Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

От того Канчипу [Ганьчжоу], о котором уже вам рассказывал, едешь пять
дней, и много тут духов, по ночам они зачастую разговаривают; а через пять
дней на восток царство Ергинул великого хана; входит оно в Тангутскую
большую область, где много царств. Живут тут христиане-несториане,
идолопоклонники, есть и такие, что Мухаммеду молятся. Довольно тут городов,
а главный город Ергигул; от него на юго-восток есть дорога в Катай, и по той
дороге на юго-восток есть город Фингуи; городов, поселений тут много, страна
Тангутская и великого хана. Народ идолопоклонники, мусульмане и христиане.
Есть тут дикие быки со слона, на вид очень красивые. Шерсть у них
повсюду, только не на спине; бывают черные и белые, а шерсть у них длинная,
пяди в три. Любо смотреть, так они хороши! Есть и ручные; ловят диких и
пускают их на племя, и наплодилось их много; на них и вьюки возят, и пашут,
они и сильны, и работают вдвое.
Самый лучший и самый тонкий в свете мускус водится здесь. Добывают его
вот как: есть тут зверек с газель и на вид такой: шерсть у него толстая, как
у оленя, а ноги как у газели; рогов нет, хвост как у газели; четыре у него
клыка, два внизу, два вверху, тонкие и пальца три в длину, два торчат
кверху, а два вниз. Красивый зверек. Мускус же добывается вот как: поймают
зверька, а у него посреди живота, у пупка, между кожею и мясом кровяной
нарыв; его-то и вырезывают вместе с кожею, а кровь выпускают, кровь та и
есть мускус, что так сильно пахнет; его тут много; как я говорил, он
отличный.
Народ здешний торговый; занимаются ремеслами, много у них хлеба. Страна
эта большая, тянется дней на двадцать.
Есть тут еще фазаны вдвое больше наших, с павлина или немного поменьше;
хвост у них длинный, пядей в десять, а у иных в девять, в восемь, в семь и
поменьше, есть фазаны и с наши, и с виду такие же. Есть и другие разные
птицы, разноцветные и с красивыми перьями.
Народ поклоняется идолам; люди толсты, курносы, волосы черны; без бород
и без усов. У женщин волосы только на голове, а в других местах волос нет;
они статны. Народ, знайте, сладострастный; жен берет много; по их закону и
обычаям это не воспрещено; жен можно иметь столько, сколько сможешь
содержать; и, скажу вам, красивую девку, хоть бы и низкого роду, возьмет за
красоту и князь, и большой человек в жены, а матери, смотря по уговору, дает
большие деньги. Пойдем отсюда и расскажем о другой области на восток.

ГЛАВА LХХШ
Здесь описывается область Егрегайа [Иргай]

От Ергинула на восток, через восемь дней, область Егрегайа. Городов и
замков тут довольно; и эта область Тангутская; главный город Калачиан.
Жители идолопоклонники; есть там три христианских церкви несториан; и они
подданные великого хана. В том городе ткут лучшее в свете сукно из
верблюжьей шерсти; прекрасное сукно; ткут его также из белой шерсти; белого
сукна, красивого, добротного, выделывают много и развозят его отсюда по
Катаю [Китаю] и по другим странам света.
Пойдем отсюда на восток, в Тендук, в земли попа Ивана.

ГЛАВА LXXIV
Здесь описывается большая область Сендук

Сендук [Тендук] -- область на восток; много там городов и замков;
принадлежит она великому хану, потому что потомки попа Ивана его подданные.
Главный город называется Тендук. Царь здесь из роду попа Ивана, и сам он поп
Иван, а зовется Георгием; страною правит от имени великого хана, но не всею,
что была у попа Ивана, а только одною частью. Великие ханы, скажу вам,
всегда выдавали своих дочерей и родственниц за царей из рода попа Ивана.
Водятся тут камни, из которых лазурь добывается [ляпис-лазурь]; много
их тут, и они отличные. Есть тут прекрасное сукно из верблюжьей шерсти.
Народ занимается скотоводством и земледелием; кое-кто торгует и ремеслами
занимается. Тут, как я уже говорил, властвуют христиане, но и
идолопоклонников довольно, есть и мусульмане.
Есть здесь народ, называется аргон, что по-французски значит Guasmul;
происходит он от двух родов, от рода аргон Тендук и от тех тендуков, что
Мухаммеду молятся, из себя красивее других жителей и поумнее, торговлею
занимается побольше. Здесь главным образом пребывал поп Иван, когда
властвовал над татарами и владел этими областями и соседними царствами;
потом-
ки его жили тут же и тот Жор [Георгий], кого я уже называл; и он из
роду попа Ивана, шестой государь после попа Ивана. Место это то самое, что у
нас зовется страною Гог и Магог, а здесь Ун и Могул; в каждой области свой
народ, в стране Ун живет Гог, а в Могуле татары,
На восток отсюда, к Катаю, семь дней едешь по городам и замкам; живут
тут мусульмане, идолопоклонники, а также христиане-несториане. Народ
торговый, занимается ремеслами, ткут тут золотые сукна нашизи и нак и разные
шелковые ткани; как у нас есть разные шерстяные ткани, так и у них разные
золоченые сукна и шелковые ткани. Народ подвластен великому хану.
Есть тут город Синдакуи, занимаются там всякими ремеслами,
изготовляется сбруя для войска.
В горах той области есть место Идифу, где отличные серебряные копи, и
много там добывается серебра. Всякой охоты, и на зверя, и на птиц, тут
вдоволь.
Оставим и эту область, и эти города и пойдем вперед, через три дня
найдем там город Чиаганнор. Тут большой дворец великого хана. В том городе и
в том дворце великий хан любит жить: много здесь озер и рек, и много судов
по ним плавают; есть здесь прекрасная равнина, где много журавлей, фазанов,
куропаток и всяких других птиц. И вот оттого, что много тут птиц, великий
хан любит здесь жить; живет он там в свое удовольствие; охотится с соколами
да кречетами, ловит много птиц, пирует и веселится. Журавли тут пяти родов:
есть черные, как вороны, очень большие; иные белые с прекрасными крыльями;
под перьями круглые глаза, как у павлинов, золотые и очень блестят; головка
у них красная, а кругом белая и черная; эти журавли самые большие. Третий
вид -- как наш, четвертый -- маленький; у ушей длинные красивые перья,
красные и черные. Пятый вид совсем черный; голова красная и черная, очень
красивая; эти очень велики.
Подле этого города есть долина, где великий хан настроил много домиков;
многое множество каторов, по-нашему больших куропаток, содержит он там.
Смотреть за ними он приставил много людей. Диву даешься, глядя на птиц,
столько их тут. Когда великий хан приезжает сюда, сколько ни понадобилось бы
ему птиц, столько их есть.
Пойдем отсюда на северо-восток и север, за три дня. .

ГЛАВА LXXV
Здесь описывается город Чианду [Шанду] и чудный дворец великого хана

От того города, что я вам называл выше, через три дня приходишь к
городу Чианду. Его выстроил великий хан Кублай [Хубилай], что теперь
царствует. В том городе приказал он выстроить из камня и мрамора большой
дворец. Залы и покои золоченые; чудесные, и прекрасно вызолочены; а вокруг
дворца на шестнадцать миль стена, и много тут фонтанов, рек и лугов; великий
хан держит тут всяких зверей: оленей, ланей и антилоп; ими он кормит своих
соколов в клетках. Раз в неделю сам ходит их смотреть. В эту равнину, что
обнесена стеной, великий хан ездит часто на коне, с собою везет леопарда и
выпускает его на оленя, лань или на антилопу, а что поймает, то соколам в
клетках. Развлекается он так в свое удовольствие. В той равнине за стеной
великий хан, знайте, выстроил большой дворец из бамбука; внутри он вызолочен
и расписан зверями и птицами тонкой работы. Крыша тоже из бамбука, да такая
крепкая и плотная, никакой дождь ее не попортит. Строился дворец из бамбука
вот как: бамбуки эти, знайте по правде, толщиною в три пяди, а в длину от
десяти до пятнадцати шагов. Разрезают их по узлам, а как разрежут, куски
такие толстые и большие, и крышу крыть, и на все поделки они годятся. Дворец
тот, как я выше говорил, весь бамбуковый; великий хан построил его так,
чтобы можно его по желанию переносить; более двухсот шелковых веревок
поддерживали его. Великий хан живет здесь три месяца: июнь, июль и август;
живет он в это время потому, что здесь не жарко,
а очень приятно; в эти месяцы бамбуковый дворец великого хана собран, а
в остальные он разобран. Построен он так, что можно по желанию и разобрать,
и собрать.
Двадцать осьмого августа, всегда в этот день, великий хан уезжает из
того города и из того дворца, и вот почему: есть у него порода белых коней и
белых кобыл, белых как снег, без всяких пятен, и многое их множество, более
десяти тысяч кобыл. Молоко этих кобыл никто не смеет пить, только те, кто
императорского роду, то есть роду великого хана; то молоко могут пить еще
гориаты; был им такой почет от Чингис-хана, за то, что раз помогли ему
победить. А когда белые кони проходят, кланяются [им] как бы большому
господину, дороги им не пересекают, а ждут, чтобы они прошли, или забегают
вперед. Сказали великому хану звездочеты и идолопоклонники, что должен он
каждый год 28 августа разливать то молоко по земле и по воздуху -- духам
пить, и духи станут охранять его добро, мужчин и женщин, зверей и птиц, хлеб
и все другое. Поэтому-то выезжает великий хан из этого города и едет туда.
Чуть не забыл рассказать вам о чуде: когда великий хан живет в своем
дворце и пойдет дождь, или туман падет, или погода испортится, мудрые его
звездочеты и знахари колдовством да заговорами разгоняют тучи и дурную
погоду около дворца; повсюду дурная погода, а у дворца ее нет. Знахари эти
зовутся тибетцами и кашмирцами; то два народа идолопоклонников; заговоров и
дьявольского колдовства знают они больше, нежели кто-либо; все их дела --
дьявольское колдовство, а народ уверяют, что творят то с Божьей помощью и по
своей святости. Есть у них вот такой обычай: кого присудят к смерти и по
воле государя казнят, берут они то тело, варят его и едят, а кто умрет своею
смертью, того никогда не едят. Бакши эти, о которых вам рассказывал, по
правде, знают множество заговоров и творят вот какие великие чудеса: сидит
великий хан в своем главном покое, за столом; стол тот повыше осьми локтей,
а чаши расставлены в покое, по полу, шагах в десяти от стола; разливают по
ним вино, молоко и другие хорошие питья. По наговорам да по колдовству этих
ловких знахарей-бакши полные чаши сами собою поднимаются с полу, где они
стояли, и несутся к великому хану, и никто к тем чашам не притрагивался.
Десять тысяч людей видели это; истинная то правда, без всякой лжи. В
некромантии сведущие скажут вам, что дело то возможное. Когда настают
идольские празднества, бакши те, скажу вам, идут к великому хану и говорят:
"Государь, наступает праздник такого-то нашего идола" -- и какого захотят,
того идола и назовут, а потом говорят: "Известно тебе, доброму государю, что
такой-то идол, коль ему даров не давать и жертв не приносить, может и дурную
погоду ниспослать, и добру вашему, скоту и хлебу вред учинить; а потому и
просим мы у тебя, добрый государь, прикажи нам дать столько-то овец с
черными головами столько-то ладану, столько-то алою, столько-то того и
другого, станем мы чествовать нашего идола, принесем ему большую жертву, а
он побережет и нас, и наш скот, и наш хлеб". И говорят то же бакши князьям,
у кого сила и кто около великого хана, а те великому хану; так-то они и
получают все, что просят на праздник своего идола. А как получат бакши все,
что просили, устраивают великий пир с великим пением в честь своего идола;
жгут курения из всех самых лучших пряностей, нажарят мяса и ставят его перед
идолами, повсюду разливают сок: пусть, говорят, идолы съедают сколько
захотят. Такой-то почет оказывают они в праздничные дни своим идолам; у
всякого идола, знайте по правде, словно как у нас, -- свои именины.
Монастыри и аббатства у них большие: есть здесь, скажу вам, большой
монастырь с маленький город, там более двух тысяч ихних монахов; одеваются
монахи благороднее прочего народа. Голову и бороду бреют. Идолам своим
устраивают большие празднества, с великим пением и с великим, никогда не
виданным освещением. Между бакши есть такие, которым разрешено жен брать,
они это и делают, женятся, и детей у них много. Есть и другие еще духовные,
зовут их сенси, люди по-своему очень воздержанные; живут они вот как: всю
жизнь едят одни отруби: возьмут отрубей, положат их в воду, подержат там, да
так и едят. Постятся они много раз в году, а кроме отрубей, как я сказал,
ничего не едят. Много у них больших идолов, а иной раз огню поклоняются. А
другие бакши о тех, кто так воздержан, говорят, что они еретики, потому-де
что идолам молятся не так, как они. Есть между теми и другими большая
разница: одни ни за что в мире не женятся. Голову и бороду бреют; одеваются
в бумажные материи, белые и черные, или в шелковые тех же цветов, как
сказано. Спят на циновках -- переносных кроватях. Их жизнь самая суровая в
свете. Их идолы женского пола, то есть у всех имена женские.
Оставим это и расскажем о великих делах и диковинах величайшего
государя всех татарских князей, доблестного великого хана Кублая.

Начну повесть о всех великих делах и великих диковинах ныне
царствующего великого хана Кублая, по-нашему "великого государя". И воистину
он зовется так; да знает всякий, от времен Адама, нашего предка, и доныне не
было более могущественного человека, и ни у кого в свете не было стольких
подвластных народов, столько земель и таких богатств. Ясно расскажу вам в
этой книге, что все это правда, и всякий признает, что не было в свете
прежде и нет теперь более могущественного государя, и вот почему.

ГЛАВА LXXVII
Здесь описывается большая битва между великим ханом и его дядей Нояном [Ная]

Происходит он, знайте, по прямой царской линии от Чингис-хана, и только
тот, кто происходит по прямой линии от Чингис-хана, может быть государем
всех татар. Кублай-хан [Хубилай] шестой великий хан, это значит, шестой
великий государь всех татар. Получил он государство в 1256 г. по Р. X.; в
этом году начал царствовать; за храбрость, да за удаль, да за ум большой
получил он государство; родня и братья спорили с ним из-за этого. За удаль
он получил государство, и по справедливости оно ему досталось. С его
воцарения до настоящего года, 1298, прошло сорок два года. Лет ему теперь
восемьдесят пять. До своего воцарения воевал он много раз, был храбр и
начальствовал отлично; а как воцарился, воевал всего раз в 1286 г., и вот
почему. Был у Кублай-хана дядя Наян; был он молод и многими землями да
областями владел; до четырехсот тысяч всадников мог выставить. Предки его,
да и он сам, исстари подчинялись великому хану; но был он, как я сказал,
молод, лет тридцати, и вздумал о себе, что [он] великий царь, четыреста
тысяч всадников может выставить в поле, и решил не подчиняться великому
хану, а буде возможно, так и государство у него отнять. Отрядил Наян
посланцев к Кайду; то был также великий, сильный царь, великому хану
приходился племянником, да бунтовал против него и замышлял недоброе;
наказывал ему Наян, чтобы шел он на великого хана с одной стороны, а Наян
пойдет с другой отнимать земли и государство; отвечал Кайду, что согласен, к
назначенному сроку приготовится и пойдет со своим народом на великого хана.
Сделать это, знайте, он мог, мог сто тысяч конных выставить в поле.
Что же вам еще сказать? Стали два князя Наян и Кайду [Хайду] готовиться
к походу на великого хана, набирали многое множество пеших и конных.

ГЛАВА LXXVIII
Как великий хан пошел на Наяна [Нал]

А великий хан узнал об этом и не изумился нисколько, а стал, как умный
и храбрый человек, готовить свою рать и говорил, что если не казнит этих
двух предателей и изменников, так не захочет венца носить и страною править.
Приготовился великий хан дней в десять-двенадцать, да так тайно, никто,
кроме его совета, и не знал об этом. Набрал он триста шестьдесят тысяч
конных да сто тысяч пеших. Собрались тут только близкие войска, оттого и
было их так мало; было у него многое множество и других, да воевали они
далеко, покоряли страны в разных частях света, и не мог он созвать их
вовремя в нужное место. Собери он все свои силы, было бы всадников такое
множество, о каком и не слыхано, да и поверить трудно; а те триста
шестьдесят тысяч человек, что он собрал, были его сокольничие и ближние
люди.
Собрал великий хан эту малость людей и спросил потом звездочетов,
победит ли своих врагов и все ли для него кончится по добру; а те отвечали,
что расправится он с врагами по своему желанию.
Пошел великий хан со своей ратью в поход и дней через двадцать пришел
на равнину, где был Наян со своим войском; четыреста тысяч конных было у
него. Ранним утром подошел великий хан, а враг ничего не знал; захватил
великий хан все дороги, ловили там всех прохожих, оттого-то враг и не ждал
его прихода. Пришли они, а Наян, скажу вам, лежит с женою в шатре да
наслаждается, очень он ее любил.

ГЛАВА LXXIX
Здесь начинается о битве великого хана с Наяном [Ная], его дядей

Что же вам сказать? Занялась заря, и великий хан показался на холме, у
той равнины, а Наян в своем шатре спокоен и уверен, что некому напасть на
него; потому что был спокоен, не велел он и стана сторожить, и не было
стражи ни впереди, ни назади. Великий хан, как я сказал, стал на возвышении,
в теремце на четырех слонах; высоко поднялось его знамя, отовсюду было
видно, а войска были расставлены отрядами по тридцати тысяч и в один миг
окружили стан; за каждым конным был пеший с копьем. Вот так-то, как вы
слышали, окружил великий хан своими войсками стан Наяна и напал на него.
Увидел Наян со своими воинами, что вокруг стана рать великого хана, и
перепугались все; бегут к оружию; скоро-наскоро вооружаются и толком, по
порядку расставляют отряды. Снарядились обе стороны, и оставалось только
схватиться; заслышались тут многие инструменты, многие трубы и громкое
пение. У татар вот такой обычай: когда их приведут и расставят биться, пока
не прозвучит накар начальника, они не начинают брани и все то время играют
на инструментах и поют; вот поэтому-то обе стороны так много играли и пели.
Изготовились обе стороны, и забил большой накар великого хана; как
забил он, тут уже не мешкают, друг на друга бегут с луками, мечами,
палицами, копьями, а пешие с самострелами и другими вооружениями. Что же вам
сказать? Начался жесточайший и свирепый бой. Стрелами, как дождем, воздух
переполнился. Мертвые всадники и кони падали на землю. За криком великим и
бранью и грома было не расслышать.
Наян, знайте, был крещеный христианин, и в ту же битву Христов крест
был на его знамени. Без лишних слов, по правде сказать, такой жестокой и
страшной битвы и не бывало; в наши дни столько народу, особенно конных, и не
видано в стане и в битве. Сколько народу погибло с той и другой стороны, так
это просто диво! С утра до полдня длилась схватка, а под конец великий хан
одолел.
Увидел Наян со своими, что им не выдержать, и побежал, да проку-то им
не было в том; Наяна взяли в полон, а князья его и люди с оружием в руках
сдались великому хану.

ГЛАВА LXXX
Как великий хан велел убить Наяна [Ная]

Узнал великий хан, что Наян взят в плен, и приказал его умертвить.
Убили его вот как: завернули в ковер, да так плотно свили, что он и умер.
Умертвили его так, потому что не хотели проливать на землю крови царского
роду, на виду у солнца и неба.
После этой победы весь народ Наяна и все его князья покорились великому
хану; были они из четырех стран, и вот из каких: из страны Чиорчиа,
во-первых, из Занли [Корея], во-вторых, из Барскола [Баркуль], в-третьих, из
Сишинтинги [?], в-четвертых. А после того как великий хан отличился и
победил, тамошние люди сарацины, идолопоклонники, жиды и многие другие, что
в бога не веруют, насмехались над крестом, что был у Наяна на знамени, и
тамошним христианам говорили: "Вот посмотрите, как крест вашего бога помог
Наяну-христианину!" Дошло до великого хана, что они радуются и насмехаются,
и бранил их великий хан, а христиан тамошних позвал к себе, стал утешать и
говорил: "По справедливости крест вашего бога не помог Наяну; крест благ и
творит только доброе и справедливое; Наян был изменник и предатель, пошел
против своего государя, и то, что случилось, справедливо, и крест вашего
бога сотворил благое, не помог неправому делу. Крест благ и творит только
благое".
Отвечали христиане великому хану: "Великий государь, истину ты
говоришь; ни зла, ни беззакония крест не похочет делать; а Наян был
предатель и изменник своего государя, и было ему по делам его" .
Такие были речи между великим ханом и христианами о кресте на знамени
Наяна.

ГЛАВА LХХХI
Как великий хан вернулся в город Канбалу [Ханбалык]

После этой победы великий хан вернулся в свой главный город Канбалук.
Было там большое веселье и великие пиры. А другой царь Кайду [Хайду], как
услышал, что Наян [Ная] разбит и казнен, не пошел воевать, побоялся, чтобы и
с ним не случилось того же.
В этот раз великий хан, как вы слышали, ходил сам на войну, в других
случаях посылает он на войну своих сыновей и князей, а в этот раз сам
захотел итти на войну: нехорошим и важным делом показалась ему эта наглость
Наяна.
Оставим это и вернемся к великим делам великого хана.
Рассказывали об его роде и об его летах, а теперь скажем, как он
наградил тех, кто на войне отличился, и наказал подлых трусов. Сотников, кто
отличился, он сделал тысячниками, одарил их серебряной посудой, роздал им
господские дщицы [пайцзы]. У сотника дщица серебряная, а у тысячника золотая
или серебряная вызолоченная, а у того, кто над десятью тысячами поставлен,
она золотая с львиною головою, а вес у них вот какой: у сотников и
тысячников они весят сто двадцать sales, а та, что с львиною головою, весит
двести двадцать; на всех них написан приказ: "По воле великого бога и по
великой его милости к нашему государю, да будет благословенно имя хана, и да
помрут и исчезнут все ослушники". На дщице, скажу вам, еще написаны права
того, кому она дана, что он может делать в своих владениях.
Добавлю еще к этому: у того, кто поставлен над ста тысячами или
начальствует главным, большим войском, дщица золотая и весит четыреста
sales; написано на ней то же, что я сказал; внизу нарисован лев, а наверху
изображены солнце и луна; даны им права на великую власть и на важные дела;
а когда тот, у кого эта важная дщица, едет, то над головою у него всегда
теремец, и значит это, что важный он господин, а сидит он всегда на
серебряном стуле. А некоторым великий хан дает дщицу с кречетом, дает ее
только большим князьям, чтоб была у них та же власть, как и у него; они
приказы отдают, а когда гонцов посылают, то, коль пожелают, лошадей забирают
у царей; говорю -- у царей, потому что у всех других
людей могут также забирать лошадей.
Оставим это и расскажем, каков великий хан с виду и какого он росту.

ГЛАВА LXXXII
Здесь описывается, каков великий хан с виду

Великий государь царей Кублай-хан [Хубилай-каан] с виду вот каков:
росту хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен
хорошо; лицом бел и, как роза, румян; глаза черные, славные, и нос хорош,
как следует. Законных жен у него четыре, и старший сын от них станет по
смерти великого хана царствовать в империи; называются они императрицами и
каждая по-своему; у каждой свой двор, и у каждой по триста красивых, славных
девок. Слуг у них много, евнухов и всяких других, и служанок; у каждой жены
при дворе до десяти тысяч человек.
Всякий раз, как великий хан пожелает спать с какою женою, призывает ее
в свой покой, а иной раз сам идет к ней.
Есть у него и другие подруги, и скажу вам что: нужно знать, что есть
татарский род миграк; народ красивый; выбирают там самых красивых в роде сто
девок и приводят их к великому хану; великий хан приказывает дворцовым
женщинам смотреть за ними, а девкам спать с теми вместе на одних постелях,
для того чтобы разведать, хорошо ли у девок дыхание, девственны ли они и
совсем ли здоровы. После этого начинают они прислуживать великому хану, вот
каким образом: три дня и три ночи по шести девок прислуживают великому хану
и в покое, и в постели; всякую службу исправляют, а великий хан все, что
пожелает, то делает с ними. Через трое суток приходят другие шесть девок, и
так во весь год, через каждые три дня и три ночи, меняются шесть девок.

ГЛАВА LXXXIII
Здесь описываются сыновья великого хана

У великого хана от четырех жен, знайте, двадцать два сына. Старшего в
память доброго Чингис-хана назвали Чиншином; ему бы владеть всею империею и
быть великим ханом, но он умер; от него остался сын Темур; этот Темур и
будет великим ханом и государем, потому что сын старшего сына великого хана.
Темур, скажу вам, и умен, и честен, а в битвах много раз отличался. У
великого хана, знайте, еще двадцать пять сынов от подруг; и они храбрые
воины, и каждый -- великий князь.
Семеро из сынов от четырех жен царят в больших областях и царствах и
хорошо правят, потому что и умны, и честны, да и понятно: отец их, великий
хан, умнейший человек, проницательный, лучшего царя и нет, храбрее его не
бывало у татар.
Описал вам великого хана и его сыновей, расскажу теперь о его дворе и
обычаях.

ГЛАВА LXXXIV
Здесь описывается дворец великого хана

Три месяца в году, декабрь, январь и февраль, великий хан живет в
главном городе Катая Каба-лут; там его большой дворец, и вот он каков:прежде
всего квадратная стена; каждая сторона миля в длину, а в округе, значит,
четыре мили; стена толстая, в вышину добрых десять шагов, белая и кругом
зубчатая; в каждом углу по красивому, богатому дворцу; в них хранится сбруя
великого хана, луки, колчаны, седла, конские узды, тетивы, все, что нужно на
войне; есть еще по дворцу у каждой стены, такие же, как угольные; всего по
стенам восемь дворцов, и во всех сбруя великого хана; в каждом, знайте, одно
что-нибудь: в одном луки и ничего иного, в другом только одни седла, и так в
каждом одно что-нибудь. В стене на юг пять ворот; посередине большие,
открываются только, когда великий хан выезжает или въезжает; после них с
двух сторон по воротам; ими входят все прочие люди; а по углам есть еще по
большим воротам, ими входит всякий.
За стеной этой есть другая, в поперечнике поменьше, нежели в длину; и
тут восемь дворцов, таких же, как и первые, и в них также хранится сбруя
великого хана. На юг в этой стене, как и в первой, пять ворот; и по углам
ворота, так же как и там; посередине дворец великого хана, выстроен он вот
как: такого большого нигде не видано; второго этажа нет, а фундамент над
землей десять пядей; крыша превысокая. Стены в больших и в малых покоях
покрыты золотом и серебром, и разрисованы по ним драконы и звери, птицы,
кони и всякого рода звери, и так-то стены покрыты, что, кроме золота и
живописи, ничего не видно. Зала такая просторная, более шести тысяч человек
может там быть.
Диву даешься, сколько там покоев, просторных и прекрасно устроенных, и
никому в свете не выстроить и не устроить покоев лучше этих. А крыша
красная, зеленая, голубая, желтая, всех цветов, тонко да искусно вылощена,
блестит, как кристальная, и светится издали, кругом дворца. Крыша эта,
знайте, крепкая, выстроена прочно, простоит многие годы.
Между первой и второй стеной -- луга и прекрасные дерева, и всякого
рода звери; есть тут и белые олени, и зверьки с мускусом, антилопы и лани и
всякие другие красивые звери, и за стенами только по дорогам, где люди
ходят, их нет, а в других местах и там много красивых зверей.
В северо-западном углу большое озеро и много там разных рыб. Великий
хан велел напустить туда рыб, и всякий раз когда захочется ему рыбы, сколько
нужно, там и есть. Берет там начало и вытекает из озера, скажу вам, большая
река, рыбе выход железными и стальными сетями загорожен.
От дворца на север, скажу вам, на один выстрел из лука великий хан
приказал устроить холм. Холм в вышину сто шагов, а в округе тысячу; весь он
покрыт деревами; они всегда в зелени, никогда не бывают без листьев. Когда
кто великому хану расскажет о каком-нибудь красивом дереве, он приказывает
вырыть то дерево с корнями и с землей и на слонах привезти к тому холму; как
бы велико ни было дерево, его привозят, и самые красивые в свете дерева тут.
Холм этот великий хан приказал покрыть лазуриком, зеленым; и дерева тут
зеленые, и гора зеленая, и все зеленое, и зовется возвышенность Зеленым
холмом. На вершине, посредине -- дворец, большой, красивый и весь зеленый.
Так это все, и гора, и деревья, и дворец -- с виду прекрасно, смотришь, и
сердце веселится. Оттого-то и устроил все это великий хан, чтобы было на что
порадоваться.

ГЛАВА LXXXV [A]
Здесь описывается дворец сына и наследника великого хана

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Приходит многое множество ради великого хана

Царства соли

сайт копирайтеров Евгений