Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, двигаясь в русле утопического социализма, Чернышевский сделал по сравнению со своими предшественниками шаг вперед: во-первых, в предсказании будущего вышел за границы отвлеченных догматов и рассуждений. Обращение к политической экономии, исследование законов истории дало ему некоторые преимущества в "прорисовке" будущего общества, в частности его социально-экономических и духовно-нравственных контуров. Социализм Чернышевского предполагает "соединение труда и собственности в одних и тех же лицах", исчезновение класса наемных работников и класса нанимателей труда, соединение "ренты", "прибыли" и "рабочей платы" в одних и тех же руках, уравнительный принцип распределения, заботу государства о содержательном использовании свободного времени, участие трудящихся в управлении производством и др. Для Чернышевского социализм - это такой тип организации общественной жизни, "которая дает самостоятельность индивидуальному лицу, так что оно в своих чувствах и действиях все больше и больше руководится собственными побуждениями, а не формами, налагаемыми извне" .

Во-вторых, поставив вопрос "Что делать?", Чернышевский дал на него свой ответ, связав осуществление социалистического идеала с крестьянской революцией, правда, тщательно подготовленной пропагандой социалистических идей в массах. Чернышевский был противником стихийных, бунтарских выступлений, убежденный в их бесплодности. Необходимое условие успешной народной революции - это ее "надлежащее направление", которое под силу осуществить только организации революционеров, способных подготовить народ к сознательным революционным действиям, пусть и “кровавым”. Чернышевский, таким образом, открыл путь для соединения социалистической теории с революционной практикой. Из факта общественной мысли социализм становился фактором революционной борьбы.

Начиналось время революционного подполья и активной пропаганды социалистических идей, в которую включились такие блестящие публицисты, как Н.А. Добролюбов, Н.В. Шелгунов, Н.А. Серно-Соловьевич, Д.И. Писарев, П.Г. Заичневский. Начался новый период в развитии русской социалистической утопической мысли: идеи социализма переводились на уровень прикладных разработок, связанных по большей части с тактикой и стратегией революционной борьбы. Социалистическая утопия соединилась с русским революционно-освободительным движением, и отныне они будут всегда выступать в одном потоке.

4. Соединение социалистической утопии с

революционно-демократическим движением

В 60 - 70-е годы внутри русского социализма и революционного движения возникли различные течения, вступающие подчас в непримиримые отношения друг с другом. Но господствующим направлением и освободительного движения, и социалистической мысли было "действенное народничество", социальной базой которого стало новое поколение разночинцев. "Действенное народничество" выступило как против пережитков крепостничества, царского самодержавия, так и против буржуазного пути развития России. Его главными идеологами были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, В.В. Берви-Флеровский, К.М. Михайловский. Концепции Герцена и Чернышевского сменились теориями, в которых общетеоретические основы первых конкретизировались в программы социального действия, ориентирующие на массовый "выход в народ" с целью разбудить и развить в нем его "социалистический инстинкт". Понятие "народ" заняло особое место в народнической иерархии ценностей, хотя нередко любовь к народу выливалась в интеллигентское "народопоклонство", а гуманизм и романтизм приносились в жертву революционной практике.

Продолжая традиции 40 - 60-х годов, народники заговорили о социализме "другим языком", сумев внушить молодому поколению, что борьба за его осуществление есть "личная задача индивида", которую он должен осознать в качестве своего внутреннего долга. Новое поколение его адептов сумело сформулировать идею социализма как политический и нравственный принцип, как формулу непосредственного действования. "Хождение в народ" выходило за рамки простой политической акции - оно вылилось в своеобразное приобщение к источнику того, что признавалось за воплощение справедливости и добра" . Таким образом, отличие народников 70-х годов от их предшественников ("шестидесятников") связано было не только и не столько с толкованием теоретических проблем, сколько с тем, что "крестьянский социализм" Чернышевского превращался в фактор революционной борьбы.

В это время в социалистическом движении все острее заявляют о себе процессы дифференциации. Разногласия возникают по вопросам тактики и форм революционной борьбы: чему отдать предпочтение - усилению пропаганды социалистических идей в народе, призывам к бунту против самодержавия, массовому террору в отношении представителей властных структур (вплоть до истребления царской фамилии)? Возникает такое явление как "нечаевщина".

"Нечаевщина" сфокусировала в себе все отрицательные черты леворадикального крыла: революционный авантюризм, пренебрежение теорией, отказ от принципов гуманизма, беспринципность в выборе средств борьбы, полное пренебрежение интересами отдельной личности, фетишизация "политической мудрости" неграмотного народа и одновременно отношение к нему только как к средству достижения целей революционной организации. С.Г. Нечаев с цинизмом декларировал: "любить народ - значит вести его под картечь".

В этих условиях широкое распространение получают идеи анархизма Михаил Александрович Бакунина (1814 - 1876), его призыв "сойтись" с народом, чтобы "помчаться вместе с ним, куда вынесет буря".

М. А. Бакунин родился в дворянской семье. В 1828 - 32 гг. учился в Петербургском артиллерийском училище. В 1834 г. вышел в отставку. Во время учебы был участником кружка Н.В. Станкевича и В.Г. Белинского, серьезно занимался философией. В 1840 г. уезжает за границу, где активно занимается общественно-политической деятельностью, устанавливает контакты с деятелями европейского революционного движения, участвует в революции 1848 - 49 гг., за что дважды приговаривался к смертной казни. В 1851 г. Бакунин был выдан российскому правительству и сослан в Сибирь; в 1861 г. бежал из ссылки и вновь включился в европейское революционное движение, выступив с идеями анархизма против Маркса и его единомышленников; в 1872 г. их усилиями был исключен из Интернационала. В 70-х гг. ввиду тяжелой болезни отошел от движения и вскоре умер в Берне, где и похоронен.

Основные сочинения М.А. Бакунина: Бог и государство; Государственность и анархия; Федерализм, социализм, антитеологизм; Кнутогерманская империя и социальная революция.

Философские искания Бакунина, менявшие свою направленность на разных этапах его жизни - от увлечения немецкой классической философией до перехода на позиции материализма, близкого к антропологизму, представляют самостоятельный научный интерес. Однако известность и широкое распространение получили не философские, а социологические идеи Бакунина, и прежде всего его теория анархизма. Узловым пунктом последней является учение о государстве как общественном зле, которое может быть преодолено только полным его разрушением. Государство в бакунинских построениях - это лишь исторически временная форма организации общества, противоречащая человеку как существу от природы свободному. Поэтому основным элементом свободы является право человека на бунт против государства, сковывающего, точнее, исключающего самим фактом своего существования естественные стремления человека к самоуправлению своей жизнью. Но теория государства, как и анархизма в целом, была направлена не против всяких государственных форм, а лишь против централизованного, авторитарного чиновничье-бюрократического государства, освященного церковью, т.е. против государства как аппарата насилия и порабощения правящим меньшинством трудящегося большинства. Бакунин защищал формы общественной самоорганизации, покоящиеся на началах самоуправления, автономии и свободной федерации (индивидов, провинций, наций).

“Мы хотим полной воли для всех народов, ныне угнетенных империей, с правом полнейшего самораспоряжения на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы федерируясь снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского народа, могли бы создать сообща действительно вольное и счастливое общество в дружеской федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире” .

Именно такая форма государственной организации людей, основанная на их добровольном и свободном объединении “на воле”, по мнению Бакунина, может гарантировать социальное равенство и справедливость. В противном случае равенство обернется рабством, а свобода - несправедливостью. Утопизм концепции обнаруживается не в данном постулате, а в предлагаемой программе борьбы за осуществление такого идеала: средством его осуществления провозглашалось пробуждение инстинктивных порывов масс к свободе, направленных на насильственное разрушение государственной машины. В уповании на разрушительную силу массовых действий, в убеждении, что насилие может породить согласие и социальный мир, состоял утопизм бакунинской теории. Он сам, как и его последователи, не учитывал того факта, что усвоенные толпой идеи анархизма приобретают как бы другую жизнь, другое бытие - они становятся идеями-страстями неуправляемой толпы и приобретают сугубо разрушительный характер.

Среди тех, кто в это время противостоял “нечаевщине” и анархизму Бакунина были Г.А. Лопатин, П.Л. Лавров, но главное - А.И. Герцен. В письмо "К старому товарищу" (1869), адресованном именно Бакунину, Герцен предупреждает об опасности анархизма, увлечение идеями которого таит угрозу потерять в борьбе за идеал сам идеал. Герцен как бы "приоткрыл" занавес истории и увидел, что произойдет через несколько десятилетий. То, что он увидел как мыслитель, и заставило его написать свое "письмо-предупреждение" с предостережением от революционного авантюризма, слепого следования за интересами толпы, манипулирования ее сознанием. Беспокойство вызывала и реальность перерождения идей социализма в "казарменный коммунизм". Горе бедному духом перевороту, который из всего былого и нажитого сделает скучную мастерскую, вся выгода которой будет состоять в одном пропитании, предупреждал Герцен. Он предостерегает также от попыток строить новое общество посредством насилия.

"Я не верю в серьезность людей, предпочитающих ломку и грубую силу развитию и сделкам. Апостолы нам нужны прежде авангардных офицеров, прежде саперов разрушения" .

Новый порядок должен явиться не только "мечом рубящим", но и силой "хранительной". Нанося удар старому миру, он должен спасти все, что в нем достойно спасения. Ибо насилие по природе своей антигуманно, и в его стихии могут безвозвратно погибнуть достижения человеческой цивилизации, более того, - завоеванная свобода. Но главное, "подорванный порохом" старый порядок, когда уляжется дым, снова начнет воссоздавать "какой-нибудь буржуазный мир", если старый порядок не изжит экономически. Этот тезис историософских построений Герцена в его учении о социализме к концу жизни приобрел решающее значение для понимания взаимоотношения социалистического идеала с действительностью. Всякая попытка "перескочить - от нетерпенья" приведет к серьезным отклонениям от социализма и, что хуже - в конечном итоге к неминуемому поражению, уверен Герцен. Что же касается государства (главный вопрос полемики с анархистами), то и оно должно себя "изжить" само. Главным условием этого является внутреннее, духовное развитие его граждан, ибо "нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри", поскольку им “легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы" .

Духовное завещание Герцена как бы закрывало последнюю страницу крестьянского социализма, ставило точку в эволюции русской утопической мысли. Но она не ушла в небытие, хотя у нее появился сильный и более жизнестойкий соперник в лице марксизма, его теории социализма, постепенно завоевывавший позиции в общественной мысли. Полемика с ним окончательно перевела борьбу идей в плоскость борьбы политических программ и партий, в область практических действий. И последние предупреждения мыслителя, к сожалению, не возымели действия; слова раскаяния, сказанные им "с тупою грустью и чуть не со стыдом" о разрушениях и жертвах французской революции, не были услышаны потомками. Вопрос "неужели цивилизация кнутом, освобождение гильотиной составляет необходимость всякого шага вперед?" остался неуслышанным .

Вопросы для повторения.

1. В чем особенность интерпретации истории утопическим сознанием?

2. Раскройте суть основных идей сенсимонизма.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории 9 философ
Роста авторитета позитивного знания философско исторические изыскания обрели новый статус
Новикова Л., Сиземская И. Русская философия истории 4 человечества
Его учение о бессознательном оказало существенное влияние на русскую философскую
Может быть исключением из практики мировой истории

сайт копирайтеров Евгений