Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Располагалась переводческая семинария там же, где и учительская, с которой она впоследствии видимо слилась. Здесь же жил и сам И.-Г.Шварц с семьей, прочитавший в 1783 году слушателям семинарии свой спецкурс по философии истории [447].

Еще одним начинанием неутомимого И.-Г.Шварца стала организация им Дружеского ученого общества. Сложилось оно еще в 1779-1781 годах, однако формальное его открытие произошло только 6 ноября 1782 года в доме П.А.Татищева. Целью общества было объявлено печатание учебных книг, а также изучение и повсеместное распространение философских, исторических, педагогических и естественнонаучных знаний или, иначе говоря, просвещения в обществе [448].

«Цель нашего общества, - отмечал И.В.Лопухин, - была издавать книги духовные и наставляющие в нравственности истинно евангельской, переводе глубочайших о сем писателей на иностранных языках и содействовать хорошему воспитанию, помогая особенно готовящимся на проповедь слова Божия». Любопытно, что на открытии Дружеского ученого общества присутствовал сам московский главнокомандующий граф З.Г.Чернышев, а архиепископ Московский Платон публично объявил о взятии его под свое высокое покровительство. Общее число членов общества составляло около 50 человек: И.-Г.Шварц, Н. И. Новиков, И.В.Лопухин, князья Ю.Н. и Н.Н.Трубецкие, братья Е.П. и П.П.Тургеневы, В. В. Чулков, В.И.Баженов. А.Н.Новиков, М.М.Херасков, князь А. А. Черкасский, А.Ф., П.Ф. и Н.Ф.Ладыженские, Ф.П.Баузе, Я.Шнейдер, Ф.П.Ключарев, И.П.Страхов, князь К.М.Енгалычев, Г.М.Походяшин, Р.А.Кошелев, Ф.И.Глебов, князь А.И.Вяземский, А.М.Кутузов, князья И.С. и Г.П.Гагарины, Г.Шредер, князь А.М.Долгоруков, О.А.Поздеев, С.И.Плещеев, князь М.П.Репнин и другие [449].

Указ Екатерины II от 15 января 1783 года о вольных типографиях позволил Дружескому ученому обществу, в дополнение к арендуемой Н. И. Новиковым (а фактически, самими московскими масонами) университетской типографии, открыть еще две: одну на имя Н. И. Новикова, а другую на имя И.В.Лопухина. Кроме того, была заведена еще и так называемая тайная типография, предназначенная для издания специальной масонской литературы.

Собрание университетских питомцев, Педагогическая и Филологическая семинарии.

Дружеское ученое общество - и все это за каких-то 4 года, причем исключительно на частные масонские пожертвования, безо всякой помощи со стороны государства!

Нельзя не отдать должного инициативе и самоотверженности И.-Г.Шварца и сформировавшегося вокруг него тесного масонского кружка. Понятно, что столь энергичный и деятельный человек, к тому же еще и масон, в таком масонском гнезде, каким был в то время Московский университет, в скромной должности лектора немецкого языка долго оставаться не мог. Он и не остался. Уже 5 февраля 1780 года И.-Г.Шварц был произведен в ординарные профессора по кафедре философии. Кроме того, он читал в университете еще и курс эстетической критики. Свое профессорство И.-Г.Шварц - кандидат права Иенского университета - рассматривал, прежде всего, как хорошую возможность масонской пропаганды среди своих слушателей. «Разум научает нас, но он не может раскрыть истину… Одно лишь Откровение может ясно показать нам истинный свет», - поучал он своих юных слушателей, сводя таким образом просвещение или «просветление разума», главным образом, к изучению так называемых «божественных наук»: алхимии, каббале и магии. «Человек, - проповедовал И.-Г.Шварц, - в настоящее время гнилой и вонючий сосуд, наполненный всякой мерзостью». «Просветлить» его, по убеждению И.-Г.Шварца, могут только розенкрейцеры, ибо только им удалось сохранить «искру Адамову» предвечной мудрости тайного знания, доставшуюся им от еврейских сект ессеев и терапевтов.

«Как ни плохо знал Шварц русский язык, - вспоминал позднее один из его тогдашних студентов, - на котором он нам читал, однако истины, высказывавшиеся им, были так любопытны и, казалось, тем новее, чем старее и неизвестнее были источники, из которых он извлекал их». Философию И.-Г.Шварц читал, между прочим, по И.Канту. «Сила, с которой он говорил, смелость (скажу даже, безрассудная дерзость), с которой он, невзирая ни на что бичевал политические и церковные злоупотребления, были удивительны. И не раз боялся я, что ему начнет мстить духовенство, и в особенности монашествующие, которых он при всяком удобном случае выставлял самым безжалостным образом» [450].

Положение, впрочем, было таково, что ни о какой мести со стороны православного духовенства не могло быть и речи. В Москве масоны были у себя дома, и бояться им здесь было некого.

Успешная преподавательская и общественная деятельность И.-Г.Шварца в университете продолжалась вплоть до декабря 1782 года. Выжил его оттуда новый куратор Московского университета Иван Мелиссино (1718-1795), явно ревновавший к славе и популярности удачливого профессора [451].

Отставка И.-Г.Шварца, несмотря на очевидные моральные издержки, имела, в то же время, и положительную для масонов сторону. Получив ее, И.-Г.Шварц сразу же переехал в дом к Н. И. Новикову у Никольских ворот чтобы целиком отдаться своему любимому детищу - ордену Злато-розового креста, фактическим создателем которого в России он и являлся.

Дело в том, что не удовлетворенные состоянием тогдашнего русского масонства Н. И. Новиков и И.-Г.Шварц, успевшие к этому времени, как мы знаем, сдружиться, еще в 1780 году учредили свою собственную масонскую ложу «Гармония». В состав ее сразу же вошли практически все вожди тогдашнего масонства: князь Н.Н.Трубецкой, М.М.Херасков, князь А. А. Черкасский, князь К.М.Енгалычев, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов и другие. Несколько позже к ним присоединились П.А.Татищев, Ю.Н.Трубецкой, И.В.Лопухин, С.И.Гамалея [452].

Ложа эта называлась еще и «сиентифической», и главной задачей ее была не обрядность, а научные изыскания и изучение истории масонства, причем главной заботой братьев объявлялось искание ими так называемого «истинного масонства» и высшего тайного знания.

Воспользовавшись желанием богача-масона П.А.Татищева отправить своего сына в сопровождении И.-Г.Шварца в ознакомительную поездку по Европе, московские братья решили заодно поручить ему поискать там и истинного масонства. И.-Г.Шварц с радостью принял это предложение. Заехав по пути в Митаву (ныне город Елгава, Латвия), он заручился здесь рекомендационными письмами к светилам тогдашнего немецкого розенкрейцерства (ложа «Трех глобусов» в Берлине) И.-Х.Вельнеру (бывший пастор) и генерал-штабхирургу Г.-А.Тедену [453].

22 октября 1781 года И.-Г.Шварц был уже в Брауншвейге, где ходатайствовал перед герцогом Фердинандом о признании России самостоятельной провинцией ордена. Герцог обещал свое содействие. Но не это было главной целью московского профессора. Он жаждал, как мы уже знаем, «истинного масонства». И он его получил. И.-Г.Шварц действительно был посвящен в таинства Ордена розенкрейцеров.

Более того, 1 октября 1781 года он получил от одного из руководителей берлинских розенкрейцеров Г.-А.Теддена грамоту, назначавшую его единственным верховным представителем теоретической степени Ордена Злато-розового креста в России.

В конце февраля 1782 года И.-Г.Шварц вернулся наконец в Москву. Из-за границы он привез две «системы»: для рядовых, так сказать, братьев - систему строгого наблюдения, а для избранных - теоретическую степень и Орден Злато-розового креста [454]. Соответственно и работа, развернутая в это время под руководством И.-Г.Шварца московскими масонами, шла в двух направлениях - общемасонском и специальном, розенкрейцерском. И тут, и там ее было много. Особая сложность положения русских братьев заключалась в том, что ложа «Трех глобусов», с которой вступил И.-Г.Шварц в тайное соглашение, сама в это время еще формально входила в Брауншвейгскую систему строгого наблюдения: официальный разрыв с ней произошел только в ноябре 1783 года.

В августе-сентябре 1782 года состоялся Вильгельмсбадский масонский конгресс, о котором уже шла речь. Россию на нем представлял герцог Фердинанд Брауншвейгский.

Благодаря его поддержке Россия, собственно, и была признана самостоятельной масонской державой. Воспользовавшись этим, московские братья тут же организовали свой «Капитул Русской провинции». Приором его (должность чисто номинальная) стал Петр Алексеевич Татищев (1730-1810), канцлером - И.-Г.Шварц. Н. И. Новикову в этой масонской иерархии досталась скромная должность казначея. Деканом же VIII провинции ордена стал князь Юрий Никитич Трубецкой, генеральным визитатором (инспектором) - его брат, князь Николай Никитич Трубецкой.

Кроме того была организована еще и так называемая Директория VIII провинции ордена. Президентом ее стал Н. И. Новиков, членами: В. В. Чулков, И.П.Тургенев, Ф.П.Ключарев и другие [455]. В Петербурге приорат ордена Благотворных рыцарей возглавил А.А.Ржевский. Должность Великого провинциального мастера VIII провинции ордена Благотворных рыцарей была оставлена вакантной.

«Роман» с Брауншвейгской системой, безусловно, сильно способствовал упрочению позиции русских братьев в глазах масонского сообщества Европы.

И вот тут-то обнаружилось, что никакой цены в глазах московских братьев Брауншвейгская рыцарская система не имеет, и все взоры и надежды их обращены на розенкрейцерство. Горячим пропагандистом его в Москве был в это время только что возвратившийся из-за границы И.-Г.Шварц. Недолго мешкая, он быстро собрал при помощи Н. И. Новикова и князя Н.Н.Трубецкого заявления московских братьев с просьбой о зачислении их в Берлинский розенкрейцерский капитул. Среди подавших такие заявления были С.И.Гамалея, И.В.Лопухин, А.И.Тургенев, А.М.Кутузов, В. В. Чулков, Ю.Н.Трубецкой, А. А. Черкасский, К.М.Енгалычев, М.М.Херасков, а также доктор Френкель и купец Туссень.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Свидетельскими показаниями н
Русское масонство в царствование императрицы екатерины ii
Его рыцари питали весьма голубые
Простое трехстепенное английское масонствоне удовлетворяет аристократов континентальной европы
Союза великой ложи франции далеко

сайт копирайтеров Евгений