Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Противоборствующие силы сталкиваются и в других частях композиции. В правом углу показан Зевс, поражающий соперника. Молодой, решительный бог мечет пучок молний в поверженного, опустившегося на колено противника. Жестикуляция всесильного олимпийца не оставляет места сомнениям: пощады гиганту не будет. В левом углу фронтона можно увидеть сцену убийства троянского царя — старца Приама — Неоптолемом, мужем Андромахи, после смерти Гектора. Жестокость суровой эпохи отразилась в этих архаических изваяниях. Могучим, массивным формам персонажей отчасти созвучны поэтические образы в трагической картине гибели Трои и смерти Приама, созданной великим греческим трагиком Еврипидом:

...Но гибнет Илион, Под солнцем нет и Гектора, и отчий Очаг разбит, а возле алтаря, Хранимого богами, неподвижен Лежит Приам, десницу обагрив Пелидову отродью...

Еврипид. Гекуба

Огромны две фланкирующие центральную сцену фронтона пантеры. Нетрудно заметить, как связаны эти скульптурные образы с архитектурой: головами и крупами хищники как бы поддерживают кровлю, так же, впрочем, как и несут ее на своих головах или на согнутых коленях поверженные гиганты, расположенные по краям фронтона, и иные персонажи композиции.

Не ускользнет от внимательного взгляда и орнаментальность узоров, с помощью которой скульптор смягчает тяжеловесность огромных фигур. Гибки уподобленные змеям волосы Медузы, колечками спускающиеся на ее грудь, замечателен в виде змеек поясок горгоны или некогда ярко раскрашенные кружки, процарапанные на туловищах пантер, воспроизводящие их пятнистую шерсть.

Раскраска, несомненно, оживляла древнюю эллинскую скульптуру. В жестокие сцены вносилась условность сказки, элемент игры, усиливалась уверенность человека в победе светлых сил. Злые существа — сфинксы, горгоны, тифоны — не выглядят, что очень важно, в греческом искусстве такими всемогущими и фантастическими в своем полуживотном, полулюдском, всегда ужасном, внушающем трепет обличье, как в восточной мифологии. У эллинов они показаны сильными, но всегда сохраняется ощущение превосходства над ними человеческого разума. Образы самых опасных чудовищ воспринимаются без отчаяния или страха. В этом проявилась особенность мировоззрения греков, их уверенность в победе добра над злом.

Изображая лики фантастических чудовищ, олицетворяющих таинственную и непонятную сущность жизни, и особенно такого монстра, как горгона, на фронтоне храма, эллин как будто бы хочет сказать ей: «А я сильнее, потому что я человек». Замечателен глубинный смысл древнего мифа о жившем в ущелье Сфинксе, задававшем проходившим известную и теперь загадку и пожиравшем не ответивших на его вопрос. Древние авторы приводят текст этой загадки о сущности человека:

Он и двуногим бывает, трехногим и четвероногим; Голос же вечно один. А природу свою изменяет, Как ни одно из существ на земле, и на небе, и в море. Но когда больше он ног при ходьбе под собою имеет, Меньше всего тогда силы во всех его членах бывает.

Нетрудно понять смысл древнего мифа: человек, не осознавший себя человеком, погибает от чудовищ и неизвестности, от враждебных ему сил. Лишь мудрый Эдип правильно ответил Сфинксу, заставив этим чудовище броситься со скалы и погибнуть. Та же идея прозвучит позднее в изречении философа —«познай самого себя», а еще позже в знаменитых евангельских притчах, наставляющих человека на его жизненном пути. Пронизывающее художественные образы гуманистическое сознание эллинов уже в начале VI в. до н. э. ярко проявилось в скульптурном декоре храма Артемиды на острове Корфу.

Известны незначительные фрагменты фронтонных скульптур, украшавших архаические здания, стоявшие на афинском Акрополе. Как и изваяния с фронтона храма Артемиды, исполненные не из мрамора, но

из грубого известняка, они имели раскраску, лишь в редких случаях слегка сохранившуюся. И здесь сюжеты связаны с борьбой и победой светлых сил над темными.

На одном из фронтонов демонстрировалась победа Геракла над гидрой:

...ту гидру сразил сын Кронида,

Амфитрионова отрасль Геракл, с Иолаем могучим, Руководимый советом добытчицы мудрой Афины.

Гесиод. Теогония

На другом фронтоне прославлялся Геракл, возведенный за подвиги на Олимп. Но лучше других дошли до нашего времени фрагменты, по-видимому, с основного храма Акрополя — Гекатомпедо-на. Это обломки скульптур фронтона раннего храма — Гекатомпедона I, где был изображен Геракл, борющийся с Тритоном. Герой показан в жестокой схватке низко склонившимся, почти одолевшим чудовище и прижимающим его к земле. Гибкие и сочные формы, преувеличенные бицепсы могучего героя типичны для архаической пластики. Заметно преобладание, как и в вазовых рисунках, изогнутых контурных линий.

На другой стороне того же фронтона располагалось изваяние три-топатора — доброго демона, имевшего, по представлениям греков, три человеческих туловища, превращающихся у пояса в длинные рыбьи или змеиные хвосты (см. вклейку). В руках одного — волнистая лента, очевидно, знак воды, у другого язык пламени — воспроизведение огня, у третьего — птица, символ воздуха, и сзади — подобие крыла. Эти персонажи не такие плоскостные, как рельефы с острова Корфу или того фронтона, где Геракл боролся с лернейской гидрой. В них много объемности, сочности. Усложнилась здесь и композиция: лица тритопа-тора обращены к зрителю по-разному: правое — анфас, два других — в профиль.

Мирные, располагающие к себе лица демона дают возможность предположить, что ваятель хотел показать здесь персонифицированными основные элементы бытия — воду, воздух, огонь, из которых, по представлениям архаических натурфилософов, складывался мир. Олицетворение всего сущего в человеческом облике, весьма характерное для эллинского сознания, проступало в искусстве той эпохи очень сильно.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сущность эстетики высокой классики особенно отчетливо про явилась в скульптурных портретах
Инталии служили преимущественно печатями
На которых сидят женщины
Глубоко продуманные жесты персонажей оправданы
Пластически воплощено в изваяниях западного фронтона храма зевса

сайт копирайтеров Евгений