Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первую группу источников по истории русского масонства XVIII - первой четверти XIX веков составляет официальная правительственная документация: указы, постановления и предписания. Ценнейший источник этого рода - следственные дела о масонах: дело Н.А.Головина (1747) [8], донесение М.Олсуфьева о ложе Р.И.Воронцова (1756) [9] и другие. Особенно большое значение для историка масонства имеет дело Н. И. Новикова 1792 года (официальная переписка, показания, роспись конфискованных книг, прошения и прочие материалы, связанные с его арестом и заключением). Полностью дело (РГАДА, ф.8, оп.1., д.218 и ф.7, оп.2, а также ГИАМ ф.45, оп.1, 213) не опубликовано, однако наиболее существенные материалы его напечатаны в свое время Н.М.Лонгиновым [10], Д.И.Иловайским [11], А.Н.Поповым [12] и П.П.Пекарским [13].

В качестве дополнения к правительственным материалам историками могут быть использованы записки на имя Александра I и Николая I Ф.В.Ростопчина [14], Е.А.Кушелева [15] и противников масонства А.Б.Голицына и М.Магницкого [16].

Много данных по истории масонства содержат материалы из фондов бывшего Центрального государственного архива Октябрьской революции (ныне ГАРФ).

Это, прежде всего, фонд Третьего отделения собственной Е.И.В. канцелярии (ф.109), Особой канцелярии МВД (ф.1165), Собственной канцелярии А.Х.Бенкендорфа (ф.1717).

Другой важнейшей группой источников по истории масонства XVIII - начала XIX веков является официальная масонская документация. Прежде всего, это уставы или конституции [17], на основе которых действовали те или иные масонские ассоциации, материалы внутреннего делопроизводства масонских лож: прошения об открытии тех или иных мастерских, протоколы их заседаний, списки членов, анкеты и отчеты о деятельности «братьев», масонские обрядники, речи и песни. Ценнейший материал по истории русского масонства содержится в целом ряде личных фондов и коллекций общественных и государственных деятелей России конца XVIII - начала XIX веков, хранящихся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Москве (бывшая имени В.И.Ленина) [18]: В.С.Арсеньева (ф.13 и 14), Н.П.Киселева (ф.128), Голубинских (ф.76), С.С.Ланского-С.В.Ешевского (ф.147), Д.И.Попова (ф.237), а также Центрального государственного архива литературы и искусства: Д.Н.Альбицкого (ф.141), П.А.Вяземского (ф.195), Ф.Н.Глинки (ф.141). Немало документов по истории масонства найдет историк и в составе личных фондов Рукописного отдела Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (М.Ю.Виельгорского, Ф.И.Прянишникова и др.). Большая часть документов масонского происхождения, создававшаяся для целей внутреннего пользования, хотя и известна исследователям, но, в силу своей специфики, остается еще не напечатанной.

Ценнейшую информацию о работах лож XVIII - начала XIX веков содержат дневники и воспоминания как самих масонов, так и тесно общавшихся с ними лиц: И.В.Лопухина [19], С.Т.Аксакова [20], А.Д.Тейльса [21], Л.А.Симанского [22], Н.И.Греча [23], А.И.Михайловского-Данилевского [24], И.И.Виганда [25], А.Л.Витберга [26], П.А.Вяземского [27], И.И.Дмитриева [28], А.И.Тургенева [29], Д.П.Рунича [30], А.В.Храповицкого [31], И.П.Елагина [32]. Важное значение имеют для историка письма духовных руководителей русских масонов первой четверти XIX века И.А.Поздеева и Н. И. Новикова. До нас дошло свыше 200 писем И.А.Поздеева.

Только часть их была опубликована в 1872 году в «Русском архиве». Остальные хранятся в Рукописном отделе Российской государственной библиотеки в Москве и представляют уникальный в своем роде материал для так называемой внутренней жизни ордена, воссоздания нравственно-психологической атмосферы масонских лож. Это же в полной мере относится и к письмам Н. И. Новикова к А.Ф.Лабзину, Х.А.Чеботареву, М.Л.Мудрову, В.И.Баженову [33], Д.П.Руничу [34], Н.Н.Трубецкому [35] и др. Особенно важны для исследователя опубликованная в 1915 году Я.Л.Барсковым «Переписка московских масонов XVIII века» [36].

Несмотря на кажущуюся простоту использования переписки «братьев» - «вольных каменщиков», на самом деле, вследствие конспиративного характера писем (употребление авторами инициалов, так называемых «рыцарских имен» «братьев» и вообще разного рода намеков, которые могли быть понятны лишь автору письма и его адресату), это далеко не простая задача для исследователя.

Большой интерес для историка представляют масонские сочинения (речи, лекции, брошюры). Некоторые из них, как например «Магазин свободнокаменщический»

(Т.1 (ч.1-2). М., 1784), «Учение древнего любомудрия и богомудрия» И.П.Елагина [37], «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов» И.В.Лопухина [38] напечатаны. В большинстве же случаев исследователю приходится иметь дело с рукописями [39].

Ценным источником для историка могут служить в ряде случаев и предметы масонского культа или, как их еще называют, «масонские предметы»: ковры, мечи, кубки, перстни, кинжалы, перчатки, фартуки и пр. [40] Библиография, посвященная истории русского масонства [41], насчитывает более 1000 названий и непрерывно растет. Как правило, это статьи и брошюры за или против масонов, авторы большинства из которых серьезно проблемой никогда не занимались, источников по теме не видели и все свои познания черпают из литературы вопроса. Но не они, разумеется, определяют лицо современной историографии масонства в России. Основы ее были заложены в 1860-е годы, известные еще как «эпоха великих реформ». Наиболее крупный вклад в ее становление внесли, однако, не историки, а ученые-литературоведы той поры М.Н.Лонгинов и академик А.Н.Пыпин. О работах А.Н.Пыпина чуть ниже.

Что же касается М.Н.Лонгинова, то еще в 1858 году в журнале «Русский вестник» (август) он опубликовал свою работу «Новиков и Шварц. Материалы для истории русской литературы и просвещения XVIII века». Есть и отдельное издание [42]. Завершением же его разысканий в этой области стала капитальная монография ученого «Новиков и московские мартинисты», опубликованная в 1867 году в Москве [43]. Со времени написания этого труда прошло более ста лет. Однако богатый архивный материал, введенный в научный оборот автором (часть его дана в приложениях к книге), делает ее необходимым пособием для историка и по сей день.

Наряду с М.Н.Лонгиновым и А.Н.Пыпиным заметный вклад в разработку истории масонства внесли в эти годы и другие ученые: А.Н.Попов [44], Н.С.Тихонравов [45], П.П.Пекарский [46] и особенно С.В.Ешевский, опубликовавший в 1864 году большую работу «Московские масоны 80-х годов прошедшего столетия» в виде двух статей в «Русском вестнике» за 1864 год. В 1870 году она была переиздана в 3-й части (томе) сочинений С.В.Ешевского [47].

Характерно, что научный интерес исследователей 1860-х годов сосредотачивался почти исключительно на масонстве второй половины XVIII века. Это не было, разумеется, случайностью. Дело в том, что просветительская и филантропическая деятельность московских мартинистов XVIII века, преследование, арест и заключение в Шлиссельбургскую крепость Н. И. Новикова - это наиболее выигрышная страница в истории русского масонства. Естественно, что к ней в поисках своих духовных предшественников и обратились в первую очередь российские либералы 1860-х годов. Выйти за узкие пределы 80-х - начала 90-х годов XVIII века сумел в то время в своих исследованиях только А.Н.Пыпин. Ему же принадлежит и наибольший вклад среди дореволюционных исследователей масонства в разработку проблемы.

Первые публикации ученого по истории масонства, появившиеся во второй половине 1860-х годов на страницах журнала «Вестник Европы», шли, правда, вполне в традиционном для либеральной историографии русле: Н. И. Новиков, московские розенкрейцеры XVIII века и их предшественники: «Русское масонство в XVIII веке» (1867, 2), «Русское масонство до Новикова» (1868, 6, 7), «Розенкрейцеры» (1871, 1, 2). Однако основное внимание ученого оказалось вскоре сосредоточено не на эпохе Екатерины II, а на Александровском времени: его цикл статей о масонах первой четверти XIX века (Вестник Европы. 1872, 1, 2, 7) и опубликованная в этом же журнале в 1868 году (8-12) другая крупная работа о тесно связанном с масонами Российском библейском обществе (1812-1826 гг.).

Много внимания истории масонства первой четверти XIX века отведено А.Н.Пыпиным и в его капитальной работе «Общественное движение при Александре I», над которой он работал в эти годы. Первое издание ее было осуществлено в 1871 году [48]. Книга неоднократно переиздавалась.

А.Н.Пыпин первым в нашей историографии обратил внимание на масонскую подоплеку восстания декабристов. Ему же принадлежит и обстоятельно составленный на основе архивных данных список масонских лож XVIII - первой четверти XIX веков [49]. Уже после смерти А.Н.Пыпина (1904 год) его работы по истории масонства были собраны и опубликованы в 1916 году под редакцией Г.В.Вернадского в виде отдельной книги [50].

В 1872-1874 годах, отражая возросший интерес к масонству и явно с целью популяризации его в России было осуществлено переиздание в переводе с немецкого работы известного масонского историка И.Т.Финделя [51].

Много места истории масонства XVIII века отведено в вышедшей в 1875 году в Петербурге работе профессора Петербургского университета А.А.Незеленова [52].

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Битва за гималаи
Три на русском
22 июля 1917 года было сформировано второе коалиционное правительствоа
Принадлежит перугенерального секретаря автономного русского масонства бориса астромова
Базовыми степенями масонства являются только первыетри

сайт копирайтеров Евгений