<<< ΛΛΛ >>>
"вето" на весь круг поднятых в сборнике вопросов, на сам сборник, на
полемику вокруг него и на самих авторов: на многие десятилетия
имена Бердяева, Булгакова, Кистяковского, Струве, Франка в числе
многих других были забыты в стране, а одновременно, что особенно
печально, была забыта и стоявшая за ними философская система,
исходившая из признания самоценности человеческой личности и ее
внутренней свободы 37 . Между тем только в контексте этой
философской концепции понятна данная авторами критика
интеллигенции, сформулированное отношение к революции, сама
идея "вех" как необходимых нравственных и философских ориентиров
на пути к справедливому обществу, пренебрежение которыми
обесценивает и сам этот путь, и его конечную цель. Только в данном
контексте понятен тот универсальный характер "Вех" и философский
смысл содержавшейся в них критики, который вынужден был
признать даже Ленин, согласившийся, что сборник представляет
собой "целую энциклопедию по вопросам философии, религии,
политики, публицистики".
Конечно, "Вехи" и весь спор вокруг них имели политическое
содержание. Говоря об отношении к революции, авторы "Вех" не
только выражали настроения и идеи своего времени, но и подразу-
мевали конкретного политического оппонента, а именно - больше-
виков 38 . В "Вехах", по признанию С.Л.Франка, содержалась резкая
<<< ΛΛΛ >>>
Проблема интеллигенции человеческой свободы как духовного творчества определил авторов Каждое отдельное учение должно быть понято в своем отношении к другим учениям В сборник История духовных исканий русской интеллигенции интеллигенции интеллигенция
|