Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И легконогим овечьим стадам — бедоносец кровавый.

Гомеровский гимн. К Аполлону Пифийскому

Природа в святилище Дельф, прилепившемся на небольшой террасе к склонам отвесных скал Федриад, волнует, а не успокаивает. У входа в святилище над Кастальским ключом поднимаются скалы Федриады и дикие отроги Парнаса, вершина которого часто скрыта облаками. В зимние месяцы на лесистых склонах гор жрицы бога вина Диониса — менады — предавались своим исступленным оргиям. С тирсами и факелами в руках, одетые в козлиные шкуры, они «пробуждали к жизни» Диониса, воплощая в диких плясках жизнь и страдания бога, его смерть и воскресение. Недаром в адитоне храма Аполлона стояла гробница Диониса, а фронтон украшал барельеф с изображением бога вина и менад. Поклонение двум таким разным богам в Дельфах характеризует контрастность, свойственную основным божественным силам этого святилища. Светлый разум Аполлона и дикая, необузданная сущность Диониса воспринимаются во всем их своеобразии.

Постройки в Дельфах возникали еще в архаическое время, и сокровищницы тянулись в ряд, одна за другой, но размещение их иное, нежели в Селинунте, Пестуме или Олимпии. Причина этого — террасное расположение святилища Дельф. Перед следовавшим по извивающейся по склонам дороге путником сокровищницы представали то одной, то другой своей стороной. Сохранялась еще свойственная архаике постепенность в обозрении памятников, по, чем дальше и выше поднимался паломник по склонам святилища, тем величественнее становилось зрелище прекрасного комплекса зданий.

Сокровищницу сифносцев со всех четырех сторон обрамляла рельефная лента. На фасадном восточном фризе, разделенном на две части, в левой представлен совет богов, сидящих на скамьях и беседующих друг с другом. Подобное собрание богов описано Гомером в IV песне Илиады:

Боги в чертоге с полом золотым возле Зевса сидели И меж собой совещанье держали. Владычица Геба Нектар богам разливала. Они золотыми друг другу Кубками честь воздавали, на город троянцев взирая.

Представленные на фризе боги подобны людям, они ведут себя непринужденно и просто. Складки их одежд показаны в типичной для архаики резкой манере — жесткими, ломающимися под углами; волосы их, заплетенные в косички, мягко стекают на плечи. Композиция левой части фриза центрическая, движения богов направлены от краев к середине.

В правой части восточного фриза (где компоновка иная: движение идет от центра к краям) изображена борьба за тело павшего воина. Сцена троянского цикла, предвосхищающая эгинские фронтоны, изображает троянцев, стремящихся захватить тело героя:

...И обрушились прямо они на данайцев,

Копья занесши. Сердца в их груди загорелись надеждой,

Из-под щита у Аякса патроклово выхватить тело. Глупые! Много из них от руки его пало над трупом!

Гомер. Илиада

Двухчастность композиции восточного фриза объясняется желанием мастера гармонически сопоставить скульптурный декор с композицией торцовой стороны здания, имевшего два анта, две кариатиды и перекрытого двускатной кровлей.

Особенно хорошо выдержал испытание временем северный фриз с сюжетом гигантомахии. Боги обрушивают на противников все свои силы. Сцены битвы в трактовке архаического мастера потрясают монументальностью образов и форм. В схватке участвуют и звери; олимпийцы шагают по трупам поверженных. Доминирует четкий, неумолимый ритм поступи закрывающихся щитами гигантов. Массивность могучих детей Геи (олицетворения Земли) оттенена дробностью почти мелодично звучащих складок одежд, завитых локонов богинь. Олимпийцы менее тяжеловесны, нежели их соперники, и действия их более свободны, но впечатление от рельефа такое, будто видишь пришедшие в движение каменные, сталкивающиеся друг с другом глыбы. Пластическая мощь дельфийского фриза созвучна строкам Гесиода из «Теогонии»:

...С ревом от ветра крутилася пыль и земля содрогалась; Полные грома и блеска, летели на землю перуны, Стрелы великого Зевса. Из гущи бойцов разъяренных Клики неслись боевые. И шум поднялся несказанный От ужасающей битвы, и мощь проявилась деяний.

Главное в незаурядном по силе

выразительности изображении

борьбы — эпическая суровость. Космический, надчеловеческий характер битвы воплощен здесь намного сильнее, чем в более поздних памятниках эпохи эллинизма (III — I вв. до н. э.). Гиганты с пер-гамского фриза алтаря Зевса покажутся слишком рефлексивными и переживающими рядом с этими закованными в броню, исполненными мрачной решимости, непоколебимыми противниками богов. Величие и сила образов, монументальность подобных архаических рельефов поражает, несмотря на то, что высота дельфийского фриза всего 0,65 м, в то время как пер-гамского больше двух метров.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Сохранилась манера разворота торса на зрителя
Какая придает человеку неповторимое своеобразие

Ограничение круга проблем за счет углубления одной из них заметны в творчестве этих великих

сайт копирайтеров Евгений