Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

182. Haff К., Die altnorwegischen Nachbarschaften und ihre markgenossenschaftliche Organisation. – VSWG, 22. Bd., Heft I, 1929, S. 194-195.

183. F. XII, 25.

184. На этом особенно настаивает А. Тарангер (Taranger A. Udsigt..., II, 1, s. 27). Если одна усадьба принадлежала нескольким собственникам, которые не вели в ней своего хозяйства, но передавали землю под обработку арендаторам, то раздел поля на обособленные участки мог не производиться. Каждый собственник идеальной доли получал соответствующую часть ренты. Лейлендинги же образовывали своего рода общность и иногда жили в одном доме, причем в "Ландслове" указывалось, что двор и дома следовало делить таким образом, чтобы каждый имел равное право пользоваться дверьми (MLL, VII, 15).

185. Вряд ли можно согласиться с утверждением С. Д. Ковалевского, исходящего из шведского материала, во многом сходного с норвежским, о том, что в случаях сегментации больших семей "сельская община возникала непосредственно из родовой общины" (Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции, с. 138, ср. с. 265). Нужно подчеркнуть со всею определенностью, что исследователи германских (в том числе и скандинавских) древностей не располагают какими-либо свидетельствами сохранения у этих народов родовой общины в период, который нашел отражение в письменных источниках.

186. G. 81. Зимой практиковалось стойловое содержание скота.

187. G. 84. Подобное выражение встречается также в памятниках исландского, датского и шведского обычного права (Bull Edv. Vergleichende Studien..., S. 51).

188. См. F. XIII, 21.

189. G. 90.

190. Ср. F. XIV, 7.

191. О сетерном хозяйстве см.: Solheim S. Norsk saetertradisjon. Oslo, 1952. Сетерное хозяйство существовало в Норвегии уже в древности. В период внешней экспансии скандинавов оно было перенесено норвежцами в Исландию и на другие острова Северной Атлантики. Ранние свидетельства его существования можно обнаружить, помимо судебников, как в исландских родовых сагах и "Книге о заселении Исландии", так и в сагах о конунгах Олаве Святом и Сверрире, у Адама Бременского и в других источниках. Много сведений о сетерах дает топонимика. Некоторые исследователи видят в сообщении путешественника античности Пифея о том, что жители Туле пасут все лето скот на горных пастбищах, указание на существование сетерного хозяйства в Норвегии уже в IV веке до н. э. (см. Hougen В. Fra seter til gard. Studier i norsk bosetningshistorie. Oslo, 1947, s. 14). Однако надо полагать, что сетерное хозяйство в том виде, в каком оно существовало в исторический период, сложилось тогда, когда укрепился и центр всего хозяйства – сельский двор. Вряд ли можно видеть в сетерном хозяйстве простой пережиток номадизма, как полагает, в частности, Л. Рейнтон (Reinton L. Saeterbruket i Noreg I - III Oslo, 1955-1961).

192. Альменнинги были "верхними" (ofra) и "наружными" (ytra). F. XVI, 2. См. также: Olafsen О. De "ytre" Almenninger – Н. Т., 5. R., 5. Bd. (Oslo), 1924, s. 313-316; Rynning L. Bidrag til norsk almenningsrett, I, s. 77, ff.

193. G. 145; F. XVI, 2: жителям Северной Норвегии "позволено пользоваться общинными владениями, как они владели ими в дни святого конунга Олава".

194. В XV и XVI вв. к альменнингу часто прилагается термин sameiga (sameie) – "общая собственность". Rynning L. Bidrag til norsk almenningsrett, I, s. 140-141. Cp. Olafsen O. Jordfaellesskab..., s. 65, f.; Reinton L. Saeterbruket..., III, s. 145.

195. G. 145.

196. G. 150.

197. F. XIV, 7.

198. F. XIV, 8.

199. G. 81.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Отношения собственности
Симптомом относительно быстрой трансформации архаических порядков в юго-западной норвегии
Не вопросы социально-экономического развития норвегии
Сетерное хозяйство существовало в норвегии уже в древности

сайт копирайтеров Евгений