Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Согласно показаниям Н. И. Новикова, всего под управлением Москвы в период с 1782 по 1786 годы насчитывалось 19 лож. Больше всего (13) их было в Москве.

По одной - в Орле, Могилеве, Кременчуге, Казани, Вологде и Харькове [470].

Были приверженцы ордена и в Петербурге (здесь их возглавляли А.А.Ржевский и генерал-майор Ленивцев), однако прививалось здесь розенкрейцерство туго.

Что же касается Брауншвейгской системы, то всякие связи московских братьев с ее руководством были разорваны, а рыцарские степени оставлены [471].

Г.В.Вернадский попытался уточнить данные Н. И. Новикова по масонским архивам и насчитал 14 лож. Помимо уже известных нам 4 материнских лож («Трех знамен», «Латоны», «Озириса» и «Сфинкса») это были московские ложи «Светоносного треугольника», «Девкалиона», «Святого Моисея», «Блистающей звезды», «Гермеса», «Астреи», а также еще одна ложа под управлением Е.Е.Гине. По одной масонской ложе было в Казани («Восходящего солнца»), Могилеве («Геркулеса в колыбели») и Симбирске («Златого венца») [472]. Бурный рост розенкрейцерского сообщества продолжался, однако, недолго и уже в 1786 году вследствие недовольства императрицы руководство ордена вынуждено было временно приостановить работы лож первых трех степеней, сосредоточив все свое внимание исключительно на тайной деятельности лож теоретического градуса, общее число членов которых достигло 85 человек.

Орден розенкрейцеров во главе с берлинской ложей «Трех глобусов», к которому примкнули московские братья, не был древним: первую заявку о себе он сделал только в 1757 году во Франкфурте-на-Майне. В Северной Германии центром розенкрейцерской деятельности стал Берлин. Здесь братья Злато-розового креста, или, вернее, их руководители (Бишовсвердер, Вельнер и Теден) сумели вовлечь в свои ряды кронпринца Фридриха-Вильгельма (1781), что, собственно, и явилось залогом их дальнейшего влияния.

Учение розенкрейцеров XVIII века подробнейшим образом на основе подлинных масонских рукописей Императорской публичной библиотеки разобрал в свое время Александр Семека. По его заключению, оно может быть разделено на два отдела: духовно-нравственный и собственно научный, или философский.

Первый из них «взывал против упадка нравственности и указывал истинные пути к спасению; второй стремился удовлетворить другой потребности общества: дать пищу любознательному уму, заменив изучение энциклопедистов самостоятельным изучением Священного писания» [473].

Своей задачей розенкрейцеры, как и всякое масонское сообщество, ставили моральное, нравственное совершенствование личности, работу над своей собственной душой, понимаемую ими как непрерывная борьба человека со своими страстями, или, иначе говоря, с самим собой. Цель братства, показывал Н. И. Новиков в ходе следствия, состояла в «познании Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения» [474].

Практическая деятельность братьев в этом направлении сводилась к постоянным наблюдениям как за самим собой, так и за своими коллегами или, вернее, их нравственностью, а также постам, молитвам и покаяниям. Но это, так сказать, основа розенкрейцерской работы, характерная и для других направлений в масонстве. Что же касается специфической розенкрейцерской надстройки над ней, то она сводилась к усиленному изучению ими тайного знания, то есть алхимии, магии и каббалы.

Как и берлинские братья, московские розенкрейцеры XVIII века были глубокими и убежденными мистиками. Практическим руководством для них являлся «теоретический градус Соломоновых наук», официальное сочинение для работ в теоретической степени, полученное в свое время И.-Г.Шварцем от берлинских начальников ордена. Из него, в частности, видно, что не отвергая нравственной стороны первых трех степеней масонства, главную свою цель розенкрейцеры видели все же в познании тайной науки, якобы сохраненной еще со времен Адама масонами и известной в настоящее время только начальникам их ордена. Что касается содержания этой тайной науки, то оно сводилось у них, как уже отмечалось, к исканию философского камня, панацеи, обращения металлов в золото и мистическим толкованиям Библии.

Большой интерес в этой связи представляет дошедшая до нас масонская рукопись, предназначенная для упражнений в 7-й степени (всего их в розенкрейцерском ордене было 9). В сосуд, читаем мы здесь, необходимо смешать майскую росу, собранную в полнолуние, а также две части мужской и три части женской крови от чистых и целомудренных людей. После того, как сосуд постоит некоторое время в тепле, с ним проделывался еще ряд аналогичных манипуляций и, как результат их, должен был наступить миг, когда в колбе, наконец, должен был послышаться «топот и свист» и взору братьев должны были предстать «два живых существа - мужчинка и женщинка», а между ними вырасти «прекрасное дерево с разными плодами». Речь здесь идет о создании так называемого гомункулуса или человека в колбе, над чем безуспешно бились средневековые чернокнижники [475].

Особенно привлекательными в глазах братьев казались высшие степени ордена, в частности, степень мага, сулившая ее обладателям ни много, ни мало, как непосредственное общение с самим Высшим существом. Но до степени этой русским братьям было еще далеко, так как теоретический градус - это, как мы уже знаем, самая младшая степень розенкрейцерства. На ней и остановилось большинство русских адептов ордена. Обладателей более высоких степеней среди них было немного: И.-Г.Шварц, Н. И. Новиков, А.М.Кутузов, Г.Я.Шредер, Н.Н.Трубецкой, Ю.Н.Трубецкой.

Московские розенкрейцеры, констатировал Н.М.Карамзин, были «ни что иное, как христианские мистики: толковали природу и человека, искали таинственного смысла в Новом и Ветхом завете, хвалились древними преданиями, унижали школьную мудрость и прочее; но требовали истинных христианских добродетелей от своих учеников, не вмешивались в политику и ставили в закон верность своему государю. Их общество под именем масонства распространилось не только в двух столицах, но и в губерниях; открывались ложи, выходили книги масонские, мистические, наполненные загадками» [476].

Мистический туман ордена розенкрейцеров наложил неизгладимый отпечаток на обряды и порядки, царившие в ложах этого сообщества. Обстановка масонских собраний у розенкрейцеров была не для слабонервных и отличалась мрачностью и таинственностью: затянутые черным атласом стены помещения, жертвенник, треугольные столы для секретаря и ритора. При вступлении в «градус» посвящаемый давал торжественную клятву на всю оставшуюся жизнь «поклоняться вечному всемогущему Иегове и по возможности стараться премудрость его через натуру познать»; отрекался от сует мира и обязывался свято соблюдать обет молчания.

Такой же сумрачной и далеко не братской была и внутренняя обстановка в ложах, где процветали мелочный контроль, слежка и доносительство. Каждые три месяца - подробнейший отчет о всех делах и внутренних переживаниях.

Проверялась и личная корреспонденция братьев [477].

Любопытны в связи с этим письма-отчеты Н. И. Новикова («Коловион»), которые он вынужден был давать, несмотря на свое высокое положение в ордене, своему непосредственному начальнику, уже известному нам немцу Г.Я.Шредеру. «Высокопочтеннейший! Высокодостойнейший начальник! - униженно обращается наш знаменитый просветитель к этому проходимцу. - С радостным сердцем получил я отпуск ваш и повеление ваше относительно сочинению описания, в каком положении дела типографические находятся… Но как ни тяжело бремя сие, однако повеления ваши и волю высших наших высокославных начальников с истинною покорностью во всю жизнь мою исполнять буду…». Но самое поразительное в этом письме-отчете - так это душевные откровения Николая Ивановича, уместные, быть может, по отношению к своему священнику на исповеди, но отнюдь не по отношению к заезжему поручику-немцу: «Но коль чужд еще я сей Божественной любви. Часто еще, весьма часто и рано встать, и поздно лечь, и в слякоть погоды для друга своего не хочется. С пролитием слез пишу я сии строки». Коснувшись далее пункта 7 присланного ему вопросника о распространении любви в его сердце, Н. И. Новиков опять кается: «Чувствую, однако, - пишет он, - что часто еще и ныне проступаюсь в рассуждении грубости и ласковости. Но благодаря милосердного моего Спасителя, что в ту же минуту и чувствую сии проступки, раскаиваюсь, стражду внутренне о сем и прошу и молю милосердия его, да подкрепит оно меня в сем искреннем истинном хотении быть со всяким ласкову, ни с кем грубу и стараться отпущать от себя всякого довольным» [478].

Настольными книгами московских розенкрейцеров являлись сочинения западноевропейских мистиков: Беме, Сен-Мартена, Арндта. Особенно популярен был среди них Сен-Мартен, русский перевод сочинения которого, принадлежавший П.И.Страхову, был опубликован Н. И. Новиковым в 1785 году. «Первые книги, родившие во мне охоту к чтению духовных, были: «О заблуждениях и истине» (Сен-Мартена - Б.В.) и Арндта «Об истинном христианстве», - отмечал в своих воспоминаниях И.В.Лопухин [479].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Материалы опреследовании новикова
Новиков шагал
Поддержать дух своих рыцарей
Сочинения императрицы екатерины ii против масонов журналминистерства народного просвещения
Со страниц журнала члены кружка как бы обращались к русским людям спредупреждением

сайт копирайтеров Евгений