Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

4. Источники по истории раннего христианства. До эпохи Константина не существует большого количества информации по раннему христианству. Для I в. н. э. практически единственным серьезным источником является Новый Завет. От его датировки во многом зависело определение времени распространения раннего христианства. В западной и советской литературе еще в середине XX века считали, что канон Нового Завета оформился во II в. н. э., поэтому и возникновение христианства относили ко II в. Сейчас от этого мнения уже отказались, но сам факт постановки проблемы свидетельствовал о незначительности источниковой базы по данному периоду.

Для I в. источниками могут служить отдельные произведения, в частности «Дидахе»  — «Учение 12 апостолов» , относящееся к концу I в., Первое послание Климента Римского , а также отрывок из «Анналов» Тацита о гонении при Нероне.

Во II в. произведений становится больше, но их недостаточно для полного отражения реалий раннего христианства. Появляются творения апологетов: Минуция Феликса, Иустина-философа и мученика, Афинагора, Тациана и других. Часто апологеты обращались к императору, но их послания могли до него не доходить, поскольку для писателей император являл собой обобщенный образ языческого государства. Благодаря апологетам сохранилась аргументация их противников и перечень обвинений, выдвигавшихся против христиан. Кроме апологетов, ко II в. относятся уже упоминавшиеся фрагменты произведений Плиния Младшего и Лукиана.

В III в. появились памятники, связанные с попыткой обобщить литургическую практику. В частности, Дидаскалия , так называемое «Учение 12 апостолов» . До нас дошел не греческий подлинник, а сирийский, и в фрагментах — латинский переводы. «Апостольское предание» Ипполита Римского также сохранилось лишь в восточных переводах и репереводах (переводы с переводов) с греческого оригинала.

Появился такой крупный автор, как Ориген , на которого опирались многие христианские учители и отцы Церкви более поздней эпохи, Климент Александрийский («Строматы», «Педагог»), Ириней Лионский («Против ересей»), Тертуллиан , позднее отступивший от Церкви. Все перечисленные авторы, несмотря на объемность их трудов, в совокупности дают не так много исторической информации. И лишь к началу IV в. относится первая христианская история, написанная Евсевием Кесарийским .

Другим по форме, но не менее важным источником по христианству является эпиграфический материал, то есть надписи на твердых материалах, в первую очередь, сохранившиеся в христианских катакомбах. Катакомбы — искусственно пробитые длинные подземные проходы, многоярусные галереи, близ Рима и под ним, где тайно собирались христиане; здесь же они хоронили своих собратьев. Поэтому христианские надписи по преимуществу надгробные. Основная их масса относится к эпохе после Константина, к IV–V вв. Имеется единичный фрагмент надписи конца I в. с упоминанием имени Понтия Пилата, найденный в Палестине.

В силу вышесказанного ранняя история христианства часто восстанавливается за счет источников, более поздних по времени или в полной мере не признанных Церковью. Последние, не будучи каноническими, тем не менее являются историческими памятниками. Например, таким спорным документом являются «Постановления апостольские» , созданные в конце IV в. в Сирии на основе упомянутой Дидаскалии. «Постановления» были отвергнуты одним из Вселенских соборов как затронутые ересью, однако донесли до нас ценную историческую информацию.

5. Христианская традиция и греческое наследие. Письменная христианская традиция изначально формировалась на греческой основе. Практически не известны крупные произведения христианских авторов, написанные на латинском языке, вплоть до начала III в. н. э. Исключением являлся апологет Минуций Феликс (II в.), написавший диалог «Октавий» на латыни, но по духу и стилю он примыкал к греческим авторам.

Первым крупным автором, писавшим на латинском, стал Тертуллиан, живший в конце II — начале III в. Однако серьезное оформление латинской христианской традиции приходится на IV–V в., когда выдвинулись такие крупные личности, как св. Иероним Стридонский, св. Амвросий Медиоланский, блж. Августин .

Приоритет греческого языка над латинским сохранился в православной традиции, в обиходе которой нет текстов или песнопений, переведенных с латинского . Греческое мышление породило соответствующий язык, способный адекватно, не односторонне выражать глубокие, а потому сложные для уяснения понятия. Недаром он сыграл существенную роль в становлении церковнославянского языка.

6. Гонения на христианскую Церковь. Взаимоотношения христианства с римским государством в первые три века выразились в основном в гонениях . Они были вызваны боязнью римского государства перед тайной, мощной и разветвленной иерархичной структурой Церкви, параллельной государственной. Собрания христиан были закрытыми и не доступными для непосвященных, и такие опасения в представлении простых римлян были вполне обоснованны, хотя уже с начала III в. в римском обществе хорошо было известно, что на ночных собраниях христиан никаких убийств младенцев или безнравственных деяний не происходит. Страх государства перед Церковью как общественным институтом станет движущим фактором гонений с эпохи Нового времени.

Для римлян критерием истинности религии являлась ее давность, в силу чего христианство воспринималось как ересь, выделившуюся из иудаизма. «Новая религия», к тому же не национальная, не могла быть одобрена римскими гражданами.

Камнем преткновения во взаимоотношениях государства и христиан был культ императора — символ римской государственности, являвшейся объектом почитания. Не приносивший жертву гению императора отказывался выполнять свой гражданский долг и мог злоумышлять против государства. В силу этого наиболее жестокие меры против Церкви принимались в правление тех императоров, которые по меркам римлян были наиболее достойными: Траяне и Диоклетиане.

7. Христианская Церковь при Константине. В отношении к христианству Константин явился полным антиподом Диоклетиана. В 311 году были прекращены гонения в Восточной империи, а в 313 году появился Медиоланский (Миланский) эдикт. Константин и его соправитель Лициний издали указ, согласно которому христианская религия признавалась равноправной с другими. Его текст сохранился в истории Евсевия Кесарийского. Церкви возвращалось конфискованное имущество или компенсировалась его стоимость. В 315 г. Константин разрешил христианам свободное проведение собраний. Представители Церкви и церковные общины получили статус юридических лиц вместе с правом свободного распоряжения собственностью. Заслуга Константина состояла в том, что он сумел усмотреть в Церкви основу духовного развития дальнейшей истории человечества, поскольку христианство — религия цивилизованных народов. Кроме того, император понял, что церковная организация способна стать мощной опорой государственной власти, а не подрывать ее. Этот момент определит взаимоотношения Церкви и государства в Византии, а позднее — в странах Европы и России.

В 325 г. состоялся первый Вселенский собор в Никее , на котором были осуждены ариане , не признававшие божественную природу Иисуса Христа. В истории Церкви наступил новый этап. В 330 г. Константин на месте греческой колонии Византий заложил новую столицу Восточной империи Константинополь . А столицей западной половины государства стала Равенна . Константин скончался в 337 г., незадолго до смерти приняв крещение.

8. Правление Юлиана Отступника (360–363). Следующим крупным императором стал племянник Константина Великого Юлиан , прозванный Отступником (Апостатом), правивший с 360 по 363 г. Взбунтовавшиеся галльские войска провозгласили его Августом. Он получил хорошее воспитание под руководством христианского священника, увлекался философией и был одним из блестяще образованных людей своего времени.

При новом императоре произошло оживление городской жизни, так как он покровительствовал городам: передавал им земли, занимался муниципальным благоустройством, расширял права городских советов. Последний акт свидетельствовал о продолжавшейся децентрализации империи, которую Юлиан сознавал, передавая власть в местные муниципальные советы.

Печальную известность получила религиозная политика Юлиана, с именем которого связано последнее гонение на христиан. Оно отличалось от гонений в предшествовавшие эпохи. Церковь лишалась государственной помощи, христиане не допускались к высшим постам и были лишены права преподавания в школах. В самом эдикте не было прямого запрета деятельности Церкви, но сформулирован он был таким образом, что применить его можно было только к христианам — хитрая уловка, так как юридически никаких гонений не было: при Юлиане провозглашалась терпимость применительно ко всем религиям.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В города назначались персидские ставленники
В своей книге политика определил полис как политическое объединение граждан для создания наилучших
Дарений земельных участков гражданам дозволялось продавать
Этрусское искусство известно благодаря купольным гробницам
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 6 ограничение

сайт копирайтеров Евгений