Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Понятно, падение свободы городов совершалось медленно и незаметно. У Рима не было разработанного законодательства, которое могло бы заменить и отменить все местные законы и обычаи. Папиниан, например, указывает, что в его время продолжает действовать закон города Антиохии в Келесирии, по которому Антиохия имеет привилегию при взыскании с имущества покойника (Dig. XLII, 5, 37). Но общие распоряжения правительства отменяли противоречащие ему местные установления. Ульпиан отмечает: «Божественный Адриан установил своим рескриптом штраф в пользу фиска в сорок золотых с тех, кто хоронит покойника в черте города, и с магистратов, допустивших это; место погребения должно быть продано, а труп перенесен. А как быть, если муниципальный закон разрешает погребение в городе? После рескрипта принцепса надо посмотреть, нет ли отступления; ведь рескрипты имеют всеобщий характер, и императорские постановления должны сохранять силу и действовать во всяком месте» (Dig. XLVII, 12, 3, 5).

С течением времени центральная власть все глубже проникает во все мелочи муниципальной жизни, о чем красноречиво свидетельствует переписка Плиния с Траяном. В этом отношении показателен текст Dig. L, 10, 3: «Частному лицу разрешается возводить новую постройку и без предварительного разрешения принцепса, за исключением случаев, когда это ведет к соперничеству с другим городом, или дает повод для раздоров, или если это цирк,- театр, амфитеатр. А за общественный счет возводить новую постройку без разрешения принцепса запрещается, как это указано в постановлениях. Не дозволяется на новом здании написать чье-либо имя, кроме имени принцепса или лица, на чьи средства постройка возведена».

Число civitates liberae было непостоянным и вообще небольшим. Еще меньше было число городов, имевших титут колонии и пользовавшихся ius italicum. Ульпиан перечисляет их; «Надо знать, что есть некоторые колонии италийского права, как, например, в Сирии-Финикии блестящая колония Тир, откуда я родом, знаменитый своими областями, в течение ряда веков древнейший, мощный, весьма крепкий благодаря союзу, заключенному с римлянами: ему божественный Север и наш император даровал ius italicum за превосходную и выдающуюся верность государству и Римской империи. И Берит в той же 136

провинции,— обязанная милости Августа и (как выразился божественный Адриан в одной своей речи) августинская колония обладает ius italicum. Также и Гелиополь по случаю гражданской войны получил от божественного Севера общественное устройство италийской колонии. Есть еще колонии Лаоди-кея в Келесирии, которой божественный Север даровал ius italicum за заслуги в гражданской войне. Колония Птолемаида, расположенная между Финикией и Палестиной, не обладает ничем, кроме названия колонии. Также и городу Эмесе в Финикии наш император дал положение колонии и присвоил ей ius italicum. Сюда относится и город Пальмира, помещающийся в провинции Финикии, вблизи варварских племен и народов. В Палестине были две колонии — Кесария и Элия Капитолина, но они не обладают ius italicum. Божественный Север вывел колонию также в Себасту» (Dig. I, 15, 1). По нумизматическим данным, кроме того, колониями считались Сидон (правление Гелиогабала — Александра Севера), Неаполь (древний Сихем, от Филиппа до Галлиена), Низа, Скифополь (Нерон — Гор-диан).*

В надписях и на монетах города нагромождают множество титулов. Тирийцы именуют свой город ispi xai aouXo? au-го-vo{Ao<; [А7]тротгоА!.<; Фглч'мцс, xai aXAoov ttoAecov xai. va.\)<x.pyic, (OGlS 595); такой же титул дает себе (кроме (г^трбтсоАц) также Трипо-лис (OGlS 587); Лаодикея приморская, принявшая название «Юлия», говорит о себе: iepa<; xai atiuXou xai aufovouou vauapyj-$oq CTuyysvtSoi; cpiXTji; аортах00 xoivcovou 8t-[aOU 'Pcu;xat<uv (OGlS 603). Иной раз титулы настолько обширны, что не умещаются на монете и приходится ограничиться инициалами (например, монета Гадары с легендой, IAAFKEY).

Но пышные титулы часто скрывают пустоту. Права и обязанности городов были различны; центральная власть должна была считаться с местными традициями; даже в выполнении всякого рода повинностей принимались во внимание местные законы и обычаи (leges cuiusque civitatis et consuetudine longa intellegi potuerunt, Dig. L, 4, 1, 2). Больше всех самостоятельностью пользовалась Пальмира; ее изолированное положение, торговое значение, близость к Парфии заставляли, надо полагать, римское правительство не очень сильно нажимать на пальмирцев. Можно думать, что наряду с обычными магистратами продолжали существовать неофициально и пользоваться влиянием потомки прежних племенных вождей, из которых вышли в середине III в. властители Пальмиры — Оденат и его потомки. В надписи (двуязычной) 251/2 г. Септимий Айран, сын Одената, именуется по-сирийски res Tadmor — «глава Тадмора»

* Head, Historia numorum, стр. 798 ел.

132

'(по греч. l^apx0? IlaXp-upTjvwv). В надписи 266/7 г. Септимий Вф-род титулуется аруапгёту)? — термин иранского происхождения (OGIS 645).

Организация управления в городах Сирии известна только по надписям, дающим материал случайный; судя по этим данным, в городах Сирии были те же магистратуры с теми или иными вариациями, что и в других восточных провинциях. Институт объединений городов — xoivov, столь распространенный в Малой Азии, здесь почти не известен.* То xoivov 'ApyaivY)? (IGRR III, 1146) означает просто местную общину местечка Агрэна. Культ императора, повидимому, не пустил здесь корней, и потому и на этой почве объединения, хотя бы культовые, не создавались.

Судя по тому, что в двуязычных надписях слова (ЗоиХт) xa'i 8г)[*о<; не переводятся на местные семитские языки, а лишь транскрибируются, можно думать, что политическая жизнь' по форме греческих полисов здесь не получила развития. Римляне вообще подавляли демократию, упраздняли народные собрания (экклесии) там, где они существовали, поддерживали цензовую аристократию. Превращение honores, почетных должностей, в munera, обязательные повинности, связанные с расходами, требовало от должностного лица определенного имущественного ценза, ставшего в конце концов единственным условием выдвижения на общественную должность.

Часто встречающийся титул роиХеитг]? (IGRR III, 1131, 1134, 1163, 187, 1201 и др.) означает, судя по контексту, не члена функционирующего совета, а такое же звание, как «ветеран» и т. п.

В качестве руководящего лица встречается тсрбеЗро^ (IGRR III, 1235, Каната; 1196, Филиппополь; 1321,1325, Востра и др.), в колониях —дуумвиры. В Геразе мы встречаем гимнасиарха, восхваляемого за то, что пожертвовал масло и 500 драхм на постройку храма (OGIS 622). Декапроты, в частности в Пальмире, были местным исконным институтом; этим, вероятно, надо объяснить, что в двуязычном пальмирском тарифе в сирийском тексте греческому 8гхатсрмтос; соответствует паль-мирское 'srth'. В Геразе упоминается пожизненный декапрот (OGIS 621). Надпись из Филиппополя (IGRR III, 1201) называет синдика; согласно Dig. L, 4, 18, 13, это — лицо, «выбираемое для ведения или защиты определенного дела».

* Чисто религиозное объединение xoivov Фотщс, встречается на монете города Тира с изображением храма xoivov ФоЫщ<;. Только после отделения Сирии-Финикии от Сирии при Септимий Севере встречается и надписи tpoivixap/"/)<; (OG1S 5%).

138

Деревня не участвовала в политической жизни и была лишь объектом эксплоатации для города. Встречающиеся в надписях деревенские «стратеги» часто, особенно в семитских надписях, означают родовой титул.

Деревенские собрания не представляли собой организованной роиХг', а случайное «сборище»; будкой yevop-evou ttJ? xw|xt); Iv tfi Аеатрь> — читаем мы в надписи (IGRR III, 1192). Такое «сборище» могло принимать те или иные решения с общего согласия (eSo^s тоХс, атсо... хыатг)? exxoiv7j<; oc[utwv] ?\iSoy.r,rs[s.uic,), Waddington, 2535), но эти решения имели частный, а не публично-правовой характер. В отсталых районах, где города были редки, иногда в качестве административного центра и местопребывания гарнизона выделялась крупная деревня, получавшая название ;л.7]трохсц|л1а. Но, как правило, сельские территории были причислены к городам, и некоторые города представляли обширные области. Так, Иосиф Флавий сообщает о споре жителей Дамаска с сидонцами относительно правильности границ (Ant. XVIII, 6, 3). Это значит, что Дамаск имел общую границу с отдаленным Сидоном.

История городов Сирии мало известна. В литературе (у Стра-бона, Иосифа Флавия, Плиния, Тацита, Диона Кассия, в Талмуде и т. д.) встречаются лишь случайные указания; надписей в Сирии сохранилось сравнительно мало; нумизматический материал охватывает значительные периоды истории каждого города в отдельности и содержит ценные данные прежде всего для хронологии; но если легенды монет бывают порой выразительны, они, естественно, очень скупы. Вещественные памятники — развалины городов, храмов и т. п.— иногда богаты, но не всегда изучены систематически. Раскопки последних лет в Джераше (Геразе) и Дуре, ведущиеся в широком масштабе и систематически, сильно обогатили науку. Но о многих городах основными источниками остаются надписи, монеты и случайные упоминания в литературе. Только города, сыгравшие крупную историческую роль,— Иерусалим, Антиохия, Кесария и др.— сравнительно хорошо изучены.

Имеющийся материал позволяет отметить некоторые общие черты городов Сирии.

Свобода «свободных» городов была весьма условной. Нивелирующая сила Рима сказывалась в Сирии, как и в других провинциях. Римский налоговый аппарат действовал в Сирии разлагающим образом, уничтожая местные привилегии, основанные на старинных традициях. Здесь, как и в других провинциях, силу имели лишь приговоры, вынесенные на основе •римского права, и потому местное гражданское законодательство, чтобы не оставаться бесплодным, должно было применяться к римскому праву. Как раз из Сирии вышли круп-

139

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ранович А. Восточные провинции Римской империи в IIII вв. истории античности 4 императора
Судя по надписи в честь л
В каппадокии особенно ясно проявляется административная политика римлян в организации провинций
Они в своих надписях вспоминают
Исторически сложившиеся на территории сирии государства

сайт копирайтеров Евгений