Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В.О. Ключевский. Характеристики и воспоминания. М., 1912.

Ветринский Ч. (Чешихин В.Е). Т.Н. Грановский и его время. СПб., 1905.

Зимин А.А. Формирование исторических взглядов В.О. Ключевского в 60-е годы XIX века // Исторические записки. М., 1961.

Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. М., 1980.

Каменский З.А. Тимофей Николаевич Грановский (Мыслители прошлого). М., 1988.

Карагодин А.И. Философия истории В.О. Ключевского. Саратов, 1976.

Федотов Г.П. Россия Ключевского // Мыслители русского зарубежья. СПб.,1992.

Черепнин Л.Б. С.М.Соловьев как историк // Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. Кн. 1

В конце 50-х годов XIX века проблема "Восток-Запад", "Россия-Европа" перешла в сферу позитивного знания и прагматической политики. Это было время, когда русское общество, а вместе с ним и философская мысль были менее всего склонны к мистицизму и религии. Признаками хорошего тона становятся нигилизм и позитивизм. И.С. Тургенев и Д.И. Писарев сделали образ Базарова едва ли не нарицательным для характеристики эпохи. Увлечение романтизмом, шеллингианством и гегельянством уступает место поклонению новым богам: О. Конту, Г. Спенсеру, Г .Боклю, Д. Миллю, К. Фохту, Я. Молешотту. Философская полемика славянофилов и западников уступила место политически-ориентированным баталиям либералов и консерваторов. В этой атмосфере переоценки ценностей, роста авторитета позитивного знания философско-исторические изыскания обрели новый статус и стиль: их авторы охотно прибегали к научной (биологической, геополитической, социальной) аргументации, апеллируя к достоверности позитивного знания, а иногда и к естественно-натуралистическим параллелям.

К наиболее характерным сочинениям такого типа следует отнести работу Николая Яковлевича Данилевского (1822 - 1885) "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому".

Н. Я. Данилевский родился в семье генерала; в 1842 г. окончил Царскосельский лицей; в 1843-1847 гг. обучался вольным слушателем на физико-математическом отделении Петербургского университета, где получил степень магистра ботаники. Был знаком с А.А. Краевским, В.Г. Белинским, В.Н. Майковым. Летом 1848 г. был арестован по делу М.В. Буташевича-Петрашевского, кружок которого активно посещал и в котором серьезно занимался изучением фурьеризма. (Правда, фурьеризм Данилевский интерпретировал в консервативном плане: он отстаивал сохранение самодержавия.) Судебной комиссией Данилевскому был вынесен оправдательный приговор, но летом 1850 г. он был выслан в Вологду и зачислен в канцелярию губернатора. В 1853 г. участвовал в экспедиции по исследованию состояния рыболовства на Волге и Каспийском море. Эта командировка определила всю дальнейшую судьбу ученого. В общей сложности он принял участие в 10 подобных экспедициях, а за свою научно-административную деятельность был награжден Золотой медалью Русского географического общества. Данилевский серьезно занимался исследовательскими разработками в области ботаники, зоологии, этнографии, статистики. В 1868 году Данилевский написал книгу "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому", которая при содействии его друга и единомышленника Н.Н. Страхова была сначала издана в журнальном варианте, а в 1871 году отдельным изданием. После смерти Данилевского книга переиздавалась еще трижды. Этот факт заставил Э.Л. Радлова заметить, что Страхов буквально заставил русское общество читать книгу Данилевского.

Основное сочинение Н.Я. Данилевского: Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому; Дарвинизм. Критическое исследование в 2-х т.

В исследовании "Россия и Европа" Данилевский предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, некоей общей цивилизации, ибо таковой просто нет, а есть развитие отдельных культурно-исторических типов. В концепции Данилевского история человечества предстала как развитие отдельных, замкнутых культурно-исторических типов, носителями которых являются естественные, т.е. исторически сложившиеся, группы людей. Подобно типам в животном мире, культурно-исторические типы не имеют общей судьбы, а их самобытность и своеобразие определяются природными, этнографическими факторами. Естественнонаучный характер принципа, порой переходящего в натурализм, был столь очевиден, что именно с ним современники были склонны связывать вклад Данилевского в развитие историософской мысли. "Переворот, который "Россия и Европа" стремится внести в науки истории, - писал Н.Н. Страхов, - подобен внесению естественной системы в науки, где господствовала система искусственная" .

Следование естественнонаучному подходу делало Данилевского по сути человеком другой формации по сравнению со славянофилами: будучи естественником по образованию, он в своем историософском труде в значительной степени оставался эмпириком. Данилевский устанавливал и обосновывал свои культурно-исторические типы и законы их развития, повторяем, натуралистически, т.е. так, как устанавливал бы он типы в животном царстве, считая более развитыми те, которые более преуспели в реализации и соединении черт, заложенных природой в человеческой натуре. Именно поэтому его теория была, по мнению Н.А. Бердяева, скорее "срывом" в осмыслении русской идеи, нежели ее дальнейшим развитием. Но этот "срыв", по мнению другого исследователя - В.В. Зеньковского, и обусловил ее значимость для русской философии истории. Данилевский подхватил и развил выдвинутую Герценом идею о подчиненности исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа, и "его значение, его бесспорное влияние на русскую историософию относится не столько к учению о "культурных типах", сколько именно к вопросу о единстве законов природы и истории" .

Все культурно-исторические типы одинаково самобытны в том смысле, что только из самих себя - из особенностей своей духовной природы и внешних условий жизни - черпают содержание своей жизни, хотя и не всегда реализуют его с одинаковой полнотой и многосторонностью. В качестве исторического закона Данилевским утверждался, таким образом, принцип непередаваемости культурных начал и ценностей. Каждый культурный тип представляет собой своеобразную "историческую монаду", т.е. самостоятельную, независимую и "непроницаемую" (для других культур) единицу. Для них нет общей шкалы ценностей. Эта идея вызвала наиболее острую критику, в частности со стороны Вл.Соловьева, увидевшего в теории культурно-исторических типов "противопоставленное отделение этнографических форм от их общечеловеческого содержания”. Последнее, по его мнению, поставило теорию Данилевского в непримиримое противоречие с историческими фактами, ибо реальная "история не знает таких культурных типов, которые исключительно для себя и из себя вырабатывали бы образовательные начала своей жизни" . Соловьев отрицал выдвинутый Данилевским закон непередаваемости культурных начал, считая, что действительное движение истории состоит именно в их передаче, преемственности.

Данилевский, таким образом, отверг идею единой линии в развитии человечества, идею прогресса. В соответствии с теорией культурно-исторических типов невозможно, во-первых, указать, какой культурный тип является по уровню развития более высоким, а во-вторых, представить движение истории человечества "по прямой". Правда, мыслитель не отказывается от идеи прогресса совсем, он обращается к ней, но наполняет ее другим содержанием. "Прогресс (...) состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случае оно скоро бы прекратилось), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях" . Теория Данилевского отвергала причинно-следственную связь между отдельными историческими этапами человечества, но она признавала наличие у истории цели (т.е. ее движение к некоторому "конечному пункту"), связывая ее с достижением ситуации, когда поле истории будет пройдено "во всех направлениях" культурной деятельностью всех или одного (какого, с точки зрения теории, непринципиально) исторического типа.

Свое несогласие с Данилевским за направленность его теории против единства всемирной истории довольно резко и обстоятельно высказал Н.И.Кареев, обвинивший построения ее автора в искусственности и противоречивости, а самого Данилевского в том, что он отверг в оспариваемом "с неверным верное" и потому не избежал крайностей и односторонности. Не в последнюю очередь это связано с тем, считал Кареев, что вся теория культурно-исторических типов "рассчитана на то, чтобы быть научной основой нашего обособления от Европы" . Этого русские западники, конечно, не могли принять.

Противопоставляя идее универсализма европейской культуры учение о естественном многообразии различных культурно-исторических типов, Данилевский разрушил представление о европейской культуре как образце для подражания, при этом не в плане критики ее недостатков, выявления, так сказать, ее теневых сторон (они его мало волновали), а с точки зрения научной несостоятельности самой идеи.

"Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота. Всечеловеческой цивилизации, к которой можно было бы примкнуть, также не существует и не может существовать, потому что это недостижимый идеал, или лучше сказать идеал - достижимый последовательным, или совместным развитием всех культурно-исторических типов, своеобразною деятельностью которых проявляется историческая жизнь человечества в прошедшем, настоящем и будущем" .

Человечество может развиваться только "разноместно" и "разновременно", актуализируя различные стороны своего культурно-деятельностного существования. Данилевским было выделено четыре типа такой деятельности: религиозная, собственно культурная (наука, промышленность, искусство), политическая и социально-экономическая. Каждый культурно-исторический тип в соответствии со своими исходными данными мобилизует усилия в одной или нескольких из этих сфер, чем и определяется его своеобразие, направление развития и историческое призвание - вклад в культурную "копилку" человечества. В случае соединения четырех видов деятельности достигается провиденциальная цель истории, поскольку этот синтез и обеспечивает прохождение "исторического поля во всех направлениях".

Вот почему такие понятия как "древняя", "средняя" и "новая" история обращаются в слова без значения и смысла, если их применять не к истории отдельных цивилизаций, а к всемирной истории. Каждая цивилизация есть не ступень ее развития, а ее неповторимое состояние, складывающееся из множества разнообразий (религиозного, социального, бытового, научного, художественного и т.п.) исторического существования, и только внутри отдельного культурного типа возможно установление этапов, возможна периодизация истории.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Иной интерпретации истории
Философское учение о цели
Но в отличие от искандера его страшит то
Его позитивистские воззрения оказали заметное влияние на развитие социологического направления
Представитель русского религиозно философского ренессанса

сайт копирайтеров Евгений