Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира

Введение

Человек и природа. Черты аграрно-скотоводческого культа в варварском сознании

Человек и природа. Облик воина

Спутники воина - конь и оружие

Ценность и сила рода. Кровная связь

Процесс разложения рода

Богатство в варварском сознании

Мужество и воинские доблести

Варвар и женщина

Понятие "личности"

Судьба в варварском понимании

Варвары и христианство

Восприятие истории варварским сознанием

Заключение

ИСТОЧНИКИ

Корнелий Тацит. “О происхождении германцев и местоположении Германии”

Прорицание Вёльвы

Гренландская песнь об Атли

Беовульф (выдержки из поэмы)

Сага об Олаве сыне Трюггви

Глоссарий

Список источников и рекомендуемой литературы


ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ЧАСТЬ 1

КУЛЬТУРА ВАРВАРСКОГО МИРА

учебное пособие

Томск-2001

Составители: к.и.н. Николаева И.Ю., к.и.н. Карначук Н.В.

Рецензент: к.и.н. Бобкова М.С.

Томский государственный университет
Исторический факультет

Варвар - это человек, всеми узами своего существования теснейшим образом связанный с окружающей природой. Эта связь существует буквально во всех сферах его жизнедеятельности - будь то труд или война, что, естественно, фиксировалось культурной традицией.

Взаимозависимость человека и природы так, как она понималась варварами, отчетливее всего видна в аграрно-обрядовых культах. Один из ранних могущественных богов, Фрейр, изображался с фаллосом в руках - он лично отвечал за урожай, приплод скота и хорошую или плохую погоду. Впоследствии его, его сакральное могущество частично передается и человеку - конунгу. Удачливый конунг приносит счастье и процветание своему народу, тот же вождь, от которого удача отвернулась, неизбежно призовет беды на головы всех, подвластных ему.

Саги гласят - на протяжении трех лет после смерти Фрейра его скрывали в кургане, объявляя, будто он жив, и тем самым, поддерживая благополучие народа - так продолжалось и при его сыне. Но при конунге Домальди урожаи ухудшились, и в Швеции начался голод. Тогда жители устроили в Упсале - в главном святилище - большое жертвоприношение - на первый год в жертву принесли волов, на второй - устроили человеческие жертвоприношения, на третий - умертвили конунга и кровью его омыли алтарь.

Самым счастливым и удачливым правителем Норвегии считался конунг Хальвдан Черный, страна при нем процветала. Поэтому после его гибели жители всех областей просили, чтобы его тело было погребено в их земле. С общего согласия останки разделили на четыре части, и каждая область Норвегии получила свою часть тела конунга - а значит, и долю его счастья. Таким образом, сакральным носителем удачи и плодородия оказывается не только бог или живой конунг, но и его тело после смерти.

Помимо Фрейра, отвечавшего за плодородие, в пантеоне германцев заметную роль играл Бальдр - бог весны. И здесь в мифологии германцев мы видим культурную параллель мифам многих других народов с их архетипом умирающего и воскресающего бога - достаточно вспомнить культ Осириса.

В "Прорицании вёльвы" можно найти следы этого культа, свидетельствующие о том, сколь большие надежды и страхи были связаны с гарантированным возвращением благодатной весны, плодородия.

Там рассказывается, что сначала не было ничего, затем асы подняли землю и устроили прекрасный Мидгард. Его центром является мировое древо - ясень Иггдрасиль. Из куска ясеня и ивы асы сделали людей, вдохнув в них жизнь.

Но золотое время было прервано войной богов - слепой бог Хёд убил Бальдра - сына Одина. А Хёду отомстил Вали, брат Бальдра, родившийся за ночь до этого. И с этого момента кончился золотой век, и начались жестокие, кровопролитные войны как в мире богов и великанов, так и в мире людей. И будут бедствия и вражда царить на земле вплоть до последней битвы, в которой погибнут боги-асы, а также и их хтонические противники (змей Ёрмунганд, волк Фенрир, пес Гарм), но потом золотой век вернется, оживут Бальдр и все убитые.

Германец, как и любой другой представитель традиционных обществ, был тесно связан с землей, кормившей его, усадьбой, хутором или деревней, где протекала большая часть его жизни. Это обстоятельство вкупе с особенностями мышления, сравнительно слабо рационализировавшего отношения человека с окружавшей действительностью, наложило отпечаток на культурные представления варваров. В германских языках мир, населенный людьми, означал мидгард – обустроенное, огороженное, защищенное “место посередине”. Все, что находилось за границей мидгарда называлось утгард, который воспринимался как место прибывания злых и враждебных германцам сил, где властвуют чудовища. В “Беовульфе” дворец Хеорот (Оленья палата), принадлежавшей племени данов, противопоставлен месту, где обитает их страшный враг – дракон Грендель. Его логово находится на дне горного озера, населенного чудовищами. Мир Гренднля – это перевернутый мир героев, Беовульфа. Его географическая изолированность сопряжена в мироощущении людей той эпохи с его этической, социально-психологической инаковостью. Там не действуют общепринятые данами нормы. Грендель живет как изгой, не сообразуясь с правилами человеческого сообщества. Так, например, убивая данов, он не платит вергельд (“цену крови платить и не думает”).

Большая степень одушевленности отношения германцев к земле видна в таком явлении как одаль – наследственном семейном владении у многих германских народов. Одалем называли не только лишь пахотную землю, но и отчизну в узком и широком смысле слова. Одновременно понятие одаля имело отношение к благородству, родовитости, знатности. Применительно к этой эпохе последние были символом происхождения от свободных предков, среди которых нет ни рабов, ни вольноотпущенников.

Эпоха великого переселения народов, связанная с подвижками варваров, перемещением их на большие расстояния, расселением на новых землях меняла условия их жизни и хозяйствования на земле. У некоторых германских племен, например у франков, в эту эпоху бурно шел процесс трансформации общины земледельческой, большесемейной в соседскую. Эдикт Хильперика закрепил право женщины на наследование земли. Расширились границы владения собственностью и соответственно границы свободы поведения индивида. Все это в совокупности создавало предпосылки для постепенной десакрализации отношения человека к земле, “расколдовывания” взаимосвязи “Земля – Род – Человек”.

 ΛΛΛ     >>>   

Помню девять мирови девять корнейи древо предела своеобразие представлений
истории Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира 11 пиршестве
истории Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира
Потом он приводит корабль мертвых из хель
Никитин А. Основания русской истории. Мифологемы и факты истории России

сайт копирайтеров Евгений