Пиши и продавай! |
“Муж не должен хотя бы на миг отходить от оружья; ибо как знать, когда на пути копье пригодится”. Отсюда и особый образ кузнеца в культурном сознании. Кузнец - это почти маг, он ассоциируется с добычей руды, которая рассматривается как нечто сакральное и, в то же время, отнятое у священной природы, и с претворением руды в оружие. Во многих вариантах сказаний герой Сигурд был воспитан кузнецом. У валлийцев кузнецы имели право сидеть рядом со жрецами в присутствии короля. Культурная традиция варварского мира пронизана корпоративными родовыми ценностями. Принадлежность к роду определяет сущность самого человека - в сагах обнаруживается обязательное перечисление предков. Причем считается, что качества их передаются по наследству. Более того, сам мертвый человек воскресает в родне. Род существует извечно и неуничтожим, и месть за погибшего родственника осуществляется не ради него лично, а во имя групповой жизненной силы - поэтому возможно в качестве виры за убийство принять убийцу в ряды коллектива, рода. В эпоху Великого переселения народов, когда набирает силу дружина, она строится по образцу большой семьи, в которой роль отца отводится конунгу, а все дружинники становятся его "детьми", братьями между собой. Большое значение придается инициации воина, вступающего в дружину, и часто этот обряд предполагает смешение крови новых "родичей". Этот новый вид кровной связи - побратимство, считается нерушимым и священным, как настоящее родство. Пройдя подобный ритуал, смешав свою кровь, люди становились столь же близкими, как родные братья, дети одной матери. Связь с родом и теми, кто к нему принадлежит, настолько сильна, что даже вероломство, даже смерть одного из братьев не в силах расторгнуть их союз. В одной из легенд племени доломитов рассказывается о дружиннике по имени Биди, чья вероломная измена повлекла за собой смерть друга-побратима. Тем не менее, когда Биди попал в беду, столкнувшись с великаном, он внезапно увидел вооруженного с ног до головы воина. Стоя на лесной опушке, тот грозил обнаженным мечом великану. Рукоятку меча сжимала рука скелета, шлемом дружинника был покрыт череп. Биди понял: на помощь к нему пришел тот, чьи кости тлеют в могиле, его друг и побратим. Процесс разложения родаОднако эпоха Великого переселения народов не могла не положить отпечатка на родовые традиции. В варварской культуре мы обнаружим и следы распада рода. Можно заметить в эпосе, в сагах, как старые моральные принципы родового строя попирались, интересы отдельной личности, семьи, комитата противопоставлялись общим интересам. Характерен в этом смысле старинный германский эпос "Песнь о Хильдебранде", созданный около 800 г. н. э. Песнь дошла до нас не полностью. Но ясно, что два основных персонажа, отец и сын, оказываются "по разную сторону баррикад". Старый Хильдебранд служит Дитриху Бернскому, а его сын волей судьбы оказывается под властью Одоакра. Им предстоит столкнуться в поединке. Трагизм заключается в том, что не только внешние обстоятельства заставляют их принять бой, но и внутренний строй их души не дает им поступить по-иному. Когда они узнают о своем родстве, то оказываются в состоянии необходимости, когда вынуждены совершить выбор между одинаково важными, но противоборствующими ценностями. Причем сын не верит уже отцу, подозревая старика в хитрости, а тот не может отказаться от боя, дабы не прослыть трусом, он не может сохранить жизнь сына, пожертвовав своей воинской честью. В данном случае текст демонстрирует, безусловно, трагическое восприятие распада родовых связей. Военная миграция, связанная с переселением народов, нашла отражение и в других культурных “текстах эпохи”, например, в наскальной живописи. В этом смысле характерны изменения, которые происходят в “зверином стиле” эпохи викингов. Рисунок зверя, изготовившегося к прыжку, повторяется все чаще, символизируя перемену в мировоззрении германцев, все более вовлекаемых в непрестанные военные столкновения. В этих условиях и происходит повышение статуса воина, выделение воинов-"профессионалов" - дружины и конунга, военного вождя. Заметнее становится и перенос кровного родства на "военную семью", часто в ущерб семье кровной. Последствием этого стала и некоторая переоценка ценностей - престиж военной добычи, почетность ратного дела стали усиливаться. Все чаще в культурных текстах мы сталкиваемся с темой добычи сокровища и раздоров, порожденных им. Богатство, в разных его обличиях – дорогое оружие, кольца, хорошие кони – один из постоянных мотивов, определяющих поведение варвара и его систему ценностей. Богатство – это знак силы, могущества, удачи. Его сакральный характер особенно рельефно высвечивается в тех “захороненных” сокровищах и кладах, которые археологи до сих пор находят на дне озер, торфяных болот и тому подобных мест. Нередко способ, которым были запрятаны подобные клады, исключает возможность воспользоваться ими в будущем даже для самого хозяина. Яркий тому пример в литературной традиции – клад Нибелунгов, схороненный владыками бургундов на дне Рейна. Вместе с тем, богатство имело не только знаковый смысл, связанный с самоутверждением человека. Оно было и вполне реальным средством привлечения союзников, членов комитата. Недаром устойчивым клише германского эпоса является термин “кольцедаритель”, используемый в качестве эпитета для конунга. В поэме "Беовульф", после гибели главного героя в битве с драконом, его соратник, упрекая предавшую своего вождя дружину, говорит, что Беовульф напрасно одаривал их мечами и доспехами - в сражении они не пришли ему на выручку. Отныне, предрекает он, воинам не будет ни даров, ни пиров, и наследные наделы будут ими утрачены. Однако оценки добытого богатства в текстах эпохи амбивалентны. С одной стороны, приобретенное в результате воинских подвигов золото - символ мощи и значительности его обладателя. С другой стороны сокровища - источник нескончаемого зла и бедствий. Мотив "проклятого клада", губительного для всех, кто его добудет - один из самых ярких в германской поэзии. Таково золото дракона Фафнира, убитого Сигурдом, таков клад, который ценой своей жизни добывает Беовульф. Варварское сознание фиксирует в культурных текстах причины родовой вражды, которая, как правило, оборачивается трагедией, и источник борьбы - нередко золото. Благородного воинства дальнюю драконом |
|
|
|