Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Итак, Комиссия, по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов Его Семьи, подвела итоги своей работы. Основные выводы таковы: обнаруженные в 1991 году под Екатеринбургом останки девяти человек принадлежат Императору Николаю Александровичу и Его супруге Императрице Александре Феодоровне, их дочерям Ольге, Татьяне и Анастасии Николаевным, а также лейб-медику Семьи Е. С. Боткину, комнатной девушке А. С. Демидовой, лакею А. Е. Труппу и повару И. М. Харитонову. Идентификация останков завершена.
На итоговом заседании комиссия обсудила все имеющиеся предложения о месте и дате захоронения, включая пожелания родственников и данные социологических опросов.
Из протокола № 9 от 30 января 1998 г.:
Относительно предпочтительной даты захоронения:
захоронение останков в 1998 году поддержали все члены Комиссии (22 человека);
17 июля (день 80-летия расстрела) поддержали 12 членов Комиссии. Один указал срок — 6 месяцев после принятия официального решения о проведении похорон.
1 марта (православный праздник «Прощеное воскресенье») поддержали 9 членов Комиссии.
Относительно места захоронения останков:
за Петропавловский собор г. Санкт-Петербурга высказались 16 человек;
за г. Екатеринбург — 4;
за Новоспасский монастырь г. Москвы — 1;
воздержался — 1.
Большинство членов Комиссии также высказались за захоронение останков Царской Семьи и сопровождавших их лиц в одном месте.
Вы думаете, что результаты работы Комиссии убедили зарубежную экспертную комиссию, в которую входили П. Колтыпин-Валловский, профессор Е. Магеровский и князь А. Щербатов, настаивавшие, как и коммунисты и клерикалы, на том, что «Екатеринбургские останки» — это «лжемощи»? Ничуть. Признаться, недоверие этой комиссии к участию в работе А. Авдонина можно понять: будучи старым партийцем, он убежденный противника Императора.
Объективности ради отметим, что с мнением правительственной Комиссии были согласны не все российские ученые. Некоторые из них входили в Комиссию и оставались в ней до тех пор, пока результаты их самостоятельных исследований не разошлись с официальной точкой зрения
Еще раз о месте захоронения. Екатеринбургские власти сначала решили «присвоить» останки. Но первоначальные их замыслы граничили с кощунством. Предполагалось превратить останки в источник дохода. Алчность екатеринбуржцев проявилась еще в июле 1992 года, когда с иностранных журналистов и фоторепортеров заламывали бешеные деньги за участие в научной конференции и право взглянуть на останки и сфотографировать их. Э.. Радзинский возмущался:
«В Екатеринбурге появилась сумасшедшая идея создать могилу Романовых, как часть туристского комплекса. ...Романовы, которых казнили сами жители Екатеринбурга, должны будут лежать в той же самой земле и приносить екатеринбуржцам доход».
За Екатеринбург, как место захоронения останков, высказалось большинство родственников Романовых, в том числе и О. Н. Куликовская-Романова.
Часть Романовых выступала за то, чтобы захоронить останки в Федоровском Государеве соборе в Царском Селе, который еще недавно всего несколько лет назад, представлял собой мерзость запустения.
За погребение останков в Москве выступал ее мэр г-н Лужков. Он перешел в «отряд сомневающихся» после того, как было решено захоронить останки в Петербурге, а не в Москве. Если бы ему удалось настоять на захоронении их в Москве, то господин Лужков сумел бы убедить кого нужно, в том числе, и Патриарха, что останки — Царские.
В конечном счете, местом захоронения был выбран Санкт-Петербург, где покоятся Цари Династии Романовых, начиная с Петра I.
Кроме Петра II и Иоанна VI Антоновича.

Несколько десятков потомков фамилии Романовых — приехали в северную столицу для участия в похоронах. Посетив Пискаревское кладбище, они воздали должное памяти ленинградцев, умерших и убитых в блокаду. Но почтить память Царя, погибшего от рук их единомышленников, некоторые потомки и родственники лежащих на Пискаревском кладбище не желают. Будь их воля, они бы и хоронить его в «городе Ленина» не позволили.
Обыватели до того растерялись под влиянием контрпропаганды, что некий инвалид въехал на своей коляске в Петропавловский собор, обвешанный взрывпакетами. Он решил помешать похоронам «кровавого» царя. Лишь благодаря красноречию дежурной — сержанта Кузнецовой, которая убедила террориста не губить невинных людей, взрыв удалось предотвратить. Если бы акция подрывника состоялась, то к 17 июля 1998 г. усыпальницу не удалось бы восстановить.
И все же дата 17 июля навсегда останется в памяти наших сограждан. Останется днем покаяния и скорби, несмотря на все политические и религиозные игры.

Конечно, процедура и церемония останков Царской Семьи и ее слуг, зверски замученных большевиками в Екатеринбурге, многих не устраивала. Пожелание участвовать в похоронах высказали казаки, решившие приехать в Санкт-Петербург на конях. Им ответили: «В городе не найти места для постоя лошадей». Военно-исторические общества предложили выстроить вдоль маршрута траурного кортежа войска, одетые в ту форму, которую носили русские воины во время первой мировой войны. «Это вам не театральное представление, а государственная церемония», — ответили им «петербургские» власти.
Не устраивало и нежелание Православной Церкви признать останки Царскими. Впрочем, ничего удивительного. Предшественники нынешней подсоветской паствы в свое время проглосовали «не молиться и не ставить свечи Сергию Радонежскому, поскольку он запятнал себя благословением царей на кропопролитные войны». Как и святому Иосафу Белгородскому — «потому что он был помещик, сын полковника». Окончательное постановление гласило: «Исключить из числа святых всех так называемых праведников буржуазного происхождения».
Экс-мэр С.-Петербурга Анатолий Собчак, член Государственной комиссии по захоронению останков Царской Семьи, в заявлении от 20 июня 1998 года отметил:

«В качестве заместителя председателя Правительственной комиссии, созданной по этому вопросу в 1994 году, я был у истоков этого дела и знаю все подробности работы, проведенной Генпрокуратурой России и нашей комиссией по идентификации обнаруженных в 1990 году останков семьи Николая II вблизи Екатеринбурга.
У меня, как и у большинства других членов комиссии, не было и нет никаких сомнений относительно подлинности останков — в этом убеждают результаты генетических экспертиз, проведенных в важнейших исследовательских центрах России (Центральном НИИ судебной экспертизы), Великобритании (Королевской научной лаборатории), США (Исследовательском центре Министерства обороны), компьютерное восстановление облика по черепам, стоматологическая экспертиза, а также изучение архивных документов (включая записку об убийстве царской семьи ее главного палача — Юровского) и материалы следствия, проведенного Н. Соколовым в 1918 году по поручению А. Колчака, и др.
Противодействие руководства Московской Патриархии этому захоронению, с которым мы столкнулись еще в 1995 году во время работы комиссии, было вызвано, по моему мнению, не действительными сомнениями в подлинности обнаруженных останков, а внутрицерковными соображениями».
Экс-мэр, очевидно, имеет в виду распри между Зарубежной РПЦ и Русской Православной Церковью». Обе Церкви ныне объединяет неприятие подлинности Царских останков.
«Поэтому отказ от участия в церемонии захоронения Патриарха, как и последовавший затем аналогичный отказ Президента России, не могут повлиять на историческое значение этого события. Кто сегодня во Франции, не говоря уже об остальном мире, помнит об участниках церемонии переноса праха Наполеона Бонапарта с острова Св. Елены в Париж или перезахоронении в королевскую усыпальницу праха Людовика XVI, но о самих этих событиях знает любой житель Франции, и все, кто хоть раз побывал в Париже в качестве туриста.
Думаю, излишне напоминать об историческом значении события захоронения зверски и подло, без следствия и суда убитой большевиками семьи последнего российского императора. В других странах во время революций тоже рубили головы королям, но нигде и никогда не было такого зверства — убийства всех детей. Причем тайком, по-воровски, крадучись, скрывая злодеяние. Сам факт достойного захоронения царской семьи станет свидетельством уважения к прошлому России, ее тысячелетней монархической традиции, будет свидетельством покаяния и очищения в высшем смысле этих слов за преступления, совершенные при коммунистическом режиме, вызовет обоснованное осуждение произвола и внесудебной расправы и тех гонений, которые наш народ пережил при большевиках. И для президента Ельцина это тоже послужило бы покаянием за то, что в бытность его первым секретарем Свердловского обкома КПСС был снесен Ипатьевский дом, где произошла кровавая трагедия.
...Мне представляется, что останки царской семьи должны из Екатеринбурга проследовать в Петербург специальным поездом по тому же маршруту, по которому в 1917 году царская семья была отправлена в Сибирь. В пути следования необходимо предусмотреть остановки с молебнами, минутами молчания, звоном колоколов, гудками предприятий и транспортных средств.
По прибытии в Петербург гробы с останками должны проследовать по Невскому и Адмиралтейскому проспектам в Исаакиевский собор — главный собор Российской Империи, где и состоится отпевание. После этого процессия с останками проследует через Дворцовую площадь (мимо Зимнего дворца, в котором жила семья) на Миллионную улицу и Троицкий мост в Петропавловскую крепость, где в Петропавловском соборе состоится церемониал захоронения. Останки каждого члена семьи должны быть захоронены отдельно согласно идентификации.
Церемония отдания последних почестей последнему российскому императору и членам его семьи должна быть показательно разработана в соответствии с законодательством Российской Империи.
Мы не имеем права упустить исторический шанс воздать должное прошлому Великой России и, захоронив с подобающими почестями последнего царя и членов его семьи, сохранить достоинство нашего народа и страны в глазах всего мира»,— справедливо заявил экс-мэр.

Отношение к памяти Государя Императора и Царской Семьи — это пробный камень для определения «кто чем дышит». Идет ли речь о духовных авторитетах, светских властях или общественных организациях.
Осенью 1996 г. автору настоящих строк довелось встретиться у Феодоровского Государева собора с двумя шотландскими писательницами, госпожой Дороти-Грейс Элдер и госпожой Грэм Мартин. Обе дамы изучают места и события, связанные с жизнью Царской Семьи. Они были весьма удручены известием, что РПЦ намеревалась прославить Царственных Мучеников, но без Царя! Думается, узнав о канонизации всей Семьи в России, у них отлегло от сердца.

К слову, продолжение беседы с шотландскими писательницами, проявившими завидную  эрудицию в вопросах генеалогии, истории, библиографии работ о Царской Семье, состоялось в бывшем Лазарете имени Их Императорских Высочеств Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны. «Новые русские» превратили Лазарет в гостиницу с валютным рестораном. «Новое мышление»!

Тут Комиссия ошибается. Убийство носителя Верховной власти является ритуальным. - В.К.

Глава тридцать третья
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГ

Прежде чем Царские останки покинули Екатеринбург на борту самолета ИЛ-76, город в продолжение двух дней был погружен в траур.
Утром 16 июля 1998 г. гробы были вынесены из здания областного бюро судебно-медицинской экспертизы, где останки пролежали семь лет. В 9 часов отворились двери екатеринбургского храма Воскресения Господня. Ипатьевский дом, ныне разрушенный, находился в каких-то 300 метрах от него. Из почти полностью закрашенных окон Августейшие Узники видели лишь крест этого храма. Была отслужена панихида, после чего екатеринбуржцы получили возможность попрощаться с Царскими останками. Гробы были доставлены в собор курсантами Екатеринбургского артиллерийского училища под звуки «Грез» Шумана. Когда вносились покрытые Императорскими штандартами гробы с останками Императора и Императрицы, зазвучал православный гимн «Коль славен». Очередь выстроилась на 300 метров, и не все екатеринбуржцы успели попрощаться со Священными Останками. Один из горожан произнес:
— Я простился с последним порядочным человеком в России.

Как бы оплакивая мучеников, в момент выноса гробов из храма, над Екатеринбургом дождем пролились облака. Из аэропорта «Кольцово» ИЛ-76 с Останками на борту в 14 часов взвился в воздух, держа курс на северную столицу, за ним — второй с сопровождающими их лицами, в числе которых был князь Дмитрий Романович Романов, представитель Дома Романовых, праправнук Николая I. Утром 16 июля президент РФ Б. Н. Ельцин заявил:

— Долго раздумывая, разговаривая со многими нашими гражданами России, особенно, работниками культуры, я пришел к выводу, что мне надо поехать завтра в Санкт-Петербург. Восемьдесят лет эту правду скрывали. О ней ничего не говорили, и надо завтра эту правду сказать, а мне там принять участие. Это будет по-человечески, справедливо.

И сразу же из события губернского масштаба похороны стали государственными. Красные в Думе — Егор Строев, Геннадий Селезнев, Купцов и прочие отнеслись к этому неодобрительно. Лидер ЛДПР поддержал решение президента, а один из депутатов от этой партии предложил в день похорон Царя, Его Семьи и их слуг, в 80-ую годовщину Екатеринбургского злодеяния, приспустить флаг над Государственной Думой. Независимо от решения президента приняли участие в церемонии генерал Лебедь, лидер «Яблока» Явлинский и губернатор Саратовской области Аяцков.
Большинство членов Дома Романовых приехали в Петербург. Великая Княгиня Леонида Георгиевна, которую А.Собчак в свое время поддерживал в ее претензиях на русский Престол, участия в похоронах не приняла.
Патриарх отслужил панихиду по убиенным в Троице-Сергиевой лавре.
Перед приездом колонны к Петропавловской крепости кто-то разлил возле ворот ртуть. ОМОН перегородил все подходы к крепости. Когда мы попросили одного из омоновцев отодвинуть машину, чтобы можно было наблюдать за переносом гробов, дюжий верзила спросил:
— Зачем это вам нужно? Что он вам хорошего сделал?
Залогом того, что не все так думают, была встреча с нашей соотечественницей, приехавшей из Риги ради того, чтобы приложить икону Царя Мученика к его гробу или хотя бы плите склепа.
Вместе с нею прибыли ее земляки, потомки воинов, сражавшихся за Царя, Веру и Отечество.
Из других городов страны ехали люди специально на церемонию погребения Царских останков. Старший лейтенант инженерных войск Александр Шурыгин рассказывал:
— Оба мои деда казаки, служили убиенному Государю. Да и вся Россия в 1613 году целовала крест на верность Дому Романовых. Я понял, что должен проводить Государя в последний путь. Хорошо, что так торжественно совершается сегодняшний ритуал.
Если «шибко грамотные» скептически или неодобрительно отнеслись к идее перезахоронения Царских останков в Петропавловской крепости, то простой люд ее поддержал.
— Надо было побольше рассказывать нам про Царя, — заявила женщина, судя по оранжевой куртке, дорожный рабочий. — И поменьше про Ленина.
Перед прилетом авиалайнера в петербургском аэропорту Пулково выстроился почетный караул. Рядом с российскими солдатами стояли офицеры полка шотландских драгун, прилетевшие отдать почести своему бывшему шефу — русскому Императору. Вот самолет на земле. Оркестр заиграл похоронный марш по Строевому уставу 1908 года. Когда из самолета начали выносить гробы с останками Августейшей четы, военные музыканты заиграли гимн «Коль славен». Именно этот гимн был «принят на вооружение» в Белой армии. И должен бы заменить «песню без слов». (Этого, однако, не произошло, и вновь звучит «Союз нерушимый». С текстом этого гимна у старшего поколения связаны неприятные ассоциации. Еще до того, как в «Правде» и других газетах напечатали текст Михалкова, над окопами — дело было во время войны — немецкие самолеты сбрасывали листовки с вариацией на тему нового гимна : «... Да здравствует ставший тюрьмою народной единый концлагерь — Советский Союз!» )
Сначала гробы ставили на специальный подиум около трапа, затем на второй — у здания аэропорта, а потом — в катафалки. Со скоростью 60 километров в час траурная колонна — траурной процессией ее не назовешь — двинулась по Пулковскому шоссе, Московскому проспекту, по Фонтанке, откуда повернула на Вознесенский проспект.
Мимо памятника державным предкам Императора Николая II — Императоров Николая I и Петра I — траурная колонна направилась по Адмиралтейской набережной. Вдоль всего маршрута цепью стояли милиционеры. Были вывешены трехцветные флаги России с траурными лентами. Перед Зимним дворцом — резиденцией Императоров — машины снизили ход. Тут в строю стояла тысяча курсантов военных и морских училищ — со знаменами и барабанщиками. Едва колонна выехала на Троицкую площадь, на колокольне собора святых Петра и Павла зазвонили колокола. Колокольный звон продолжался до тех пор, пока в собор не внесли останки Императора Николая II. От катафалков к собору сквозь строй почетного караула, состоявшего из курсантов, старшие офицеры — майоры и подполковники — на руках несли гробы. Их поместили в центре собора. Возле гробов остались воины Почетного караула, сменявшиеся каждый час.
Церемония возложения венков началась в одиннадцать утра 17 июля. Чтобы проститься с останками невинно убиенных Царственных Мучеников и Их слуг приехали свыше пяти десятков представителей династии Романовых. Из США, Великобритании, Дании, Бельгии, Франции, Италии, Уругвая, Австралии, Швейцарии.
Особую важность событию придало прибытие на церемонию президента Российской Федерации и его супруги. Помимо представителей Дома Романовых на церемонии присутствовали вице-премьер Борис Немцов, министр культуры Наталья Дементьева, известный музыкант Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской. Все сорок минут, в течение которых продолжалась панихида, оба супруга истово молились, опустившись на колени. «Я произносила имена убиенных вслух», — сказала Галина Вишневская.
Архиепископ Иоанн, глава церкви Божией Матери Державной, так отозвался о тех событиях:
«Церковное правительство умывает руки, преступно, из страха; светское — исполнилось Духом Святым: Ельцин произносит речь при перезахоронении — блистательную, историческую».
Церемонию похорон открыл президент Российской Федерации. Он сказал:

«Сегодня для России исторический день. 80 лет минуло со дня убийства последнего российского императора и членов его семьи. Долгие годы мы замалчивали это чудовищное преступление, но надо сказать правду. Расправа в Екатеринбурге стала одной из самых постыдных страниц в нашей истории.
Предавая земле останки невинно убиенных, мы хотим искупить грехи своих предков. Виновны те, кто совершил это злодеяние, и те, кто его десятилетиями оправдывал. Виновны все. Нельзя лгать себе, объясняя бессмысленную жестокость политическими целями. Расстрел семьи Романовых — результат непримиримого раскола в российском обществе на своих и чужих, его последствия сказываются и поныне.
Захоронение останков жертв екатеринбургской трагедии — прежде всего акт человеческой справедливости. В нем символ единения народа, искупления общей вины. Перед исторической памятью народа в ответе мы все. И потому сегодня я не мог сюда не приехать. Как человек и как президент я должен быть здесь. Я склоняю голову перед жертвами безжалостного смертоубийства.
Строя новую Россию, мы должны опираться на ее исторический опыт. С именем Романовых связаны многие славные страницы истории Отечества. Но с этим именем связан и один из ее самых горьких уроков — любые попытки изменить жизнь путем насилия обречены.
Мы обязаны завершить век, который стал для России веком крови и беззакония, покаянием и примирением независимо от политических взглядов, религиозной и этнической принадлежности. В этом наш исторический шанс. На пороге третьего тысячелетия мы должны сделать это во имя ныне живущих и грядущих поколений. Давайте помянем тех, кто стал безвинными жертвами ненависти и насилия. Пусть земля будет им пухом».

Сожаление по поводу негативного отношения высших иерархов русской православной церкви относительно истинности останков Императора Николая II и Его Семьи выразил принц Майкл Кентский, член английской королевской семьи. Он прибыл в Петербург для участия в церемонии по поручению и с благословения королевы Елизаветы II. По его словам, у него лично нет никаких сомнений касательно подлинности останков.
После окончания панихиды гробы были перенесены в придел Святой Екатерины. Сняв Императорские штандарты с гробов Царя и Царицы, офицеры передали знамена музею истории Санкт-Петербурга.
В тот момент, когда гроб с останками Николая II опускался в могилу, прозвучал салют из 19 орудийных залпов. Родственники Царской Семьи и их слуг под пение «Боже Святый, Боже Крепкий, Боже Бессмертный, помилуй нас!» прошли мимо захоронения, бросив в могилу по щепотке земли — белого речного песка. После этого работники траурной службы закрыли склеп бетонными плитами, затем плитами «под мрамор». Впоследствии они (как и надгробие) будут заменены плитами из каррарского мрамора. Во всяком случае, так обещают нынешние обитатели Смольного.
Сверху поставлено временное надгробие. Участники печальной церемонии попрощались с прахом невинно убиенных. Особенно трогательно прощались молодые дамы из рода Романовых. Они опустились на колени и сотворили молитву. Низко поклонилась Наина Иосифовна Ельцина, осенив себя православным крестом. Приложив руку к сердцу, поклонился президент. Многие российские политики не то что не перекрестились, но даже не поклонились праху от врагов Христовых умученных Государя, Государыни, Великих Княжон Ольги, Татьяны, Анастасии, лейб-медика Боткина, лакея Труппа, горничной Демидовой и повара Харитонова.
Были возложены венки от представителей Дома Романовых, от президента России. Надгробие утопает в цветах.
Панихиду по невинно убиенной Царской Семье и Ее верным слугам патриарх Алексий II отслужил в подмосковной Троице-Сергиевой лавре. На панихиде присутствовала Великая Княгиня Леонида Георгиевна с дочерью, Марией Владимировной, и внуком Георгием. Остальные же члены Дома Романовых, числом 54 человека, присутствовали на церемонии погребения Царских останков в Петропавловском соборе. Великолепно пел хор, отменно велась служба, но многие недоуменно посматривали на священника, который провозглашал: «Имена их Ты, Господи, веси». Ведь они были убеждены, что хоронят останки Государя Императора, Государыни Императрицы, Великих Княжон Ольги, Татьяны и Анастасии Николаевен, вместе с Их верными слугами, за Царя живот свой положившими.
Церковь, боясь признать их подлинность, хотя и заявляла, что вопрос об определении подлинности Останков не входит в ее компетенцию, ушла от прямого ответа на него. Коммунисты же заявили, что это вовсе не останки тех, кого их предшественники убили в 1918 году. Всеобщее внимание привлек к себе один иерарх, по-видимому, какой-то восточной церкви — в белой митре, с тремя панагиями на груди.
Перекрестившись, он снял митру и облобызал надгробие.
Многие политики и журналисты говорили, что завершившаяся церемония похорон Царских останков положила конец противостоянию в обществе. Дай-то Бог!..
18-го июля был разрешен вход в крепость и простому, нетитулованному и «неаккредитованному» люду. Нескончаемой вереницей потянулись к могиле праведников петербуржцы и приезжие. Очень много было иностранцев. Им судьбы России подчас ближе, чем нам, «россиянам».
Вход в придел св. Екатерины был воспрещен, поэтому цветы клали на пол, у входа.
Строгим судьей личности и царствования умученного Государя оказался патриарх Алексий II. Во время посещения им Дивеева и службы в храме погожий летний день 2000 года сменился пасмурным. Началась гроза, и шаровая молния влетела в алтарь. Патриарх был вынужден сократить службу и покинуть храм.
Говорят, что этот эпизод заставил Алексия II выступить за канонизацию Царственных Мучеников. Правда, с оговорками: канонизировать в чине страстотерпцев (за мученическую кончину), поскольку, дескать «государственная деятельность Николая II не была выдающейся». Читатель смог убедиться в ошибочности такого мнения.
Иным было отношение к Государю другого патриарха.
«...Счастье, блаженство наше заключается в соблюдении нами Слова Божия, в воспитании в наших детях заветов Господних. Эту истину твердо помнили наши предки. Правда, и они, как все люди, отступали от учения Его, но умели искренно сознавать, что это грех, и умели в этом каяться. А вот мы, к скорби и стыду нашему, дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается, как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство — Исполнительный комитет — одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего Государя: беспристрастный суд над Ним принадлежит истории, а Он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что Он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти Себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения Своего положения, безропотно покорился судьбе... И вдруг Он приговаривается к расстрелу где-то в глубине России, небольшой кучкой людей, не за какую-то вину, а только за то, что Его будто бы кто-то хотел похитить. Приказ этот приводят в исполнение, и это деяние, уже после расстрела, — одобряется высшей властью. Наша совесть примириться с этим не может, мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыны Церкви. Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие его»!..»
Патриарх Московский и Всея Руси Святитель Тихон произнес эти смелые слова не в «период гласности», а во время проповеди в Московском Казанском соборе 8/21 июля 1918 года — в праздник Казанской иконы Божией Матери.


Архиепископ Иоанн. Православие Святого Духа. М.: Новая Святая Русь. 1999. С. 47.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

19 мая 1998 года в Санкт-Петербурге состоялся крестный ход. В этот день отмечалась 130 годовщина со дня рождения Царя Мученика Николая II. Крестный ход, возглавляемый духовенством и отцом Алексием (Масюком), последовал от храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) вдоль Екатерининского канала (в советское время канала Грибоедова) к Казанскому собору. Участники крестного хода, которые несли портреты и иконы Царя и Его Семьи, исполняли духовные песнопения, пели молитвы. Беспрерывно звучало: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Перед Казанским собором состоялся молебен, окончившийся пением Акафиста святому благоверному Царю и великомученику Николаю Второму.
Каждый икос (стих) заканчивался словами:

«Радуйся, Николае, боговенчанный
Царю и великий страстотерпче.»

Молебен завершился пением гимна «Боже, Царя храни».
После этого крестный ход направился к храму Воскресения Христова. Несмотря на то, что крестный ход и молебен продолжались не один час, в нем участвовали и инвалиды. Так, один мальчик-слепой, узнав накануне о том, что состоится крестный ход, попросил свою учительницу встретить его у метро и сопровождать во время крестного хода. Мальчик, как и учительница, из интерната для слепых и слабовидящих детей. Большинство этих детей — сироты при живых родителях. Среди крестоходов была и женщина, с трудом передвигавшаяся на костылях.
В числе участников крестного хода были двое высоких молодых людей, весьма скромно одетых, лет по 30. Шли они довольно уверенно, хотя один из них прихрамывал: вместо ноги у него был протез. Ногу он потерял, спасая одноклассницу, упавшую на рельсы в метро. Оба молодых человека — Андрей и Михаил — слепые. Они выпускники интерната, живут в Гатчине в общежитии, хотя, согласно закону (которые у нас не исполняются), им полагается по квартире. Трудятся на одном из предприятий для слепых, месяцами не получая зарплату. Они оказались бывшими учениками той самой учительницы и рассказали много любопытного. Оба молодых человека ежегодно совершают паломничества по святым местам. В 1998 году они совершили паломничество в Дивеево. Шли пешком. Видя слепых странников, одного из них безногого, люди, в основном крестьяне, крестились, низко кланялись, некоторые падали на землю и сами присоединялись к шествию.
Совершили паломничество слепые паломники, которые более зрячи, чем многие из нас — зрячи духовным зрением — и летом 1999 года. Вместе с игуменом Агафоном (Чесноковым) и другими крестоходами они пять дней шли к Ипатьевскому монастырю в Костроме. Несли мироточивую икону Царя-Мученика Николая Второго. Это была литографированная копия иконы, написанной русским зарубежным иконописцем Павлом Тихомировым. В верхних углах иконы расположены клейма — св. праведного Иова Многострадального и святителя Николая Чудотворца. Государь изображен в Царском облачении с большим золотым наперсным крестом. На голове шапка Мономаха, увенчанная крестом. В руках — скипетр и держава — символы Царской власти. Внизу в овале надпись: «Сия святая икона написана к прославлению Царя-Мученика в России». Повсюду, куда приходил крестный ход с мироточивой иконой, наблюдалось скопление православного люда. Пели Акафист Святому Благоверному Царю и Великомученику Николаю Второму.
Образ был написан в 1997 году, когда исполнилась 80-я годовщина переворота в России. В том же году одна из цветных литографий попала в Россию. Год спустя — в Рязань, в Свято-Никольскую богадельню, при которой строился храм Царя-Мученика Николая II. С этой литографии, а также с литографии иконы Святых Царственных Мучеников сделали копии и поместили их в рамку.
15 марта (2 марта по ст. ст.) 1998 года обе иконы были доставлены в Москву. В день екатеринбургского злодеяния 17 июля (4 июля по ст. ст.) икона Святых Царственных Мучеников участвовала в покаянном крестном ходе. Она изменилась в цветах и начала издавать тонкое благоухание. А в день Петровской иконы Божией Матери, 6 сентября, начала благоухать икона Царя-Мученика. 7 ноября 1998 года, в Дмитровскую родительскую субботу — день поминовения всех усопших — икона замироточила. Факт этот был засвидетельствован духовенством. Стало стекаться множество народа, чтобы поклониться святому образу Царя. Был отслужен молебен. Икону перенесли в храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Люди приходили толпами, чтобы слезно покаяться перед иконой убиенного Царя-Мученика.
Икона побывала во многих московских храмах, продолжая мироточить и благоухать.
По благословению старца о. Николая с острова Залит был предпринят крестный ход вдоль границ России. Не по земле, а по воздуху. Сначала возникла было трудность — отсутствие нужных средств. Но после того, как в списки святынь была включена мироточивая икона Государя — Державного Хозяина Земли Русской — деньги появились. Необходимую сумму пожертвовал русский предприниматель — потомственный донской казак Сергей Дронов. Список святынь был одобрен и Патриархом Алексием II, давшим благословение на воздушный крестный ход.
Перед отлетом были совершены молебны. Из Раменского самолет со святыми иконами и сопровождавшими их пятью священниками и двенадцатью мирянами взял курс на Минск, Киев, Сочи, Севастополь, Минеральные Воды, Грозный. В самолете установили аналой, хоругви, черно-золото-белые Имперские стяги. В числе икон были икона Державной Божией Матери, Песчанской Божией Матери. В воздухе непрерывно служили молебны. Священники, не участвовашие в них, читали неусыпающее Евангелие, миряне — неусыпающую Псалтирь. Читались акафисты святым, подвизавшимся в тех краях, над которыми пролетал самолет с крестоходами.
Первая посадка крестного самолета была в Астрахани. Там произошли благоухание и мироточение иконы. Из Астрахани крестный ход направился на восток. Саратов, Царицын (нынешний Волгоград), Омск остались позади. Следующая посадка в Новониколаевске (в советское время Новосибирск). С пением тропарей Царю-Мученику и Святителю Николаю крестоходы обошли часовню Святителя Николая, построенную в честь Трехсотлетия Царствования Дома Романовых, стоящую в центре города. В Петропавловске-на-Камчатке, на взлетной полосе, был отслужен Акафист иконе Державной Божией Матери.
Отца Петра Влащенко, настоятеля Свято-Казанского храма села Симаково (Ивановская епархия), одного из руководителей воздушного крестного хода, особенно поразила встреча с православными жителями Анадыря. Узнав о мироточивой иконе Царя-Мученика, они приходили в летающую церковь, поражая клириков и мирян, находившихся на борту самолета, трепетным отношением к Царю. Русский народ — простой, не испорченный пресловутой цивилизацией — не переставал чтить Царя-Мученика. Сплошным потоком шли люди к церкви, устроенной в самолете, и на Таймыре, в поселке Хатанга. Увы, им неведомо, что к северу от полуострова, за проливом Бориса Вилькицкого, находится Земля Императора Николая II, в 1913 году открытая экспедицией под началом капитана 2-го ранга Российского Императорского флота Б. А. Вилькицкого (в 1926 году переименованная большевиками в Северную Землю, которой необходимо возвратить ее подлинное название). «Новые большевики», конечно, не смогли простить славному офицеру его открытие Земли Императора НиколаяII и, привезя его прах из Брюсселя на Смоленское кладбище в Петербурге в конце 1990-х гг., вырубили на каменном надгробии: «первооткрыватель Новой (!) Земли».
Более всего иконок — сотни и сотни — были розданы верующим именно Государя Императора-Мученика.
Мурманск — бывший порт Романов — отказался принять летающую церковь, хотя самолет должен был сделать там дозаправку. Пришлось лететь в Архангельск. Не принял самолет-церковь и «город трех революций», лишь формально называющийся «градом святого Петра» — Санкт-Петербургом. Недаром область, центром которой он является, носит имя главного разрушителя России.
И все-таки спустя какое-то время мироточивая икона Царя-Мученика промыслительно оказалась и в Петербурге, где простой люд встречал ее особенно тепло. Так слезно, как петербуржцы, не каялись ни в одном из городов, где побывал образ Государя. Ведь именно в Петербурге—Петрограде начинался путь Царственных Страстотерпцев на Уральскую Голгофу.
Крестный ход продолжился на земле. Покаянный крестный ход начался 12 июля 1999 года в Тихоно-Лухском монастыре в Ивановской (бывшей Иваново-Вознесенской) епархии. Возглавил его настоятель монастыря игумен Агафон (Чесноков). Вместе с ним шли тринадцать клириков Ивановской и Костромской епархий. Среди крестоходов были 89-летний схиархимандрит Алексий, насельник Тихоно-Лухского монастыря, приходящийся родным племянником Первоиерарху Русской Зарубежной Православной Церкви Митрополиту Антонию (Храповицкому), и два уже знакомых нам слепых паломника из Гатчины — Андрей и Михаил. Не раз им предлагали сесть в машину, но оба, сбивая в кровь ноги, преодолели пешком путь в полтораста километров. Долго сопровождала крестный ход молодая женщина с грудным младенцем на руках.
После того, как была отслужена Божественная литургия и напутственный молебен, в полдень — был день празднования Святых Апостолов Петра и Павла — крестоходы отправились в путь. Конечным пунктом паломников был Ипатьевский монастырь в Костроме. Во время крестного хода звучали молитвы «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Верую», «Радуйся, Радосте наша», «Царица моя Преблагая», «Господи, помилуй» и величание Богородице и Царю-Мученику. Крестоходы несли хоругви и иконы. Самой большой была икона Божией Матери «Державная». Справа от нее несли чудотворную — явленную икону Божией Матери «Смоленской». Слева — мироточивую икону Царя-Мученика. Несли их на больших тяжелых носилках четыре человека, которые постоянно менялись. Кроме икон, несли изумительной красоты портрет Государя Императора в военном мундире. Портрет этот вышила благочестивая москвичка, подарившая его храму Царя-Мученика. Крестоходы несли, главным образом, иконы Государя и Его Семьи.
Жители деревень, по которым проходил крестный ход, благоговейно прикладывались к мироточивому образу Царя-Мученика. В это время стояла сильная жара, и по просьбам селян священники служили молебны о даровании дождя. Нередко, после чтения Акафиста Царю-Мученику землю освежал не просто дождь, а ливень. Повсюду на последние гроши покупали иконы Царственного Мученика Николая II. В Иванове хотела купить икону нищая, протянув собранные ею, как милостыню, деньги. Разумеется, икону ей подарили. Некоторые участники покаянного крестного хода свидетельствовали, что, по его завершении, они избавились от многолетних болей в ногах.
То и дело на пути паломников попадались вымершие селения и руины храмов. Зато Волгореченск встретил их крестным ходом. Оба крестных хода слились в единый поток. Несмотря на поздний час, этот город встречал крестный ход колокольным звоном при большом стечении народа. В храмах, встречавшихся на пути крестоходов, читались проповеди, священники рассказывали о Царе-Мученике, о чудесах его мироточивой иконы. Слушая эти рассказы, православные плакали. В Волгореченске, так горячо приветствовавшем крестный ход, икона Государя мироточила в несколько струй! В Костроме, в Богоявленском кафедральном соборе, после того, как к Феодоровской иконе Божией Матери — фамильной иконе Дома Романовых — приложили икону Государя, доставленную крестным ходом, по иконе Царя-Мученика стало обильно струиться миро. При этом зрелище потрясенные костромичи опускались на колени, молились. Многие рыдали. 17 июля, в день убийства Государя и всей Его Семьи вместе с Его верными слугами, крестный ход достиг конечной цели — Ипатьевского монастыря. По пути к нему крестоходы пели молитвы, величали Богородицу и Царя-Мученика. Едва икону Государя возложили в соборе на аналой, она снова замироточила. С особым благоговением была совершена служба. Все участники крестного хода исповедовались и причастились в этот день. Так завершился первый после Екатеринбургского злодеяния покаянный крестный ход русского народа в Ипатьевский монастырь. Пусть он был немногочисленным (из Тихоно-Лухского монастыря вышли 67 человек, а в Ипатьевский монастырь пришли 89 паломников), значение его трудно переоценить. Эти православные люди, решившие почтить память Государя и Его Семьи, принесли покаяние за весь русский народ, допустивший низложение и мученическую кончину Царственных Страстотерпцев.
По молитвам Августейших Мучеников и ревнителей Их памяти поклониться мироточивой иконе Царя-Мученика, вопреки противодействию митрополита Владимира (Котлярова), сподобились и православные Санкт-Петербурга. Икона была выставлена в целом ряде храмов — в церкви Богоявления на Гутуевском острове, в Казачьей церкви на Лиговском проспекте, в церкви св. прп. Серафима Саровского в поселке Песочный, в церкви св. Сергия Радонежского, в Свято-Успенском подворьи Оптиной пустыни, в Феодоровском Государеве соборе в Царском Селе. На подворьи Оптиной пустыни прихожане решили жертвовать золотые украшения на оклад для иконы Царя-Мученика. Следом за пожилой женщиной, пожертвовавшей золотой браслет, прихожане стали снимать с себя драгоценности из золота и серебра. Иные отдавали последние, скопленные на лечение деньги. Икона находилась в Петербурге несколько дней — с 3 по 14 сентября 1999 года. Многие тысячи петербуржцев поклонились иконе Царя-Мученика. Был ряд исцелений. Исцеления наступали очень быстро. Так, одна женщина, получив ватку с маслом от лампады иконы Государя, вечером помазала ею больные ноги, а наутро ощутила полное исцеление от болей, долгое время донимавших ее. В церковь Богоявления на Гутуевском острове одна верующая привезла на коляске 15-летнего сына, чтобы поклониться иконе Царя-Мученика. Мальчик страдал детским церебральным параличом и водянкой головного мозга. Многие годы он пребывал в бессознательном состоянии. Но после того, как к его распухшей от недуга голове приложили икону Государя Императора, из глаз больного отрока хлынули слезы. Поистине, тем кто страдает, понятнее муки других страдальцев.
В иные дни мироточивая икона бывала в трех-четырех храмах города. Привезли ее и в Кронштадт, где некогда подвизался св. праведный Иоанн Кронштадтский, духовник Царской Семьи. Был совершен крестный ход на вертолете с иконой Царя-Мученика на борту, а также иконами святых, в храмах имени которых служили сопровождавшие вертолет священники.
В Феодоровском Государеве соборе в Царском Селе состоялась ночная Пасхальная служба. По словам присутствовавших на этом богослужении, все испытывали чувство единения и удивительного духовного подъема.
Особая молитвенная атмосфера возникала и в других храмах, куда приходили поклониться мироточивой иконе тысячи прихожан. Молящиеся свидетельствовали, что у них было такое чувство, будто Государь находится рядом. Это ли не свидетельство того, что Царь-Мученик прощает русскому народу его клятвопреступление, попущение Цареубийству, что Россия будет спасена молитвами Святых Царственных Мучеников.
Что из того, что Августейшие Страстотерпцы канонизированы Зарубежной Русской Православной Церковью лишь в 1981 г. Русский народ давно прославил Царя-Мученика и Его Семью, прибегая к их молитвенному заступничеству.
14 августа 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, принял решение «прославить для ... почитания в лике святых» 860 новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Прославлена и Царская Семья во главе с Государем Императором Николаем II . Решение было принято единогласно в результате дискуссии, в которой принимали участие 146 иерархов. Торжество канонизации состоялось 20 августа в храме Христа Спасителя с участием представителей братских поместных Церквей и других высоких гостей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наследнику русский язык
Кузнецов В. Русская Голгофа истории России 3 александрович
В 1910 году она родила великому князю сына
Поиски царских останковnbsp
Воспоминания о царской семье

сайт копирайтеров Евгений