Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(имя Деметры в надписях пока пе встретилось): пунийцы его писали qr 'или krw ' [265,с.98] 8 .ВэпитафииЗибакатпередименем Коры стоит rbt («госпожа»), т. е. то же, что перед именем Тип-нит. Это показывает (если правильно восстановление Ж. Фер-ропа), что греческая богиня была возведена в рапг великих богинь, поднявшись на довольно высокую ступень в иерархии пунического пантеона. Возможно, что до падения Карфагена именно Кора играла первую роль в новой божественной паре (следов почитания Деметры пока меньше, чем ее дочери). В Карфагене явно был храм Коры (поскольку, как уже говорилось, была ее жрица). В римское время богини, видимо, меняются местами: их будут называть общим именем африканских Церер [313, т. IV , с. 268 — 269]. Несмотря на свое происхождение и сохранение эллинского характера, культ богинь укоренился в Карфагене, что свидетельствует о нарастающей эллинизации пунической религии. Этот культ зафиксирован также в Сардинии и ливийской Африке [235, с. 655; 434, с. 223; 442, с. 513].

\_Другим греческим культом, в котором были сильны мистические элементной который нашел широкое распространение в Средиземноморье, Щыл культ Диониса^ Его следы можно найти и в Карфагене. Начиная с IV в. до н. э. в Карфагене появляются различные изображения, связанные с Дионисом и его свитой и атрибутами: виноградные лозы, листья и грозди, такие вакхические символы, как чаша, фигуры сатиров и силенов, вакхантов и вакханок, нереид и сцилл^На тонкой пластинке из слоновой кости выгравировано даже лицо самого бога: юный нежный лик, увенчанный лозой. Возможно, что бог со свитой появляется и на терракотовом рельефе, от которого до нас дошли отдельные фрагменты. Весь изобразительный репертуар, связанный с Дионисом, вырезается на стелах Святилища Тиннит, украшает саркофаги и оссуарии. Как выбор изображений, так и применение их показывает, что культ Диониса в Карфагене был связан с загробным миром и надеждой верующих на посмертное возрождение [195, с. 83—113]. Этот аспект был свойствен и греческому культу Диониса, особенно в таком варианте греческой религии, как орфизм [103, с. 122 — 129]. Впрочем, \^в религиозных представлениях греков Дионис был более многогранной фигурой, но нунийцы избрали именно те его функции, которые были им наиболее близки^

В качестве божества, связанного с потусторонним миром,

Наличие w объясняется, видимо, сохранением в дорическом диалекте Сицилии дигаммы, в результате чего имя богини произносилось KoqFt ) [265, 166 с. 98; ср. 83, с. 18].


Дионис в Карфагене выступает в контакте с культами Тиннит и Влал-Хаммона [194, с. 55 — 72; 195, с. 83—113]. Но особенно сильно (влияние Диониса проявляется в культе Шадраны. Эти иожества были очевь похожи друг на друга, оба выступали как животворящие силы, излечивающие людей если не на этом гнете, то на том, где души людей возрождаются к потусторонней жизни. Это привело к тому, что эти два божества в конце концов сливаются в однс^[195, с. 113; 284, с. 52—53]. И не исключено, что некоторые'упомянутые «дионисийские» изображения относились именно к Шадрапе.

Реальный культ Диониса в Карфагене, таким образом, отличался от культа Деметры и Корьт. Если последний существовал к пуническом мире самостоятельно, сохраняя свой греческий характер, то самостоятельного культа Диониса, как кажется, гам не было: дионисийские черты присоединнются к образам других божеств, обогащая их. Мы не знаем ни о какой официальной реформе, которая вводила бы почитание Диониса, как ;>то было с Деметрой и Корой. Почитание Диониса началось и Карфагене вместе с почитанием этих двух богинь: в одном из вариантов орфической теогонии Кора (Персефона), дочь Пенса и Деметры (Реи), является матерью Диониса [103, с. 125]. Л именно орфический вариант религии был, видимо, принят пунийцами. В связи с этим надо заметить, что на стеле Мил-кматона на фронтоне имевшегося там храмика было номещено изображение нантеры, зверя, связанного с Дионисом, а внутри чрамика находилась фигура Коры [324, табл. 11]. Довольно пчпые контакты Карфагена с эллинистическим Египтом, нгроятно, способствовали еще большему укреплению «диони-сийекого движения». Уже давно стала обычной идентификация Диониса и египетского Осириса ( Her . II , 42; 144). А в мальтийской надписи ( KAI , 47) II в. до н. э. греческое имя Дионисий поспроизведено но-финикийски как Абдосир («Раб Осириса»),

Возможно, что Деметра, Кора — Персефона, Дионис были не единственными эллинскими божествами, чей культ в той или иной стенени проник в Карфаген. Мы уже говорили о ночита-иии карфагенянами дельфийского оракула Аполлона. Знакомест с Гермесом и его атрибутами, по-видимому, привело к тому, что скрещенные змеи как один из символов Тиннит становятся похожими на кадуцей, хотя сам образ — финикийский, и притом очень древний [158, с. 122; 191, с. 26-27; 451, стб. 2196]. I tee эти факты говорят об онределенной эллинизации пунической религии.

У Говоря об эллинизации, надо отметить важное обстоятельство. Уж^^-^ОФМ^цаД йЯ - а ^с^шф^-н ^ о е^^й ¦ ^ «р а к?е^-иул-ь?»-Де-митры и К^р-ьь Вс^изобр«те«ия,-сш1а^шды^е^Д и« и# еам,- >-?т««е-467


168


- ирису ггтвуют тот гько в богатых моТилау [195, с. 112]. Я *,ни, что *-этот культ был воспринят именно аристократией. Видимо, «верхи» карфагенского общества, более тесно связанные с греческим миром, воспринимали греческую религию и пытались некоторые ее аспекты, наибадац .йдддкие пуничргкгщу ,г-гаш- ч"" - '«у совместить с традиционными представлени ями.] Такое «обращение» с эллинской религией и мифологией в древнем мире не уникально: аналогичным было восприятие греческих мифов этрусками [59, с. 82—104] и, в известной степени, римлянами. Основная масса карфагенского населения осталась, по-видимому, в большей стене ни привержена старым представлениям и не стремилась совмещать их с греческими. Надо подчеркнуть, что все сказанное имеет отношение именно к КарфагеЕ1у. В других местах его державы положение могло быть иным. Во всяком случае, отождествление Шадрапы с Дионисом и превращение носледнего в «отеческого бога» Лептиса говорит о том, что в этом городе культ Диониса завоевал и народные массы.

Как мы видим, карфагенский пантеон был довольно сложен. В пунических верованиях религиозное мышление классового общества переплеталось с представлениями, пришедшими из далекой первобытной поры, как, например, с верой в священные камни. В Карфагене были самые разнообразные божества. Многие из них обладали одинаковыми и/ш близкими функциями, как Астарта и Тиннит, Эшмун, Цид и Шадрапа. Иногда эти близкие божества сливались в одно, а часто оставались самостоятельными, сохраняя свой культ, который почитался верующими. Эта сложность усугублялась проникновением в мир пунических богов егинетских, а затем и греческих божеств.

После надения Карфагена начинается романизация нуниче-ской религии, степень которой в различных культах была различна: в одних случаях римское божество поглощало близкое ему финикийское (так Либер поглотил в Лептисе Шадрапу), в других — нроисходит слияние божеств, так что в них соединяются старые пунические и новые римские черты (как, например, в Сатурне, явившемся наследником Баал-Хаммона), в третьих — местное божество продолжает жить- почти неизменившимся, иод новым именем (Тиннит — Целестис). Продолжают почитать нунических богов и ливийские племена Африки. Примером этого могут служить стелы с изображениями и надписями (в том числе уже латинскими), относящиеся ко времени Римской имнерии.


Представления о мире

Им одной такой стеле, имеющей пунический вид, обнаружены рельефы, выполненные также в пунической манере. Наверху изображен бог с молниями в руках, ниже — полумесяц, две I и щетки, символизирующие утреннюю и вечернюю звезду, < плице в виде человеческото лица с лучами. Полумесяц, в свою п'И'редь, увенчипает антропоморфный «знак Тиннит» с человеческой головой и руками, держащими рог изобилия с виноградной гроздью и плод граната. Еще ниже — фигуры людей и нтиц, > и сомом низу — фронтон храма, внутри которого изображена шчккая голова [196, с. 78]. Перед нами — мир нунических "ожсетв [160, с. 481. Антрономорфный «знак Тиннит» и полу-чещц надо, по-видимому, понимать как символ и изображение I иииит — Целсстис. Солнце представляет солнечного бога Баал-Химмона. А в божестве, помещенном пад ними, видимо, изоб- I ' limi ' H Ваал-Шамим, владыка небес, господствующий над миром иоде и и богов. Богиня во фронтоне храма — хтоническое ¦ рожество, может быть, та африканская Церера, культ которой распространялся в римской Африке, или богиня земли (возможно, оба эти образа в конечном счете слились в один). Между небесными богами и земной богиней располагался мир людей. Сохранение в римской Африке основных положений пунической религии позволяет использовать изображения на тех же стелах для попытки реконструировать пунические представлении п мироздании. Так, в верхней части одной из стел изображена человеческая душа, пересекающая небеспый океан на дельфине, а нод ним, по обе стороны от «дерева жизни», располагаются птицы, символизируй атмосферу [196, табл. 80]. Неимение воды, которые душа должна преодолеть верхом на птице pi чи па дельфине, имеются в верхней части и других стел [160, • Н2 -83; 191, с. 32—33]. И эти представления — наследство пунической эпохи. На известной стеле с изображением жреца, иисуидего ребенка ( IV в. до и. з.), над ним помещен фриз из трех розеток и орнамент из ов и завитков. Розетки могли представ-ЛМТ1. звезды, а орнамент — находящиеся выше их волны. Еще Интересное то, что помещено над фризом. Там мы видим солнечную розетку (вероятно, Баал-Хаммона) и лунный диск Тиннит, н но бокам — дпух дельфинов, символизирующих верхние воды |7И, с. 2Г), рис. 6]. Может быть, не случайно на одной стеле III в. дм п. ;». над кадуцеем и двумя «знаками Тиннит» появляется корабль [191, СЬ-915]. Подобный корабль, на который челове-чегкан душа должна была подняться по мистической лестнице и который перевозит эту душу, видимо, тоже через небесный имени, изображен на стене гробницы конца VI — начала V в. 169


до н. э. недалеко от Карфагена [266, с. 52—55 и рис. на с. 52]. Очевидно, в небесных водах, находящихся выше видимого мира, или, что скорое всего, над ними и обитали некоторые небесные боже'ства, в том числе Тиннит и Баал-Хаммон. И уже ниже располагался мир с его светилами, воздухом, землей и водами.

По-нидимому, существовало представление и о подземном море. Подземный океан нредстает на щитке кольца VII — VI вв. до и. э.: под кораблем бога изображены растения, растущие вниз, символизируя нодземныЙ мир, противоположный земному [287, с. 132, ил. XLV ]. Таким образом, существующая вселенная •располагалась для карфагенян между двумя океанами, небесным и подземным, которые могли сливаться и но которым мог путешествовать корабль солнечного бога [266, с. 52].

Это — старое представление, принесенное финикийцами из метрополии. Достаточно вспомнить библейское онисание творения мира, когда бог отделил воду над твердью от воды под твердью, после чего верхняя вода стала небом, нижняя — морями, а находящаяся между ними твердь— сушей, землей ( Gen . I , 6-11).

Макробий ( Saturn . I , 9, 12) пишет, что финикийцы в своих святилищах выставляют изображение змеи, свернувшейся в круг и ножирающей собственный хвост, чтобы ноказать, добавляет римский автор, что мир нитается самий собой и возвращается к самому себе. Это сообщение Макробия перекликается с финикийской теогонией и космогонией, переданной Филоном ( FUG , III , fr II , 1), согласно которой первоначальный дух, не имевший предков, нолюбил свои собственные начала и, соединившись с самим собой, произвел некое илистое начало, из которого уже произошло все. Возможно, что филоновский дух и был представлен в виде макробиевского змея. Известна роль змея в религии не только финикийцев, но и многих других народов Ближнего Востока. «Преодоление» первоначального змея было, видимо, необходимо для создания нынешнего мира. Так, убийство змея Левиафана упомянуто в одном из нсалмов ( LXXIV , 13—15) среди других космогонических деяний бога [23, с. 62]. В религиозных представлениях пунийцев змея, как уже говорилось, была тесно связана с образом Эшмуна, чей храм был одним из самых почитаемых в Карфагене. Змеи стояли на страже храмов, охраняя заброшенные и забытые ( Prosper . Aquit . de рг. Ill , 38). Поэтому неудивительно представление о мире, может быть сливающееся с идеей первоначального духа, как о гигантском мировом змее или, возможно, как об окруженном змеем. Учитывая роль змей в культе Эшмуна, можно думать, что изображение, подобное описанному Макробием, 170 находилось в храме Эшмуна на Бирсе.


Дна представления о мире внолне могли сочетаться. Одной n : i функций змей в финикийской религии было то, что они служили символом водного потока [140, с. 325—338]. Подобное представление мы находим и в Библии: Левиафан, о космогонической роли которого только что говорилось, связывается с моркнм чудовищем ( Ies . XXVII , 1). В таком случае можно говорит!., что одним из аснектов свернувшегося в кольцо змея и финикийских храмах был символ океанского потока, заключающего в своем кольце видимую вселенную.

Святилища и жрецы

11 пуническом мире существовали различные виды святилищ. Наиболее древними, яронсхождение которых 1иа до т - «<со>*«от *о, искать -в—м етрополии? ' были пещерные! В Финикии подобное пещерное святилище было обнаруженов Васте, между Тиром и Сидмном [239, т. II , с. 160]. На крайнем занаде финикийского мири, в Испании, существовала пещера, посвященная Венере Морской ( Av . or . mar . 314—316), т. е. Астарте. Уже упоминалось о гроте Эс'Куйрам на Питиуссе, где находился центр почитания Тиннит. В Сицилии, недалеко от Панорма, была найдена нещера Гротта Реджина, также бывшая важным культо- HitiM центром: в ней, в частности, обнаружены следы ноклоне-нин не только финикийским богам, но и египетской Исиде Ш'1, т. 1, с. 170; 418, с. 50; 461, с. 547-554].

|Другим видом святилищ, тоже,. ^и^щмй,^*оводьйв--древнити, пыли святилища на открытом воздухе] Такое святилище, по-ви-шмому, располагалось на горе Джебель-Бу-Корнеин на проти-иииоложном от Карфагена берегу Тунисского залива в виду uiMoro города и было посвящено^ Баал-Хаммону) [320, с. 87, it ' i |. Оно, вероятно, было подобно тому, какое находилось на горе Кар мел в Палестине, где, по словам Тацита ( Hist . 11, 78), не Пыли храма, а стоял только алтарь, у которого жрец совершал жерпншриношения. Псевдо-Скялак (112) и Птолемей ( IV , 3, 6) i шюрнт об алтарях «Посейдона», стоящих на морском берегу, I шм'.точиую границу Карфагенской державы отмечали и «ал-мфи Филенов», воздвигнутые, по словам Саллюстия { lug . 79, 10), в честь героических братьев, пожертвовавших жизнью pii ди родины. Вероятнее всего, это также были святилища иид открытым небом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Позже ганнон вновь появляется в сицилии
Рассматривая внешнеторговые связи карфагена
Культуры карфагена
В этом отразились древ­пие связи сардинии с южной испанией
При этом рассказ о посольстве приводится в данном случае в той части сочинения

сайт копирайтеров Евгений