Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И.-Г.Шварц торжествовал и с жаром предавался в организованном им теоретическом градусе (степени) Соломоновых наук розенкрейцерским упражнениям. Крупным успехом И.-Г.Шварца стал переход на его сторону сразу четырех московских лож, в одночасье решивших отложиться от изрядно уже надоевшей им тамплиерской системы (Брауншвейгский ритуал) и перейти в розенкрейцерство. Это были ложи «Трех знамен» (П.А.Татищев), «Озириса» (Н.Н.Трубецкой), «Латоны» (Н. И. Новиков) и «Сфинкса» (Г.П.Гагарин) [457]. В 1783 году все они официально вошли в Орден Злато-розового Креста, образовав в нем так называемый «четверной союз». В 1784 году, уже после смерти И.-Г.Шварца, союз этот был преобразован в Провинциальную ложу. Великим мастером ее стал друг Н. И. Новикова, руководитель ложи «Озириса» князь Николай Никитич Трубецкой (1744-1821). Высшим тайным управлением Ордена Злато-розового Креста считался Капитул во главе с князем Ю.В.Долгоруковым. Среди членов его: князь Н.Н.Трубецкой, М.М.Херасков, князь Г.А.Щербатов, И.А.Поздеев. Кроме Москвы, где у провинциальной ложи состояло в подчинении 11 младших лож, были учреждены еще и ложи в Казани, Симбирске и Могилеве.

В том же 1784 году, еще при жизни И.-Г.Шварца московские розенкрейцеры учредили еще один масонский центр - ложу теоретического градуса, или степени, как своего рода подготовительный класс или переходную ступень к масонству высших розенкрейцерских степеней. Великим мастером здесь был князь Ю.В.Трубецкой, наместным мастером - князь В.В.Долгорукий, ритором - Н. И. Новиков, обрядоначальником - О.А.Поздеев. Теоретический градус был второй степенью ордена (первая была - «юниорат», она шла за 4-й степенью обыкновенного масонства - «шотландский мастер»). Третьей степенью ордена была «практика», 4-й - «философа». Последняя, 9-я степень - «мага». Всего «теоретических братьев», согласно показаниям Н. И. Новикова, данным им в 1792 году, было не более 60 человек. Согласно современным оценкам, цифра эта может быть увеличена до 85 человек. «Смотрение» над братьями осуществляли «главные надзиратели»: И.П.Тургенев, И.А.Поздеев, З.Я.Корнеев (в Орле), А.А.Ленивцев, В.И.Остолопов (в Вологде) и С.И.Гамалея (в Москве) [458].

В конце 1783 года, в самый разгар масонских «работ», связанных с организационным становлением ордена, неожиданно заболевает И.-Г.Шварц. Вопреки ожиданиям, болезнь оказалась серьезной, и 17 февраля 1784 года он умер. Похоронили И.-Г.Шварца по православному обряду в церкви села Очакова (имение князя Н.Н.Трубецкого) по Можайской дороге, в 10 верстах от Москвы. Могила прямо напротив алтаря; на белой каменной плите высечены годы жизни: 1751-1784, а также крест и герб покойного [459].

Соратники И.-Г.Шварца горячо оплакивали его кончину [460].

Высоко ставила его и либеральная историография, подававшая его как исключительно «тонко организованную и благородную натуру», «идейного и нравственного оракула своего кружка» и пр [461]. Личность И.-Г.Шварца изображалась ими, как правило, только в радужных, светлых тонах, и доверчивому читателю оставалось только поражаться уму, благородству и энергии этого человека, так много успевшего сделать для русского просвещения.

Существуют, однако, и другие, менее лицеприятные оценки личности И.-Г.Шварца и его деятельности в России. Так, известный ученый В.В.Сиповский считал, что И.-Г.Шварц «едва ли не был иллюминатом» [462] (орден, основанный в 1776 году в Баварии профессором А.Вейсгауптом, ставивший своей основной задачей борьбу с деспотизмом [463]).

«В Голландии он служил унтер-офицером, - свидетельствует хорошо знавший И.-Г.Шварца ритор ложи «Трех знамен», - и несколько лет прожил в Ост-Индии - … Вспыльчивость его, часто доходившая до бешенства, и многие нелепые выходки не оставляли сомнения в повреждении его умственных способностей.

Он был суров, сумрачен, очень строг, никогда не смеялся; даже улыбка его была принужденной и неестественной… Ко всему этому он был скрытен и, я смею думать, что это был искусный лицемер. Этот человек был, в собственном смысле слова, деспот, не терпевший никакого противоречия или сомнения.

Так, например, его голос был повелительным, брови его всегда были сдвинуты; никогда он не упускал из виду цели масонства и употреблял все средства без разбора, лишь бы они только привели к этой цели» [464].

Но это, так сказать, предвзятое мнение, исходящее из среды недоброжелателей И.-Г.Шварца. Есть смысл, поэтому, обратиться к свидетельству одного из его близких друзей - профессора всеобщей истории Московского университета Иоганна (Иван Иванович) Виганда (1744-1808). По его утверждению, И.-Г.Шварц далеко не случайно появился в Москве, а был послан туда немецкими братьями для того, чтобы произвести здесь среди русских масонов коренные реформы.

Питая к И.И.Виганду полное доверие, И.-Г.Шварц перед смертью якобы открыл ему «страшную» тайну, что конечной целью ордена розенкрейцеров в России является ни более ни менее, как полное ниспровержение здесь православия.

«Шварц, - отмечал в своих записках И.И.Виганд, - оказывал мне полное доверие и открыл мне сокровенные цели общества, клонившиеся ни к чему иному, как к ниспровержению православного вероисповедания в России; я советовал ему действовать осторожнее, оставить мистицизм и не смешивать своих целей с целями общими, чтобы они не повредили друг другу» [465].

«После возвращения И.Е.Шварца из-за границы, - констатирует в своей записке уже цитировавшийся нами неизвестный автор письма о московском масонстве XVIII века, - изменился дух московского масонства. До тех пор толковали только о распространении религиозного чувства… Теперь же братьям стали назначать разные послушания: умерщвление плоти, посты, молитвы и тому подобное.

Клятвы, суеверия, чудеса вошли в ежедневный обычай. Те немногие, которые оставались еще не совращенными, были удаляемы, и их презирали. Самые нелепые сказки стали распространяться… Шварц властвовал грубо над целою массою высокоуважаемых братьев; лишь один Новиков, кажется, имел еще собственные убеждения». Поборы с братьев стали нормой, причем поражает цинизм И.-Г.Шварца, обронившего однажды по поводу очередного крупного пожертвования на масонские нужды чудака П.А.Татищева следующую фразу: «Вот так-то следует ловить лисиц!

Дурак Татищев от расточенной ему похвалы сделался совершенно ручным, и дарит 18 тысяч рублей, которые нам надобны через три дня для одной расплаты» [466].

Не верить этим сообщениям нельзя. Другое дело, что перед смертью, по свидетельству уже упоминавшегося нами Иоганна Виганда, И.-Г.Шварц как будто раскаялся в содеянном, и горько сожалел о своих ошибках. «Я навещал его ежедневно, - пишет И.Виганд, - и он всегда просил меня беседовать с ним о Спасителе. Но мы не могли говорить свободно, так как нас всегда подслушивали масоны, опасавшиеся того, чтобы под влиянием столь нового для него настроения духа (христианской секты Гернгутеров - Б.В.) не выдал их тайн. Я и сам всячески избегал этого. Только однажды он высказался, что это дьявольский орден, и что если Господь пошлет ему исцеление, то он вступит в общину».

Когда И.-Г.Шварц умер, масоны упросили И.Виганда произнести от имени профессуры Московского университета надгробное слово над усопшим на русском языке, что и было им исполнено [467].

Основываясь на этих свидетельствах, Я.Л.Барсков пришел к выводу об И.-Г.Шварце как, говоря современным языком, несомненном масонском агенте влияния в России. «Желая ослабить влияние других наций - англичан, французов, шведов, - немецкие масоны посылали одного за другим своих агентов в Россию; наиболее видными из них были: Штарк, Розенберг, Рейхель, Шварц», - отмечал в этой связи ученый [468].

Характерно, что узнав о смерти И.-Г.Шварца, берлинский руководитель ордена И.-Х.А.Теден 9 апреля 1784 года немедленно распорядился учредить в Москве так называемую Директорию теоретической степени, куда вошли Петр Татищев, Николай Трубецкой и Николай Новиков. Надзирателем и секретарем в Директории, то есть фактическим руководителем ордена в России Теден назначил никому не известного в России немца из Мекленбурга капитана прусской службы (в 1783-1784 гг. - поручик лейб-гвардии гренадерского полка в Санкт-Петербурге) Генриха-Якоба (Генрих Яковлевич) Шредера [469].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   



Мартинисти филантроп прошлого века исторический вестник
Масоны готовы признать своей заслугой только светлые страницы историифранцузской революции
Особенно большое значение для историка масонства имеет дело н

сайт копирайтеров Евгений