Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

259. Lnb. Isl., bls. 234.

260. Lnb. Isl., bls. 250, 251

261. Lnb. Isl., bls. 124, 125, 346; Eyrbyggja saga, 4. Univ. of Nebraska, 1959.

262. Jonsbok. Kong Magnus Hakonssons Lovbog for Island, udg. ved Olafur Halldorsson. Odense, 1970, s. 3, 20, 41, 78, 82, 126.

263. Sveinbjorn Rafnsson. Studier i Landnamabok. Lund, 1974, s. 142 ff. Ср. мою рецензию: Н. Т. (Stockholm), 1974, п. 4, s. 515 ff.

264. О переплетении юридических, трудовых и сакрально-магических аспектов в отношении к собственности в "варварском" обществе см.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972, с. 214, след. Г. Кун видит в термине heilagr исключительно правовое содержание, отрицая какую-либо связь его с религиозно-магической сферой, но ничем это утверждение не обосновывает (Kuhn H. Das alte Island. Dusseldorf – Koln, 1971, S. 30). Иначе и, на мой взгляд, более убедительно, трактует это понятие В. Бетке, подчеркивающий социально-религиозное содержание "священного" у германцев: право собственности, как и "мир", под защитою которого находится каждый свободный человек, неотделены от сакрально-культового единства; германец пользуется "священной защитой", неприкосновенностью, Heiligkeit, в качестве члена культовой и правовой общины (Baetke W. Der Begriff der "Unheiligkeit" im altnordischen Recht. – "Beitrage zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur", 66. Bd., 1942; он же. Kleine Schriften. Weimar, 1973, S. 30, 35, 51 и др.; он же. Das Heilige im Germanischen. Tubingen, 1942).

265. Не случайно церковь упорно боролась против ограничений в распоряжении землею, налагаемых правом одаля и находившихся в глубоком противоречии с принципами римского права, либо пыталась приспособить древний одаль к своим потребностям. См. выше, а также Гуревич А. Я. Свободное крестьянство феодальной Норвегии, с. 52, след. Ср. также Ковалевский С. Д. Шведские областные законы как исторический источник, с. 291.

266. Рассмотрению специфики земельной собственности в эпоху раннего средневековья посвящены мои работы: Representations et attitudes a l'egard de la propriete pendant le Haut Moyen Age. – "Annales E. S. C.", 1972, N 3; Semantics of the mediaeval Community: "farmstead", "land", "world" (Scandinavian example). – "Recueils de la Societe Jean Bodin", vol. 44 (в печати).

267. Не показательно ли в этом отношении то, что община отсутствует в общей "модели мира" древних скандинавов? В самом деле, структура мира, как она рисовалась их мифологическому сознанию, опиралась на противоположность мира культуры, "срединного мира" людей (midgardr) и окружающего его мира хаоса, населенного чудовищами: "мира, расположенного за пределами ограды" (utgardr) (см. ниже, с. 269). Иными словами, она была аналогична делению реальных владений бондов на земли, находящиеся innangards, и земли utangards (см. выше, с. 116 сл.). Мир, возделанный и очеловеченный, ограничивается, согласно этой картине универсума, лишь домом и усадьбой. Может показаться, что общинные угодья, поскольку они "за оградой", соотнесены с миром хаоса и лежат вне культуры. Разумеется, это не так. Община не вытеснена сознанием этих людей в область, где господствуют враждебные людям силы, она просто-напросто отсутствует в их картине мира. Как это отсутствие объяснить? Я полагаю, что, во-первых, община в эпоху раннего средневековья оставалась довольно рыхлым образованием, и, во-вторых, окрепла община у этих пародов на той стадии, когда их мифотворческое сознание уже создало определенную "модель мира". В этой "модели мира" именно отдельный двор и дом занимают центральное место, служат "точкой отсчета".

268. См. Алаев Л. Б. Проблема сельской общины в классовых обществах. – "Вопросы истории", 1977, № 2.

269. Hatt G. The Ownership of cultivated land; idem. Prehistoric Fields in Julland. – "Acta Archaeologica", II, 1931; idem. Oldtidsagre. – "Det kongelige Danske Videnskabernes Selskab. Arkaeologisk-kunsthistoriske Skrifter", Bd. II, N 1. Kobenhavn, 1949; idem. Norre Fjand. An Early Iron-Age Village Site in West Jutland. – "Arkaeologisk-kunsthistoriske Skrifter utgivet af Det Kongelige Danske Videnskabernes Selskab". Bind 2, N 2, Kobenhavn, 1957; idem. Das Eigentumsrecht an bebautem Grund und Boden, – "Zeitschrift fur Agrargeschichte und Agrarsoziologie", Jahrg. 3, Heft 2, 1955.

270. Ср. KHL, I, sp. 42-46 (Ager), IV, sp. 523-527 (Fornakrar).

271. van. Giffen E. Prehistoric Fields In Holland. – "Antiquity", 2, 1928; Stigum H. Plogen. – "Bidrag til bondesamfundets historie", Bd. I. Oslo, 1933; Bishop C. W. The Origin and Early Diffusion of the Traction Plough. – "Antiquity", 10, 1936; Steensberg A. North West European Plough-Types of Prehistoric Times and the Middle Ages. – "Acta archaeologica". VII, 1936; Kerridge E. Ridge and Furrow and Agrarian History. – EcHR, IV, N 1, 1951; Glob P. V. Ard og plov i Nordens oldtid. Aarhus. 1951; Curwen E. C., Hatt G. Plough and Pasture. The Early History of Farming. N. Y., 1953; Kohte H. Die volkerkundliche Agrarforschung im Rahmen der Ethnohistorie. – "Ethnographisch-archaologische Forschungen". 4. Teil, 1-2. Berlin, 1958; Jankuhn H. Ackerflurcn der Eisenzeit und ihre Bedeutung fur die fruhe Wirtschaftsgeschichte. "Berichte der Romisch-Germanischen Kommission", 37/38, 1958; idem. Vorgeschichtliche Landwirtschaft in Schleswig-Holstein. – "Zeitschrift fur Agrargeschichte und Agrarsoziologie", 9. Jahrg, 1. Heft, 1961; Otto K.-H. Deutschland in der Epoche der Urgesellschaft. Berlin, 1960; Die Anfange der Landgemeinde und ihr Wesen, Bd. I-II. Konstanz – Stuttgart, 1964; Deutsche Agrargeschichte, hg. von G. Franz, Bd. I-III. Stuttgart, 1967, 1969; Wuhrer K. Agrarverfassung. – "Reallexikon der Germanischen Altertumskunde", Bd. I, Lieferung I. Berlin, 1968.

272. Halt О. The Ownership of cultivated land, p. 10.

273. Rhamm K. Die Grosshufen der Nordgermanen. Braunschweig, 1905; Haff K. Die danischen Gemeinderechte, II. Leipzig, 1909; Steensberg A. Den danske Landsby. Kobenhavn, 1940.

274. См. Christensen A. E. Op. cit., s. 41, ff., 53, ff., 60, ff.

275. Halt G. Das Eigentumsrechte an bebautem Grund und Boden, S. 121, ff.; idem. The Ownership of cultivated Land, p. 7, 12, 15, 22.

276. Hatt O. The Ownership of cultivated Land, p. 12.

277. См. Petersen J. Gamle gardsanlegg i Rogaland, Bd. I-II. Oslo, 1933, 1936; idem. Forhistoriske gardsanlegg i Rogaland. – "Stavanger Museum. Arbok 1951"; Hagen A. Studier i jernalderens gardssamfunn. – "Universitetets oldsaksamlings skrifter", Bd. IV. Oslo, 1953; idem. The Norwegian Iron Age Farm. – "Univcrsitetet i Bergen. Arbok 1955. Hist.-antikv. rekke". Bergen, 1956.

278. См. Janssen W. Mittelalterliche Dorfsiedlungen als archaologisches Problem. – "Fruhmittelalterliche Studien", 2. Bd. Berlin, 1968, S. 306; Varangian Problems. – "Scando-Slavica". Supplementum I. Copenhagen, 1970, p. 39, f. (O. Klindt-Jensen), 47 (K. Rahbek Schmidt), 107, f. (D. M. Wilson).

279. О несовместимости частной собственности и большой семьи см.; Косвен М. О. Семейная община и патронимия, с. 76.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Участки пашни находились в частной собственности


Сетерное хозяйство существовало в норвегии уже в древности
Свободное крестьянство феодальной норвегии

сайт копирайтеров Евгений