Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В скульптурах архаических храмов образно воплощалось понимание греками VI в. до н. э. не только природы, но и жизни и

истории. По их представлениям, становление мира происходило в неустанной жестокой борьбе: боги сражались с гигантами, гиганты с титанами, герои вступали в неравные поединки со страшными чудовищами — тифонами, гидрами, Горгонами. Катаклизмы потрясали мир. Образы суровой борьбы возникали в архаическом искусстве не случайно: в них находила отражение происходившая тогда ломка мировоззрения. Побежденные гиганты, по дегенде, погребенные под вулканами, иногда, просыпаясь, сердились и извергали огонь и горячую лаву на людей:

Только грохочет вблизи обвалами страшная Этна; По временам до эфира черную тучу бросает, Ту, что дымится смолистым вихрем и искрой блестящей; Пламенем клубы она возносит и лижет созвездья, А иногда и утесы, горы разъятые недра, Мечет она, изрыгая: крушит на воздухе с ревом Перекаленные камни, кипит в глубинах бездонных. Полусожженное,— молвят,— Энкелада молнией тело Эта громада гнетет, а сверху огромная Этна Взвалена, что выдыхает огонь из прорванных горнов; Только усталым он двинет боком, Тринакрия тотчас Ропотом вся содрогнется, и дымом подернется небо.

Вергилий. Энеида

Во фронтонных композициях поздней архаики появляются новые черты. От позднего храма Гекатомпедона II, украшенного гиганто-махией, сохранилось изваяние Афины, поражающей гиганта Энкелада. Возможно, о ней идет речь в драме Еврипида:

Видишь ту, что вздымает щит, Щит с горгониным обликом, Энкеладу уж смерть близка. Еврипид. Ион

Группа эта помещалась в центре фронтона, по сторонам от нее располагались гиганты. Скульптор и здесь использовал грубый известняк, но мастерства в изображении фигур и их поворотов, движений уже больше, нежели в композициях раннего Гекатомпедона.

У художников конца архаического периода возникло новое отношение к теме борьбы. В предшествовавших изваяниях Гераклу для победы над Тритоном надо было с колоссальным усилием валить чудовище, прижимать его к земле. В группе Афины и Энкелада поединок представлен без особенного напряжения. Теперь победитель — герой или бог — возвышенно спокоен. Афина торжествует над распростертым у ее ног поверженным противником. Высокая фигура воительницы, видная с далекого подхода к храму, свидетельствует об ее успехе, хотя в склоненной голове чувство превосходства звучит сдержанно. Не только физическое усилие, но и величие духа, благородство божества помогает ему победить, как бы хочет сказать теперь скульптор. За этими, пока еще робко намеченными новшествами просматриваются будущие

пластические тенденции, получившие дальнейшее развитие в эпоху классики.

Иная, более динамическая система композиции использовалась во фризах ионических построек. Особенно полное представление о скульптурном декоре того времени дает сокровищница сифносцев в Дельфах.

Святилище в Дельфах почиталось не только греками, но и другими народами. Находившийся там оракул Аполлона сообщал мнение бога о задуманном предприятии, и перед началом какого-либо важного дела многие обращались за советом к дельфийскому оракулу. По легенде, раньше здесь жило чудовище Пифон — дракон, умерщвленный светлым олимпийским богом. Позднее стали олицетворять Пифона с тьмой или злом, побежденным светом и добром — Аполлоном.

...Заложил основанье сплошное для храма

Феб-Аполлон широко и пространно. На том основанье

Входный порог из каменьев Трофоний возвел с Агамедом,

Славные дети Эргина, любезные сердцу бессмертных,

Вкруг же порога построили храм из отесанных камней

Неисчислимые роды людей, на бессмертную славу.

Близко оттуда — прекрасный струистый родник, где владыкой,

Зевсовым сыном, дракон умерщвлен из могучего лука,—

Дикое чудище, жирный, огромный, который немало

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Привлекали более острые моменты движения
Голова с фронтона храма афнны на эгине
Возводили великолепных архитектурных сооружений
Хренников редактор е

сайт копирайтеров Евгений