. Муниципальные магистратуры, появившиеся в городах в результате реформы Септимия Севера, фактически были литургиями (W 402). Из 109 должностей, о которых собрал весь материал Эртель, только четыре не были литургиями. «Чем больше разлагалась империя, тем выше становились налоги и повинности, тем бесстыднее грабили и выжимали чиновники».** Чтобы усилить круговую ответственность, личную и имущественную, населения, все большее число людей стали привлекать к литургиям. В папирусе (P. Upps. 6, 166/7 г.) приводится список должностных лиц одной деревни, содержащий 71 имя; поражает количество полицейских должностей: 3 vofio<j>uXax?<;, 20 vuxto^uAocxsi;, 12 cpuXaxei;, 2 [xaySiuXo^uXaxSi;, 11 ¦KzSw^ii'kct.y.Fc,, 4 elpTjVTjipuXaxsi;.

Власти не считались ни с возрастом, ни с привилегиями и иммунитетами. Хотя эдикт Домициана 87/8 г. (W 463) предоставил ветеранам свободу от литургий, впоследствии эта свобода была ограничена сроком в пять лет, а в папирусе 172 г. (W 396) ветеран жалуется, что его привлекают к литургии уже начиная с третьего года, притом в течение многих

* Подробно см. F. О е г t е 1, Die Liturgie, Lpz. 1917, стр. 88 ел. ** Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1934, стр. 131.

200

лет подряд, а это запрещается даже в отношении египтян. Выше мы видели, что префект предлагает эпистратегу насильно привлечь к литургиям римских граждан, александрийцев и ветеранов в Копте (W 35). В качестве меры понуждения применялось и физическое насилие. В папирусе 281 г. PSI 807 некий Гераклий пишет, что подает жалобу, «желая сохранить тело свободным и не поруганным» (iXeuftspov xal avuppioTov). О том же говорится и в другом папирусе III в.* В Р. Оху. 1405 (III в.) сборщику обещают, что он не подвергнется телесному наказанию за отказ от литургии.

Литургии не только отнимали все время у человека, но лишали его состояния, так как литург отвечал своим имуществом за порученное ему дело. В прошении префекту врач из Файюма пишет, что в результате четырехлетней литургии он совершенно разорился и просит смилостивиться над ним и распорядиться сложить с него обязанности (W 395). Назначенный опекуном просит освободить его от этой обязанности, так как он обнищал от литургий (Mitt. 322). Оксиринхский папирус 202 г. содержит прошение александрийского сановника Аврелия Гориона (W 407): «Некоторые села Оксиринхского нома, о человеколюбивейшие императоры, в которых я и мои сыновья владели землями, сильно разорены, притесняемые ежегодными литургиями фиска и местного гарнизона, и существует опасность, что они и для казны погибнут и бросят вашу землю необработанной. Поэтому я, руководясь человеколюбием и пользой дела, хочу для их поддержки учредить некий небольшой фонд в каждом селении на прикупку земли, доходы с коего будут предназначены для прокорма и на издержки тех, кто будет в соответствующий год выполнять литургии». Императоры Септимий Север и Каракалла утвердили проект Гориона, тем самым признав официально нормальность такого положения вещей.

От литургий спасались, как и от налогов, прежде всего бегством. В папирусе 186 г. (W 400) старейшины села Сокнопайу Несос обращаются к стратегу: «Взамен Трифона, сына Сем-прония, Паветиса, сына Пеката, Пнеферота, сына Сота, и Гарпаисия, сына Гарпагата, которые при жеребьевке на должность сборщика денежных налогов в нашем селе не оказались налицо (т. е. скрылись еще до жеребьевки), мы указываем нижеследующих лиц, имеющих ценз и надежных, с тем, что они будут присланы на жеребьевку к превосходительному эпистратегу»; следуют имена четырех лиц с указанием их ценза — от 700 до 800 драхм. В другом папирусе 216 г. (W 408)

*М. Rostowzew, Storia economica e sociale del Impero Romano, стр. 567.

201

жалобщик пишет: «После этого, когда я был назначен на очень тяжелую литургию, я ушел из села, не будучи в состоянии выдержать тяжесть литургии».

В III в. ряд документов свидетельствует о новом способе избавиться от литургии — cessio bonorum; кандидат отдает свое имущество тем, кто его назначил (получая затем обратно одну треть), с тем, чтобы получивший имущество взял на себя литургию. В папирусе из Гермополя 250 г. (W 402) Термофил, недавно закончивший срок своей должности космета и потерявший на этой должности значительную часть своего состояния, предлагает отдать все, что у него осталось, только бы избавить сына, назначенного на ту же должность, от этого бедствия. Термофил при этом ссылается на «законы и божественные (т. е. императорские) распоряжения». Действительно, 1хатасц, отказ от имущества, чтобы избавиться от литургии, был официально признанным институтом. Р. Оху. 1405 содержит, повидимому, декрет, относящийся к lv.aia.aic, и регулирующий связанные с этим отношения; наконец, в папирусе 200 г. (Mitt. 375) мы имеем рескрипт Септимия Севера и Каракаллы об этом институте, к сожалению, сильно фрагментированный.

Но и эта крайняя мера не всегда спасала от литургии, как видно из чрезвычайно интересного папируса, опубликованного Т. С. Skeat и Е. P. Wegener.* Префект разбирает дело о неправильном назначении селян на городскую литургию. От имени обеих сторон ¦— городского притана и селян — выступают адвокаты; один из них указывает между прочим, что Арсиноя «некогда была густо населена, а ныне арсиноиты окончательно впадают в нужду, побыв в должности два дня»; в качестве примера он приводит случай, когда некто отдал свое имущество, чтобы избавиться от литургии, но ему тем не менее пришлось вступить в должность. Интересно в этом папирусе всеобщее признание упадка египетских городов. Представитель города отводит ссылку противной стороны на запрещение Севером привлекать селян к городским литургиям, заявляя: «Север издал этот закон в Египте, когда города еще были богаты» (b^TTopcov). На это префект возражает: «Рассуждение насчет богатства или перехода к бедности относится одинаково и к селам и к городам».

Римские власти беспокоились не о том, чтобы облегчить участь литургов, а лишь о том, чтобы казна не потерпела ущерба. С avaxwp'iau; литургов оно боролось посредством сомнительных амнистий и новых репрессий. Опубликованный в 1936 г. в P. Oslo. 79 (134/5 г.) указ префекта Мамертина пред-

* Т. С. S k е а t and E. P. Wegener, A trial before the prefect of Egypt Appius Sabinus с 250 a. D., JEA XXI (1935), стр. 224—247.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В датированной надписи

Очевидно
Нельзя быть римлянином
Покорили набатейское царство

сайт копирайтеров Евгений