Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

340
чтить ею хозяев на постоялых дворах, точно так же, как перед путешествием по Польше надобно с той же целью хорошо запастись перцем.
Я как-то раз на селе между Москвой и Петербургом почтил одного крестьянина за его услужливость по отношению ко мне бутылкой водки. Так он нет чтобы приберечь — тут же не сходя с места опустошил с женой и детьми всю бутылку, и все они совершенно опьянели и потеряли всякий разум. Однажды ночью я забыл в моих санях несколько бутылок водки, хорошо хранимых с обрезанными и запечатанными пробками, а утром обнаружил, что поскольку пробки вытащить, не удалось, то, не долго думая, отбили горлышки и высосали водку. Вот сколь ужасна страсть русского простонародья к крепким напиткам. Но это видно главным образом в пост, когда все кабаки переполнены людьми обоих полов, не только весело пьющими, но и беспокоящими прохожих неприятными криками и совершенно неприятной музыкой. В такую пору я средь бела дня встречал длинный ряд женщин и девушек, которые, взявшись под руки, во все горло распевали на улицах, совсем перекрывая дорогу, и, пьяные, на каждом шагу спотыкались и валились на землю. Однако подобное странное явление чаще увидишь на селе, нежели в Петербурге.

Причины пьянства

Наверно, это можно было бы счесть пороком русского народа. Но, прежде надо принять во внимание, что, во-первых, сказанное относится лишь к черни, причем не ко всей без разбору; кроме того, у нас и у других северных народов подобный недуг почти столь же распространен, хотя его стараются утаить и его проявления окружают большой, тайной. Далее, хоть русские и напиваются в стельку, но зато им приходится тем строже поститься, между тем как другие из года в год могут жить в постоянной сонливости и пьянстве. И, наконец, у русских есть способствующие их страсти к крепким напиткам причины, каких в других краях нет. Одна из таких причин — это, возможно, рабство, при котором простолюдин так угнетаем строгим хозяином, что лишен всех иных развлечений и, пожалуй, можно даже сказать, что устал быть и называться человеком. Другая причина, возможно, в том. что полиция смотрит вообще-то сквозь пальцы на публичные проявления этого порока. Ибо чем больше крепкого напитка будет потреблено, тем больше выгоды правительству, обладающему монополией на все кабаки во всем государстве. А поскольку кабаки приносят в императорскую казну большие деньги, то русские частенько говорят: жалованье солдата — это кабацкие деньги. Тем более что в России ни

341
один человек не дворянского звания не может варить пиво и мед или гнать водку, а все обязан покупать в кабаках. И этот запрет тоже неизбежно должен увеличивать их аппетит.
Главнейшая же причина, пожалуй, заключается в питании и образе жизни; весь год напролет, особенно в пост, русское простонародье не ест почти ничего кроме свеклы, капусты, белого лука, больших огурцов, неаппетитной рыбы и растительного масла. Вот медики и полагают, что если бы русские время от времени не пили крепкую водку, то при такой диете не выжили бы. Опыт свидетельствует о том же. Ибо имеющиеся среди русских немногочисленные трезвенники не живут долго и постоянно выглядят полумертвыми. Потому-то в армиях даже при острейшей нужде и нехватке все-таки всегда заботятся о том, чтобы водка имелась в наличии, ведь при ее недостатке вскоре может распространиться болезнь. И если бы неприятелю при случае удалось перекрыть подвоз водки в русскую армию, то он бы, без сомнения, тем самым выиграл столько же, как если бы лишил русских всего обмундирования и аоенных припасов. Ибо водка и баня — вот два средства, благодаря которым русские живут и поддерживают свое здоровье.

Русские лечебные средства

Пороком же этого народа делают излишества в употреблении напитков, ведь некоторые напиваются ими столь неумеренно, что невозможно поверить, что выживут. Я видал, как зимой пьяные люди ложились в снег выспаться, а другие, обнажившись, дабы остудиться, либо катались в снегу, либо же прыгали в холодную воду и купались.
Однажды некий русский комиссар пьяным возвращался из компании. Едва выйдя наружу, он повалялся в снегу. Почувствовав, что благодаря этому превосходно остужается, он еще глубже закопался в снег, так что видна была одна только голова. Затем он заснул и пролежал таким образом несколько часов, а когда наконец опять встал, то, отряхнув от снега одежду, вошел обратно в дом снова развлекаться с бутылкой вина.

Обжорство после поста

Подобно тому как русские простолюдины привержены крепким напиткам, особенно в пост, они также не менее невоздержанны в еде, едва пост закончится. Есть такие, кто не спит в последнюю ночь поста, а готовит еду, дабы, едва часы пробьют полночь, быстренько начать есть и как следует набить желудок запрещенными в пост про-

342
дуктами. По сей причине многие в ту пору даже заболевают. Но поскольку, с другой стороны, не слышно, чтобы кто-либо из них умер или занемог от употребления крепких напитков, то, без сомнения, чрезмерное чревоугодие должно быть человеческому телу еще вреднее, нежели пьянство. А посему в первые недели после великого поста всегда свирепствует тяжкая болезнь, обычно горячка, и это лучше всего видно в аптеках, где в такое время обыкновенно полным-полно народу.
Истории об отношении старых русских к медикам и медицинскому лечению весьма забавны, но и определенно, что ныне, пожалуй, не сыщешь народа, который бы лечился больше русских при любом поводе, хотя последние почти всегда делают это, если учесть неправильное питание, без всякого результата. Потому-то в мое пребывание там из всех образованных людей медики процветали больше всех. В особенности недели сразу после больших постов — та верная пора, когда доктора медицины, при всем их достатке все же порой оказывавшиеся в долгах, уверенно могут обещать своим кредиторам выплату.

Польза от постов

При всем том от русских постов есть, однако, польза. Они укрепляют весь народ, и благодаря им русских считают самыми твердыми людьми, способными лучше других сносить тяготы и выживать. Благодаря постам обжоры вынуждены иногда расставаться со своим жиром, а потому среди простых русских вовсе не встретишь толстых и тучных людей. Посты приносят императорской казне значительные доходы, о чем выше я уже несколько говорил.
Но посты — главная причина того, что по всему государству всегда держится низкая цена на мясо и жирные продукты. В мае опять наступает большой пост, продолжающийся 5—6 недель, и во время него подрастает весь молодой скот, так что затем кого-то из него можно забить. Поэтому на съестные товары всегда сносная цена. Нет ничего необычного в том, что, особенно в пост, барашек продается за 12—16 копеек, заяц — за 2, серая куропатка или тетерка — за одну копейку и вся прочая дичь по столь же ничтожной цене. Два десятка яиц — за 1 или 2 копейки, фунт животного масла — за 3—4, фунт мяса — за одну и так далее соответственно со всевозможными продуктами питания, какие иностранцы и не соблюдающие строго постов русские приобретают весьма выгодно. Да и едва ли, пожалуй, найдешь страну, в которой было бы больше богатых рыбой больших и малых рек и озер, чем Россия, и ее жителей пост принуждает пользоваться этим превосходным даром природы.

343
Кажется вероятным, что пост поначалу был введен из-за всех названных и, может быть, каких-то еще иных причин, хотя и под предлогом веры и благочестия. Но поскольку эти посты дают также повод ко многому злу, например, к пьянству, о чем выше сказано, то все же очевидно, что подобные богоугодные обманы и уловки, с одной стороны, содержат чаще всего такой же вред, как, с другой, пользу; а следовательно, лучше всего, когда пребываешь в простоте душевной.

Русские женщины румянятся

Сообщенное мною по этому поводу о пьянстве относится главным образом к мужчинам. Однако, дабы не обойти молчанием другой пол, я вспомню здесь кое-что об одном пороке, весьма распространенном среди женщин простонародья и что все они делают без малейшего стеснения.
Он заключается в следующем. Каждая, кто полагает себя недостаточно красивой, румянится. Это тем более скверно, что почти все они хорошо сложены и обладают приятной наружностью. Надобно однако знать, что русский народ всю красоту относит к красной краске. Кроме того, красивую девушку называют не иначе как «красна девица» (Krasna Deviza). И поэтому часто видишь женщин, которые, несмотря на бледность, фигурой, наружностью и чертами лица действительно красивы, но которые так уродуют себя румянами и мушками. Румяна изготовляют из какой-то красной древесины, настаивая на ней водку, и они в России могут быть куплены задешево. Ими раз в неделю умываются те, которые внушили себе, что недостаточно приятны, а остаток выпивают. Женщины из простонародья румяниться стесняются не более, чем у нас служанка наряжаться, пудриться и краситься. Поэтому путешественнику не следует удивляться, когда бледные крестьянские девушки просят у него на дороге пару копеек на румяна.

Своеобразный обычай

Здесь я должен еще вспомнить о том, что поскольку дурное и суетное быстрее всего перенимается и усваивается от иноземцев, которые должны бы облагораживать народ, то и благородная русская женщина в совершенстве научилась подражать всем французским одеждам, модам и повадкам. Однако вроде бы еще есть немногие, которые не могут привыкнуть подражать чужеземному тщеславию. Посему не следует удивляться, если в Петербурге посреди французского великолепия встретишь летним днем русскую мадам, превосходнейше разодетую в бархат с галуном, однако при этом босую, с туфлями в руках.

344
Другой, вовсе не французский, обычай тоже до сих пор употребим у многих русских. А именно: приветствуя кого-либо и здороваясь, они вместо того чтобы сделать реверанс или книксен, весьма низко и медленно кланяются, согнув спину. Когда гораздо менее значительный человек хочет выразить более благородному свое почтение и верноподданнические чувства, то падает перед ним лицом в землю и вытянув вперед руки. Русские крестьяне, стоят они или сидят, могут исполнить это приветствие так проворно и ловко, что позавидовал бы наилучший танцмейстер. Они проделывают это при разговорах со своими господами и во время ежедневной молитвы. Поистине весьма удивительно наблюдать, сколь много поклонов (Poclons) они могут сделать перед образом, перед которым совершают утреннее или вечернее богослужение.
Русский, входя в комнату, сначала осеняет себя крестным знамением, одновременно склоняясь перед тем образом, который в комнате стоит наверху; затем очень тихо и медленно склоняется перед каждым находящимся в комнате, а те ему отвечают подобным же манером. При этом они не принимаются почти ни за какие дела, только совершают такие приветствия. Я потому решил не обойти вниманием этот обычай, что он по-прежнему бытует, и не только среди всех простых людей, но и среди многих благородных господ и дам и сразу бросается в глаза чужеземцу, хотя подобное он и видит в Петербурге не столь часто, как в Москве и других расположенных дальше в стране городах.

Торговля образами

С торговлей образами дело обстоит так же, как и в старые времена. Хотя император Петр посредством предписаний намеревался воспрепятствовать связанным с нею злоупотреблениям, но добился этим немногого. На московских улицах я видел много лавок, полных образов и свеч, перед которыми кланялись прохожие русские, осеняя себя крестным знамением, а также иногда подавая милостыню стоявшим рядом беднякам. В кабинетах благородных русских я видал целые стены, сплошь увешанные подобными божественными изображениями, их стоимость исчисляли большими суммами. В церквах и монастырях этого великолепия без счета. Когда кто-либо продает такие образа, то не должен говорить, что торгует, но что хочет ими поменяться, а кроме того, ни в коем случае не смеет торговаться о цене, к чему в иных коммерческих делах русские очень склонны и являются превосходными мастерами.

345

Русские торгуют

Пожалуй, ни один народ на свете не имеет большей склонности к торговле, чем русский. По этой части они обладают всеми теми качествами, что и евреи, да еще и в большей степени. Поэтому также они всегда стараются вести преимущественно сухопутную торговлю, о чем свидетельствуют многочисленные русские караваны. Действительно, во всей Азии и Европе нет такой сильной торговли, как в России. Помимо такой склонности этого народа я в иной связи намерен добавить еще и другие тому причины.

Русским приписывают еще один порок, а именно неопрятность. Однако на сей счет их обижают напрасно. По всего нескольким рядовым солдатам, которым приходится кое-как перебиваться в поле, полагаясь лишь на самих себя, не следует судить о целом народе.
У благородных русских [в домах] так же приятно, как в других краях. А относительно крестьян могу заверить, что у многих из них обнаружил чистоту большую, нежели в других странах; и напротив — в других краях у крестьян я тоже видал куда большую нечистоплотность, чем у кого-либо из русских78.

Но вялы и ленивы

Едва ли можно отрицать, что русские люди привержены лени более, чем другие. Все русские соблюдают дневной сон, но из-за этого утром все же не встают раньше. Да и главное свойство русских женщин — не особенно утруждаться. На селе повсюду есть печи, похожие на хлебопекарные, но сверху плоские, и на печи всегда кто-нибудь лежит и спит день и ночь. Поэтому в языке русских есть выражение, которым человека укоряют в безделье. Подобно тому как мы говорим: «Он постоянно сидит дома за печью», русские говорят: «Он лежит и спит дома на печи».

346
Причина лености этого народа кроется, пожалуй, отчасти в холодном климате; ведь находят, что на Украине и в других южных частях государства люди прилежнее. Да и мы, тоже северные народы, не можем похвалиться особенной расторопностью и деловитостью. Отчасти же в образе жизни русских повинны еда и питье, отягощающие тело. Отчасти и прежде всего — тяжкий гнет, существующий во многих местностях страны, который отбивает у народа охоту к проворству и расторопности. Но несмотря на эту леность, тем не менее в России и по России видно все то, что способно вселить веру, что этот народ может быть самым прилежным и самым добросовестным. Но сам он не использует того, что вырастает и производится в стране, и это следует приписать большой численности и бережливости народа.

Национальные достоинства русских

Вот я и рассказал о пороках русского народа, поводом к чему мне послужили посты, — с тем чтобы, наблюдая их строгость, этот народ не сочли более святым и хорошим, нежели иные народы. Но коли так, мне нельзя позабыть и про его национальные достоинства. Ими являются красота, сила, верность, постоянство, смирение и послушание по отношению к начальникам и вышестоящим. На сей счет я мог бы привести много разных примеров и доказательств, если бы не намерение сообщить об этом пространнее в другом месте. Живость ума и одаренность русских достаточно хорошо известны по их склонности к исторической и математической наукам, в которых они значительно выделяются среди других.79

В России мало нищих

Я должен здесь добавить еще то, что, как я уверен, служит к великой славе всего народа. В дни проповедей среди русских нет нищих бродяг. В Петербурге на дворах немецкой и шведской церквей видишь целые ряды нищих-иностранцев. Однако не припомню, чтобы когда-либо видел, в том числе и в большой Москве, кого из русских, просивших милостыню. Да и не помню, чтобы во время моих довольно длительных поездок по государству русские нищие просили меня о подаянии. Это следует, вероятно, приписать учению их веры, которое не дозволяет человеку терпеть нужду. Кроме того, в государстве учреждено так, что всех людей, способных что-либо делать, непременно приставляют к работе, а всех остальных благодаря предусмотрительности правительства — щедрости и замечательным пожертвованиям — убирают с дороги. Сюда же еще надо причислить многочислен-

347
ные большие и богатые монастыри, которые императором Петром Первым и его преемниками не были никоим образом ни уменьшены, ни разорены, но лишь так изменены, что являются местами содержания для слишком юных и совсем старых неимущих людей. Однако при всем том за отсутствие нищих следует похвалить весь народ, не склонный к попрошайничеству, чем это и надо объяснять.
Кажется, я слишком отошел от начатой мною темы и рассказываю о вещах, которые, собственно, не относятся к описанию моего путешествия. Однако ведь их полезно знать, да и едва ли у меня будет лучшая возможность сообщить о них, вот я и решил коснуться здесь этого. Теперь я должен отправиться в свое путешествие из Петербурга в Азов, а посему намерен, прежде чем покину сей знаменитый город, сделать краткое его описание и заодно, дабы не позабыть, сказать еще кое о чем.

Граф Остерман

В том числе и прежде всего коротко набросаю здесь портреты двоих мужей, которые в Петербурге были всегда уважаемы и которых я знавал; ведь потом у меня не будет столь удобной возможности о них рассказать.
Один из них — Остерман. Сей господин, как и все иностранцы, в наше время привлекавшие в России внимание, добился успеха при императоре Петре Первом. По происхождению он вестфалец, учился в Иене, потом уехал на поиски счастья в Голландию, но оттуда перебрался в Петербург, где стал секретарем при адмирале Крюйсе. Здесь Остерману подвернулся случай войти в доверие к самому императору — отчасти тем, что правильно и быстро выверял счета адмирала, которые император просматривал лично, а отчасти благодаря беседам с императором, в которых весьма смело и удачно говорил по-русски. Затем император взял его в свою службу и использовал при заключении мира с Швецией60. На этом доверенном ему посту Остерман проявил себя так хорошо, что по возвращении был произведен в баронское достоинство. Спустя недолгое время он сделал выгодную партию, женившись на русской даме из очень знатного дворянского рода. Затем при последующих правлениях он не только поднимался от одного почетного поста к другому и стал кавалером ордена, графом и вице-канцлером, но и сохранял при дворе неизменное к себе доверие, хотя лишь немногие из других сановников умерли естественной смертью, большинство же впало в немилость. По этой причине я однажды предложил ему такую анаграмму его фамилии: Osterman. Nam Resto , которую он с удовлетворением воспринял и принял. Его интриги про-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хоть русские
Петербург называли высшей школой

сайт копирайтеров Евгений