Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1. Первый этап нового времени (950-1450)                  123

при рабовладельческом строе, продолжает существовать и в новых
условиях. Не на него ли опираются каролингские завоеватели, которые
нещадно его эксплуатируют? '*

Следовательно, если на земле кое-где еще существует рабство, как во
времена Восточной Римской империи ", общая ситуация к началу Х
века меняется. Постепенно устанавливается и укрепляется крепостная
зависимость. Конечно, иногда это происходит в ущерб мелким собствен-
никам из числа свободных людей. Но, поскольку крепостная зависи-
мость пришла на смену рабству, она становится орудием прогресса,
некоторого освобождения крестьянства. Крепостной в широком смысле
слова владеет землей, коль скоро он к ней прикреплен. Это владение
стимулирует его работу, создает излишки продукции, без которых
немыслимы суперструктуры общества, экономики, политики и куль-
туры. Не пора ли высказать в пользу крепостной зависимости, которая
привела к развитию производства, утверждение, аналогичное утвержде-
нию Франсуа Сиго относительно рабства в древности?

Но важное новшество Х и последующих веков заключается в том,
что место римского мира-экономики занимает новый мир-экономика.
Средиземное море утрачивает свою роль, теперь на первом месте Запад,
земля Европы. Два противоположных полюса этого нового мира -
Италия и Нидерланды, переживающие явный подъем, а центр - яр-
марки в Шампани и в Бри ", куда съезжаются торговцы со всего света.
Начинается Возрождение, «подлинное», если верить таким крупным
медиевистам, как Армандо Сапори и Джино Луццато '". Но пригодно ли
само слово «Возрождение» - ведь оно предполагает возврат к старому,
повторение того, что уже было? На мой взгляд, речь идет о ранее не
существовавшем, о неоспоримом новшестве. О рождении Европы.

Взлет новосозданней Европы. 1. Население. Первый фактор
взлета Европы - рост населения. Увеличивающееся число людей -
своего рода цемент: деревушки, деревни, города растут, обмен увеличи-
вается; устанавливаются экономические связи. Но изучая этот демогра-
фический подъем, мы чаще всего сталкиваемся либо со сведениями об
отдельных местностях, либо с общими оценками, то есть вступаем
в область приблизительного. Дж. К. Рассел считает, что население
Франции к 1100 году составляло 6 200 000 человек, то есть почти в пять
раз превышало население Англии (численность последнего известна
благодаря «книге Страшного суда» (Domesday Book) и составляла в 1086
году 1 300 000 человек *"). А в 1328 году в Своде записей в приходских

124               Глава вторая. Население с Х века до наших дней

книгах население Франции исчисляется примерно 20 миллионами чело-
век ". Если считать, что исходная цифра 6 200 000 жителей в 1100 году
точна (правда, лично мне кажется, что она занижена), это значит, что
население нашей страны увеличилось больше чем в три раза. Население
Англии, насчитывавшее в 1086 году 1300 000 человек, к 1346 году
выросло до 3 700 000 человек, то есть также увеличилось примерно
втрое ". Основываясь на этих и некоторых других данных относительно
населения Италии, Дании и других стран, Вильгельм Абель делает
вывод, что население всей Европы выросло почти в три раза ".

Во всяком случае, произошел значительный сдвиг. Средняя продол-
жительность жизни в Англии в 1300 году была «тридцать - тридцать
пять лет. Это гораздо выше, чем в Древнем Риме (примерно двадцать
пять лет), почти равно средней продолжительности жизни в Китае в
1946 году и чуть ниже, чем в Англии в 1838-1854 годах»^. На самом
деле, население росло постепенно, в течение трех веков, и прирост
составлял 0,4% в год. Такое медленное поступательное движение неза-
метно для людей, которые в нем участвуют. Так что не будем делать
скоропалительных выводов о приливе, о скачке. Имело место накопле-
ние, изменение формы, преображение. Все произошло не вдруг. И
движение совершалось не равномерно - бывали рывки, ускорение в
богатых областях, сбои, застой и даже обратный ход в областях бедных.

Главное - повсюду эти процессы затрагивали крестьянство. Кре-
стьяне покидают деревни, растекаются по всей стране. Франция неод-
нородна, феодальный строй - это раздробленность, совокупность от-
дельных хозяйств, живущих каждое по своим законам. Но всюду есть
крестьяне, и они заселяют и перезаселяют города. Они являются причи-
ной демографического взрыва. Феодализм ставит перед историками-
марксистами множество проблем, начиная с определения самого этого
понятия. Главное свойство, которого часто не принимают в расчет,- это
роль базиса, бурная стихийная деятельность крестьян, которые закаба-
лены, которые окончательно прикрепляются к земле, которые упорно
трудятся на себя и своих хозяев. Выражение «крепостная зависимость»,
без которого никак не обойтись, подчеркивает статус крестьянина, но
статус менее важен, чем ремесло крестьянина, его достаток, площадь и
плодородие земельного надела, который он обрабатывает. «Юридичес-
кий статус не соответствовал уровню жизни: свободные крестьяне (а
Такие еще остались) были бедными, крепостные крестьяне - богаты-
ми» ". Крестьянское движение, которое стоит у колыбели Европы,-
порыв к вольности и свободе, к самостоятельности, пусть неполной, но
безусловной.

1. Первый этап нового времени (950-1450)                   125

2. Земля и распашка нови. Итак, Европа, которая очерчива-
ет свои границы, которая обретает свое лицо,- плод распашки новых
земель, полеводства и скотоводства. Она выходит из лона матери-земли,
которую пашут, мотыжат, боронят, вырывают у враждебной природы,
выходит из лона земли-кормилицы, которую отвоевывают - благодаря
ли крепостной зависимости и упорному крестьянскому труду или каким-
либо иным фактором - у ланд, лесов, берегов рек, болот, даже у моря, а
также из лона земель, которые обрабатывались в прежние времена. В
общем, налицо невиданная внутренняя колонизация, ее выполняют
старые деревни, которые разрастаются и занимают полузаброшенные
земли - те самые, какие занимали некогда, а порой даже выходят за
прежние границы и, как говорит Марк Блок, «размножаются почковани-
ем»; бывает и так, что внутренняя колонизация происходит за счет
преобразований, быть может, запоздалых, осуществляемых отдельными
сеньорами, или группами сеньоров, или аббатствами, или самим королем.

Для освоения обширных новых пространств постоянно требуются
«рабочие руки», орудующие киркой и мотыгой. Часто за неимением
лучшего этих «колонов» вербуют, трубя в рог на всех перекрестках и
раздавая щедрые посулы: в 1065 году аббатство Сен-Дени обещало
принять и защитить всякого, кто придет на его земли и примет участие в
постройке Одской капеллы в Бурбоннэ, «будь то вор или беглый
крепостной». Миграции людей сразу резко возросли ^.

Обычно начинают с того, что, потеснив пустыню, распахивают
землю там, где раньше «не ступала нога человека», на «девственных
просторах, заросших бурьяном. Хроника [монахов из] Мориньи... пока-
зывает нам, как крестьяне плутом и мотыгой сражаются с кустами,
колючками, папоротниками и всеми этими заполонившими все и вся
растениями, вцепившимися в лоно земли» ".

Самое главное, самое важное дело - борьба против лесов, борьба
великая, героическая. Только в отдельных местах, например в Солони,
леса остались в целости и сохранности, всюду или почти всюду они
отступают, а то и вовсе исчезают, как в Понтье или Вимё. К югу от
Парижа лесные массивы на берегах Бьевры, Ивлины, Лэ, Крюи, Ложи
без конца подвергались атакам пахарей-завоевателей. Например, в плот-
ном массиве Крюи, от Рюэя до Севрской долины, вдоль центрального
коридора, который разделял его надвое и назывался Валь Кризон,
настоятель аббатства Сен-Дени Сутерий поселил шестьдесят семей: так
образовалась деревня Вокрессон ". В Дофинэ, завоевав долины, пахари
двинулись дальше и в очередной раз за неимением лучшего пошли «на
штурм альпийских лесов» "".

126               Глава вторая. Население с Х века до наших дней

Сводить леса - essarter, как говорили на севере Франции, artiguer,
как говорили на юге,- рубить деревья, корчевать - тяжелый труд; он
придал сельской местности вид, который она сохранит на века, многие
области и по сей день выглядят так же, как в те далекие времена.
Уничтожение лесов обусловлено необходимостью увеличить пахотные
площади, чтобы кормить растущее население. В конечном счете это
расширение пахотных земель привело к тому, что было вырублено не
меньше половины лесов: по самому скромному подсчету получается, что
из 26 миллионов гектаров, занятых лесом в 1000 году, уцелело только 13
миллионов гектаров '".

Такое массовое уничтожение небезопасно, ибо между лесом и об-
рабатываемой землей - этими двумя источниками жизни для кре-
стьян - нужно поддерживать равновесие. Тут важно не переусерд-
ствовать, ведь лес - это и пастбища, и древесина для строительства, и
дрова. Разве средневековая цивилизация - как, впрочем, в большой
степени и цивилизация нового времени - не является цивилизацией
леса? Разве не сохранилась она вплоть до наших дней в Шампани,
отличающейся влажным климатом, во всяком случае в маленьком крае
Дер, на севере департамента Верхняя Марна: все дома и даже церкви
здесь деревянные, дубовые ^'. Не стоит также забывать, что лес порож-
дал целый мир, давал работу дровосекам, угольщикам, плотникам,
кораблестроителям, бочарам, бондарям, мастерам, делающим сабо, куз-
нецам и гончарам, и, наконец, не будем забывать о городах, полиостью
построенных из дерева (Труа вновь отстроен из дерева после большого
пожара в 1524 году) и отапливаемых дровами '".

Эта широкая колонизация произошла не вдруг. Чрезвычайно разно-
образны типы расселения, виды использования свежерасчищенных уча-
стков. Например, в прекрасной книге Пьера Брюне ^ перечислены
донельзя разнообразные формы размещения деревень на плодородных
плато третичного периода, которые отделяют Уазу от Сены в краях
Валуа, Суассоннэ, Мюльсьен '*, Орксуа ", Бри: деревни, расположен-
ные в виде рыбьего хребта, деревни, расползшиеся как паутина; линей-
ные деревни, чересполосные участки, разросшиеся за счет «кварталов»,
отторгнутых у старых исчезнувших деревень; хутора, возникшие на
месте древних галло-римских вилл, которые они в конце концов погло-
тили и переварили, подобно тому как фагоциты переваривают микро-
бов ^, а также деревушки, жмущиеся к большой ферме и поставляющие
ей рабочую силу; не говоря уже о многочисленных «новостройках»,
совершенно не похожих друг на друга и имеющих каждая свое лицо. В
Бри, относительно возвышенном, хорошо орошаемом лесистом крае,

1, Первый этап нового времени (950-1450)                  127

сохранилось больше документов, чем в других местах, вероятно, потому,
что эту область оценили позднее. Из бумаг мы узнаем, кому принад-
лежали земли: сеньорам, духовенству, парижским буржуа (прежде все-
го), буржуа из Куломье или Мо (ставшего вскоре крупным центром
торговли зерном) ". А сколько интересного могли бы поведать соответст-
вующие изыскания относительно обработанных террас Прованса и
Пиренеев!

Сеньоры, духовенство и крестьяне по-разному осуществляют коло-
низацию. Крестьянскую колонизацию распознать особенно трудно. Од-
нако историки выдвигают на первый план деятельность сельских об-
щин. Я не говорю, что между Сеной и Уазой сеньоры не распахивали
новь, а цистерцианцы, премонтранцы и - позже - тамплиеры и стран-
ноприимцы не сводили леса. Но если святой Норберт основывает в 1120
году аббатство Премонтре «в ужасной глуши Сен-Гобенского леса, среди
зловонных болот, окруженных бесплодными невозделанными ландами,
в царстве малярии и диких зверей», новый орден обосновывается также
на плодородных землях Суассоннэ, уже обработанных, которые ему
достаточно прибрать к рукам, расширить, привести в порядок: здесь
располагаются не менее пяти «гумен», имеющих впечатляющую пло-
щадь,- 275 гектаров, 195, 235, 180, 143...^ Вообще монашеские ордена
части получают в дар или покупают земли уже освоенные. Правда, они,
в особенности те, кто пришли последними,- тамплиеры и страннопри-
имцы - принесли с собой организацию, то есть уловили, направили по
нужному руслу взлет крестьянства, наметившийся, наверно, еще в
каролингскую эпоху.

То же самое, судя по обстоятельному труду Франсуа Жюльен-
Лабрюйера, происходило в старинных провинциях Онис и Сентонж "*,
где в IX-XII веках набожные люди отказывали свое имущество Церк-
ви, благодаря чему образовались поселения лиц духовного звания и
возникла «вторая иерархия, параллельная иерархии ленных владений,
приЦадлежавших сеньорам».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бродель Ф. Что такое Франция истории Европы 6 франции
На удобрение идут нечистоты обработки нечистоты
Торговля постоянный источник движения                 311кораблю покинуть гавань торговли франции
Кукуруза посажена редко
Финансистов налогов финансисты

сайт копирайтеров Евгений