Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

писывает литургам впредь не покидать своих IStot и вместе с тем требует, чтобы взамен уже бежавших представили других кандидатов, вполне надежных. Более пространный эдикт префекта Марка Семпрония Либералия от 154 г., констатируя, что многие, «бежав от литургии из-за их тогдашней нужды, теперь еще находятся на чужбине», предлагает в течение трех месяцев со дня опубликования декрета вернуться по домам (W 19). Аналогичный эдикт издал префект Субатиан Аквила (W 354). Уходившие из родных мест могли стать бродягами, разбойниками, нищими; в лучшем случае они могли получить где-нибудь временную поденную работу. Многие пробирались в Александрию, где можно было затеряться в массе населения и найти кое-какой заработок. После резни, учиненной Кара-каллой в Александрии в 215 г. (Dio Cass. 78, 22), император издал указ против египтян, проживающих в Александрии (P. Giss. 40, И): «Все египтяне, находящиеся в Александрии, особенно крестьяне, которые бежали из других мест и могут быть легко обнаружены, должны быть высланы, за исключением свиноторговцев, речных перевозчиков и поставщиков тростника для топки бань... Мне известно, что в праздник Сараписа и в другие праздничные дни и даже в будни египтяне обычно приводят быков и других животных для жертвоприношений. В этом им не должно препятствовать. Выслать надлежит тех, кто бежал из родных мест, чтобы избежать земельных повинностей, а не тех, кто скопляется здесь, чтобы насладиться зрелищем славнейшего города Александрии, прибывают сюда ради прелестей городской жизни или по случайным делам».

Политика репрессий и жестокого гнета не зависела от злой воли императора; такова была установившаяся система. Даже Адриан, который пытался предоставлением льгот привлечь земледельцев Африки к обработке пустопорожних земель (lex Hadriana de rudibus agris, Bruns, FJR, ed. 7, 115) и которого в Египте считали чуть ли не благодетелем, не хотел отказаться ни от одной крупицы египетского дохода. В восстановленном ныне эдикте Адриана 136 г. (P. Oslo. 78) император после ряда оговорок предоставляет земледельцам, пострадавшим от неурожая вследствие недостаточного разлива Нила, лишь рассрочку уплаты недоимок на 3—5 лет.

Беспощадная эксплоатация «трудящихся неуклонно вела к истощению ресурсов богатой страны, к расстройству оросительной системы, к сокращению посевов, уменьшению народонаселения. В начале IV в. регистрация земли в районе Теа-дельфии показывает, что из 500 облагаемых налогом арур возделываются только 200; в районе Филадельфии из 805/12 — 3321/32. В P. Rain. 58 комиссия по етистхвфц сообщает: «По

203

прибытии на место мы обнаружили, что все оно лежит впусте ' (gv уёрам) и не используется». * Запущенность оросительной сети заставляла правительство прибегать опять-таки к репрессиям. Указ 228 г. (Р. Оху. 409) предписывает мобилизовать всех землевладельцев на ремонт ирригационной системы, угрожая, что пренебрегающие этой повинностью ставят на карту не только свое достояние, но и жизнь. В III в. Египет уже не может обеспечить своих поставок хлеба для Италии, и правительство начинает все больше ориентироваться в этом отношении на Африку.

Низкий и все более снижавшийся уровень жизни сельского населения Египта не мог, конечно, содействовать росту применения труда рабов в сельском хозяйстве. И все же римское владычество и в Египте вело к усилению роли рабского труда в хозяйстве. При случайности и скудости данных, какие можно извлечь из папирусов и остраков, было бы рискованно делать какие-либо обобщения или пытаться установить процент рабов по отношению ко всему населению.** Но вполне правдоподобно, что в появившихся здесь крупных частных или императорских земельных владениях работали наряду с наемными работниками и рабы. В небольшом (20 арур) имении Эпимаха (P. Lond. 131 v.), кроме раба-управляющего, постоянно работают 4 раба, а если под tzoaSsc, понимать, как обычно, рабов, то к временным работам привлекается еще 6—10 рабов, нанимаемых от их владельца за пониженную плату (272 обола в день при плате свободному работнику 3—4 обола). В имении Гераклида в 258 г. большинство работников, невидимому рабы, так как в отчете (P. Lond. 1170 v.) не показан расход на заработную плату для большинстЕа работников. К сожалению, в других отчетах не дается наряду с денежной отчетностью также перечень работ, и нельзя установить, в какой мере здесь применялся труд рабов. Джонсон *** собрал около ста папирусов и остраков, где упоминаются продажи, ману-миссии и заклад рабов. В декларациях, в списках плательщиков налога и лиц, выполняющих натуральные повинности, упоминаются и рабы; в одном хозяйстве (P. Fior. 4) названы 6 рабов. В «Гномоне идиолога» из 116 сохранившихся статей 8 говорят о вольноотпущенных, 9 — о рабах. Но тенденция к закрепощению сельского населения, очевидно, тормозила

* См. М. Rostowze w, Storia economica e sociale del lmpero Romano, стр. 559 ел.

** См. Л. Вестерман, История рабства в Римской империи (в приложении к А. Валлон, История рабства и античном мире, 1941, стр. 590—591). *** Ук. соч., стр. 279 ел.

204

процесс развития трудового рабства. В городах рабы занимались главным образом ткацким ремеслом.*

Работорговля была ограничена законом: экспорт рожденных в доме рабов (о-хоу^е-ц) без специального разрешения был запрещен («Гномон», § 66, 67); за эту категорию рабов взимался особый налог (кяархг). Имеются документы об обучении рабов ремеслу и даже скорописи (W 140). Вообще в Египте рабы, как и в других странах Востока, не были столь бесправным «говорящим орудием», как это было установлено римской практикой и законодательством. Больше всего, надо полагать, рабство получило распространение в Александрии, но от Александрии, как известно, меньше всего сохранилось документов. Во всяком случае Александрия была типичным для рабовладельческого общества крупным центром, и естественно ожидать, что рабство занимало здесь не меньше места, чем хотя бы в Эфесе, уж не говоря о Риме. Известное значение должно было иметь расширение ремесленного производства в связи с развитием торговли (главным образом внешней) в результате включения Египта в состав империи.

Страбон отмечает, что с присоединением Египта к Риму сильно возросла торговля с «троглодитами» (эфиопами) и Индией. «Раньше даже двадцать кораблей не решались проникнуть в Аравийский залив так, чтобы выйти за пролив, теперь же большие флотилии снаряжаются вплоть до Индии и крайних пунктов Эфиопии, откуда привозят в Египет ценнейшие грузы и отсюда опять развозят в другие страны. От этого получаются двойные пошлины —¦ ввозные и вывозные; а за дорогие товары и пошлина высока. К тому же Египет обладает и монополиями; ведь одна только Александрия является получателем и экспортером такого рода товаров» (XVII, 113).

Мировые связи существовали у Египта и при Птолемеях. Агатархид (fr. 66), в частности, отмечает, что легкие грузовые корабли, отправляясь из Меотийского озера, «на десятый день причаливают в Родосскую гавань, оттуда во благовремении на четвертый день прибывают в Александрию, откуда, плывя против течения вверх по реке, еще через десять дней прибывают без труда в Эфиопию». Но мировая Римская держава имела гораздо больше возможностей для расширения восточной торговли, и внешняя политика империи ставила себе также задачу содействовать росту внешнеторговых связей. Походы в Эфиопию и Южную Аравию при Августе, несомненно, диктовались соображениями экономического характера. Август и Тиберий заботились об улучшении в Египте дорог, ведущих к гаваням на Красном море. ClL III Suppl. 6627 говорит о ремонте дорог

* Л. Вестерман, ук

соч., стр. 007.

205

на Миос Гормос и Беренику, откуда товары перевозились в порт Левке Коме на восточном берегу Красного моря. На Ниле главным складочным и перевалочным пунктом для идущих г. Востока товаров был Копт. «Некогда,— пишет Страбон,— торговцы на верблюдах совершали переходы ночью, руководствуясь звездами, как моряки, и возили воду с собой. Теперь же [по дороге от Копта к морю] вырыты глубокие колодцы, а цистерны накопляют воду от редких, хотя, дождей» (XVII, 1, 45). Август впервые принял посольство из Индии. О торговых связях с Индией при Августе и Тиберии свидетельствуют найденные в Индии римские монеты, большинство которых относится ко времени правления Августа и Тиберия. В Индии чеканится монета римского образца.* О росте восточной торговли свидетельствует расширение географических познаний древних. Птолемей знает уже много географических названий не только на западном, но и на восточном берегу Индостана и в Индо-Китае; между тем во времена Страбона лишь очень немногие доплывали из Египта до Ганга и сведений о восточной Индии было мало (XV, 1, 4). Для II в. данные Птолемея и китайских летописей говорят о непосредственных сношениях Египта с Китаем.** От ввоза предметов роскоши римляне переходят к ввозу товаров широкого потребления — хлопка и хлопчатобумажных тканей, что подтверждается находками римских монет (начиная с Флавиев) главным образом в районах Индии, производящих хлопок.***

Ввозились с Востока главным образом пряности, ароматические вещества, шелк и ткани, рабы из Эфиопии, предметы роскоши. Плиний расценивает годовой импорт из Индии и Аравии в 50 млн. сестерциев; но сколько приходится из этой суммы на долю Египта, нельзя установить. Египет экспортировал главным образом льняные ткани, папирус, рыбу, стеклянные изделия, лекарственные растения, финики и даже хлеб, несмотря на то, что громадные количества зерна вывозились в качестве сбора с земледельцев.

Крупнейшим торговым центром не только Египта, но и во всей империи была Александрия. Дион Хризостом (Ог. XXXIX, 40) указывает, что в Александрии можно видеть не только греков и италийцев, йе только людей из ближних стран — Сирии, Ливии, Киликии — и более отдаленных Эфиопии и Аравии, но и бактрийцев, скифов, персов, индийцев. В апокрифическом письме Адриана к Сервилиану (SHA, Saturn. 8) Александрия

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Восточные провинции втянулись в эллинистическо-римский мир после многих веков господства в них
Интересна надпись
Опрамой приводит в своей надписи семь таких императорских рескриптов в его пользу

сайт копирайтеров Евгений