Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В центре военной гавани находился круглый остров с шатром ( ox 7] vr \) командующего флотом, наварха, как его называет по греческому образцу Аппиан. Отсюда наварх мог видеть то, что делалось в порту и на море, и отсюда мог нодавать через -, трубачей и вестников различные сигналы. На острове, действительно, обнаружена высокая нлатформа, которая должна была нодниматься выше крыш эллингов и на которой, видимо, располагалось какое-то легкое сооружение, давшее историку возможность использовать термин axr ) vf |.

Полагают, что окончательно все это сооружение было завершено уже в середине II в. до н. э., т. е. незадолго до III Пунической войны [335, с. 21, 23—32 и рис. 3; 336, с. 341—344]. Однако мирным договором 201 г . до н. э. карфагенянам было занрещено иметь военный флот, а тайно соорудить такую сложную военную гавань они едва ли могли. Поэтому, вероятнее всего, она была построена до 201 г . до н. э.

В III в. до н. э., как уже говорилось, строятся и новые укрепления Карфагена. Во II в. до н. э., возможно в связи 119


с наплывом в город населения из городов, захваченных римлянами и нумидийцами, Карфаген застраивается еще плотнее. Так, на склонах Бирсы вместо мастерских металлургов появляются жилые дома [367, с. 26'— 36]. Но в городе еще оставались участки, не застроенные домами, а принадлежавшие государству и храмам (Арр. Lib . 93).

Теперь посмотрим, что же представлял собой Карфаген с точки зрения урбанизма.

В высокой части Карфагена располагалась Бирса, городская цитадель, самая неприступная часть города (Арр. bib . 128). Она .была окружена стеной с узкими воротами, которые могли закрываться, дабы не допустить врага внутрь цитадели. Перекрывалась и лестница, ведущая к расположенному в Бирсе храму Эшмуна (Арр. Lib . 130). В 146 г . до н. э. эта крепость и этот храм были последним убежищем защитников города, многие из которых предпочли погибнуть в пламени подожженного ими же самими храма, чем сдаться победителю.

Между Бирсой и портом располагался нижний город, «плоскость города» (' mq qrt ), как он назван в надписи [242, с. 117 — 128]. В этом городе недалеко от порта находилась та площадь, о которой уже говорилось. Диодор ( XX , 44) говорит, что в 308 г . до н. э. Бомилькар разделил свое войско на пять частей, чтобы достичь площади. Видимо, в то время там соединялись пять улиц [313, т. [ I , с. 78, прим. 9]. Сохранилась ли такая планиропка, неизвестно. Апииан ( Lib . 128) упоминает три улицы, идущие от площади к Бирсе. Не исключено, разумеется, что некоторые могли идти от площади в другие стороны.

По-видимому, недалеко от площади находилось и здание совета, как это видно из сообщений Диодора (ХХХТГ, 6, 4) и Ливия ( XXX , 24, 10). Где-то в этом районе располагался храм Решефа, которого Аппиап ( Lib . 127) называет Аполлоном.

Хотя территория полуострова, на котором находился Карфаген, довольно зпачительпа, более или менее плоского места, удобного для строительства зданий, было все же немного. Нижний город занимал сравнительно пебольшое пространство. Поэтому он был застроен довольно высокими и тесными домами. Это было свойственно не одному Карфагену. Такая особенность ярко проявляется уже в Тире. Страбон ( XVI , 2, 23) упоминает высокие тирские здания, превосходящие высотой римские. Изображения на ассирийских рельефах позволяют представить внешний вид домов Тира, хотя, видимо, и не тех «пебоскребов», о которых говорит географ. Это, как правило, двухэтажные дома, причем нижний этаж несколько больше верхпего. Окпа располагались только наверху, и нижпяя часть окна закрывало лась невысокой балюстрадой, опирающейся на иизкие колонки.


Такого типа верхние окна носили название «тирских», они изображены и на финикийских рельефах из слоновой кости, найденных в Ассирии. Крыши домов — плоские, часто на них встречаются какие-то веерообразные украшения, которые Р. Бар-петт принимает за деревья сада, разбитого на кровле дома 179, с. 240; 135, стб. 304-305, рис. 305; 320, с. 132, рис. 37, табл. 47, 50, 61; 413, с. 68—69, рис. 6]. Вполне возможно, однако, что это украшения типа греческих акротериев.

Подобные дома строили и финикийцы, обосновавшиеся в Африке. На детском рисунке на стене гробницы IV — III в. до н. э. изображено какое-то поселение, может быть расположенное на склоне холма, заполненное такими домами с «тирскими» окнами и полукруглыми украшениями на плоских крышах [196, с. 54, табл. 53; 379, с. 187—188]. Строились ли они в самом Карфагене или только вне его (по крайней мере пне нижнего города), мы не знаем.

В Финикии встречаются и ульеподобные, или башнеподоб-ные, многоэтажные дома круглого сечения, традиция строительства которых уходит еще во II тысячелетие до н. э., судя по находкам в Угарите [135, стб. 305, табл. 131]. Видимо, модель такого дома была найдена в святилище Тиннит и Баал-Хаммона в Карфагене: мы видим башпю, имеющую не менее трех этажей, с высокими окнами с полукруглым завершением. 11а обломке стелы виден кусочек подобного здания, но с прямоугольными окнами [214а, с. 58, рис. 4]'.

Большая же часть нижнего города была заполнена домами иного типа. По словам Апииана ( Lib . 128), три улицы, ведущие от площади к Бирсе, были застроены шестиэтажными зданиями с явно плоскими крышами. Они стояли так плотно, что римские солдаты перебрасывали с крыши на крышу балки и доски и так перебирались в другой дом. Бои шли и на этих ненадежных мостках, и на крышах домов. Такой дом, только не шестиэтажный, а четырехэтажный, представлен в миниатюре на золотой подвеске, найденной в карфагенском порту. Этот дом с плоской крышей не имеет никаких украшений. Его гладкие стены прорезают окна: на самом нижнем этаже (и в этом отличие от двухэтажных зданий, описанных выше) — традиционные «тирские» окна с балюстрадой, выше — квадратные, на третьем — прямоугольные горизонтальные и разделенные по горизонтали же, так что внизу выделяется какая-то часть окна, наподобие форточки или фрамуги, и, наконец, под самой крышей — прямоугольные вертикальные, украшенные пилястрами [213, с. 51, рис. 111. Уже в IV в. до н. э. подобные

1 П. Сэнта полагает, что это — модель башни или маяка [214а, с. 58]. 12 J


дома заполняли город между портом и цитаделью ( Diod . XX , 44, 5). Улицы между ними были довольно узкими, шириной 6 — 7 м [498, с. 561], и,по всей вероятности, замощены. Сервий ( ad Аеп. I , 422) пишет, что пунийцы были первыми, кто начал мостить улицы. Когда это произошло, мы пе знаем. В Мотии, например, замощенные улицы были еще в VI в. до н. э. [342, с. 569].

Наконец, раскопки на склоне холма Бирсы обнаружили еще один тип карфагенских домов. Здесь на сравнительно крутом подъеме с уклоном 16 —17° располагались прямолинейные улицы, на которые вели ступени. По обеим сторонам улиц размещались здания. С одной стороны улицы дома были большего размера, чем с другой, ширина же фасадов, выходящих на основную улицу, была одинакова у всех зданий: она равнялась 30 локтям. Собственно, это были не отдельные здания, а целые кварталы, в которых, тесно прижавшись поперечными стенами друг к другу, стояло несколько домов. В кварталах по правую сторону улицы было пять домов. Размеры первого составляли 30 на 20 локтей, и он был, по-видимому, самым значительным в таком квартальном блоке. Остальные дома были размерами 30 на 10 локтей, причем худшим был последний дом этого блока. В кварталах по левую сторону было по два дома размерами 30 на 10 локтей. Мы памеренно употребляем фипикийскую меру, ибо она особенно отчетливо показывает, > во-первых, что основной модуль для строительства таких зданий в Карфагене составлял 3/1, т. е. он был такой же, как в иерусалимском храме Соломона ( I Reg . VI , 2), построенном, как известно, тирским архитектором, и, во-вторых, что в основе этого модуля лежит, как отметили исследователи, вавилопская шестидесятиричная система. Эти дома, таким образом, были *¦ построены но принципам, вывезенным из метрополии. Но расположение домов в прямоугольных кварталах и, в значительной степени, внутренние планы соответствуют греческим образцам.

Снаружи эти дома были украшены расписной штукатуркой, причем роспись представляла собой расположенные друг иод другом фризы, состоящие из голубых треугольников на белом фоне, чередующихся кругов и вертикальных овалов, сплошных лент и зубчиков. Внутри дома были более или менее стандартны. Так, средние дома большого квартала имели коридор, идущий через весь дом от одной улицы до другой и имевший, очевидно, два выхода на эти улицы, они служили и входом в сам дом. Приблизительно в середипе коридора открывался двор, занимавший всю глубипу пространства до следующего дома. По обе стороны от двора размещались компаты: с северной (точнее, северо-западной) сторопы — служебпое помещение с полом,


покрытым вымосткой из глины, а с противоположной — нарядили комната, вымощенная кусочками белого мрамора. Судя но отсутствию на первом этаже собственно жилых помещений, они должны были находиться на втором этаже. Так что эти здания были по крайней мере двухэтажные. Внрочем, едва ли они были особенно высокими, так как строились на склоне.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Стояла бы над гражданской общиной
Ее население
После своей неудачной африканской авантюры спартанский царевич с теми же людьми отплыл в сицилию испании довольно
Свидетельствует о нарастающей эллинизации пунической религии возможно представление
Треугольник

сайт копирайтеров Евгений