Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таковы некоторые отличительные признаки полномочного, или законного вечевого собрания. Оно строилось по принципу полного должностного, административно-территориального (концы) и социального представительства и равных возможностей для участников отстаивать свои взгляды.

Следующий важный вопрос — кто мог участвовать в вече? Традиционный взгляд, принятый во всей дореволюционной литературе, разделяемый современными западными и большинством советских исследователей, сводится к тому, что в нем могли участвовать все свободные жители города. “Принимавшие участие на вече обыкновенно обозначаются самыми общими терминами, обнимающими все свободное население: это люди без всяких ограничений”, — пишет В.П. Сергеевич. Таким образом, вече в Новгороде — не узко-сословная группа могущественных феодалов, а народное собрание, в котором принимают участие все свободные жители, за исключением женщин, чье присутствие было несовместимо с кулачным характером обсуждения.

Примерно к середине XIII в. отношения с князьями приобретают стабильный характер, вече утрачивает значение в качестве символа сплочения всего города против посягательств на его традиционные вольности. Притупление остроты антикняжеской борьбы объединявшей всех граждан, не могло не привести к усилению конфликтов в обществе. Однако обострение социальных конфликтов подорвало вечевые устои. Благодаря продуманной системе боярского контроля вече оказалось гибкой политической формой, обеспечивавшей реальное верховенство высших социальных групп. История Новгорода знает немало эксцессов вечевого быта, когда народные массы расправлялись с неугодными им сановниками и грабили боярские дома, но экономические и политические основы боярского господства оставались незыблемыми. Этому содействовали и раскол городских низов на группы, каждая из которых ориентировалась на своих бояр, и преобладание столкновений сторон, концов и улиц над классовыми конфликтами, а также ряд правовых мер, оберегавших боярское верховенство, в том числе обычаи, связанные с вечем.

Пользуясь вечевыми традициями для поддержания среди черных людей гордости вольными учреждениями и готовности противостоять княжескому вмешательству, старейшие обезопасили себя от возможности применения простой чадью (рядовичами) законных форм в своих интересах. Вечевые порядки исключали возможность серьезного обсуждения вопроса, роль рядовых горожан сводилась лишь к подаче своего голоса за или против. Особо важная, имеющая решающее значение при таких обстоятельствах подготовительная работа лежала на посадниках и тысяцких, от них же зависела оформляющая решения вечевая канцелярия. Богатыми людьми широко практиковались подкупы, посулы, наем крикунов и кулачных бойцов. Новгородский обычай шел еще дальше, он требовал благословения владыки, обязательного присутствия посадников и тысяцких, ведущих представителей кончанского управления, обладавших кончанскими печатями, и, наконец, представительства всех слоев населения.

Соблюдение всех этих правил ставило черный народ в зависимость от городской верхушки, которая могла не явиться на вече по зову низов, бойкотируя решение выдвинутого вопроса. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных правил превращало вече, даже если оно собрало подавляющее большинство населения, из верховного государственного органа в сборище “коромольников”. Новгородская республика, как и соседние с ней княжества, оставляла народным массам одно надежное средство защиты своих интересов — восстание. Правда, благодаря публичному характеру общественной жизни, начать восстание в Новгороде было легче, отчего они и случались здесь гораздо чаще. Вечевые сходы, по существу, нередко перерастали в восстания, но народное движение как бы облекалось в законные формы.

И все же вече не было просто ширмой боярского всевластия. И простая чадь, и состоятельные люди не раз пользовались демократической формой веча для отстаивания своих интересов. Хотя реальное управление государством было сосредоточено в руках посадников, тысяцких, владык, боярского совета, все черпали свои полномочия в вечевом решении, обращались к вечу за утверждением важнейших дел, а выборные могли быть в любой момент отстранены от власти волей веча. Оно содействовало развитию материальной, духовной и политической культуры, внесло огромный вклад в историю государства и права нашей страны. К примеру новгородского веча обращались многие авторы проектов введения в России представительных учреждений. Новгород их интересовал не как объект исторического исследования, а как символ вольности и самоуправления, противопоставляемый царскому деспотизму.

До сих пор история Вольного Новгорода популярна в отечественной и зарубежной историографии.

Феодальная раздробленность на Руси отмечена также экономическим и культурным подъемом русских земель. Укреплялись старые и росли новые города -- их число в XIII в. достигло 300. Вокруг городов складывались местные рынки, зарождалось товарное производство. В политическом отношении феодальная раздробленность тоже была шагом вперед по сравнению с раннефеодальной монархией, ибо подготовляла объединение Руси на новом, более высоком и прочном уровне.

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада, как отмечалось выше, русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей-крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте. Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие монголо-татарских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило ее экономическое развитие, разрушило сельское хозяйство, подорвало культуру. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым наследием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска.

Монголо-татарское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель князей, дружинников-воинов и феодалов приостановила развитие феодального землевладения.

Восстановление разрушенных городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами. Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани. Во-вторых, по свидетельству крупного историка-исследователя, знатока событий тех лет и специалиста по истории Золотой Орды В.Л. Егорова, до середины XIV в. на земли Северо-Восточной и Юго-Западной Руси было совершено более 20 военных нападений различных по численности золотоордынских отрядов. Крайне ослабленная после разгрома, Русь длительное время фактически в одиночку сдерживала постоянный натиск монголов и даже в значительной мере сковывала их дальнейшую экспансию, неся при этом немалые потери.

Золотоордынское нашествие имело исключительно тяжелые последствия для Руси, однако русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать из родных мест завоевателей.

В отличие от процесса завоевания стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья в отношении Руси монголо-татары занимали особую позицию: они отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани. В конце XIII в. под давлением народных антиордынских выступлений сбор дани ордынцы вынуждены были передать русским князьям. Затем из русских городов были отозваны баскаки — сборщики дани, что в дальнейшем уменьшило возможность Орды непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси. Эта особенность ордынского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных природных условий для экстенсивного кочевого скотоводства монголов, сколько героической борьбой русского народа против иноземных захватчиков как во времена Батыева нашествия, так и на протяжении всего периода ига.

Кроме того, монголо-татары открыто не посягали на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на их православную веру, хотя и варварски разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию: и у себя в Золотой Орде, и вне ее не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания нередко считали своими союзниками. Во-первых, русская Церковь 6oролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орлы. Во-вторых, к начальный период ига она поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь, ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали его охранными грамотами на церковное имущество. Позже Церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

В нaчале XIII в. завоевав часть Сибири, монголы в 1215 г. приступили к покорению Китая. Им удалось захватить всю его северную часть. Из Китая монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов, а также получили кадры грамотных и опытных чиновников. В 1219 г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Последствия были исключительно тяжелы: погибло большинство земледельческих оазисов, они были заселены кочевниками, которые, по существу, уничтожали традиционные для этих мест формы ведения хозяйства.

Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран, после чего войска Чингисхана с юга пришли в Половецкие степи и разгромили половцев.

Отношения между Русью и половцами в этот период были весьма своеобразными. Наряду с половецкими набегами на Русь и походами русских князей на половцев между двумя народами существовали оживленные экономические, политические, культурные отношения. Некоторые из половецких ханов приняли христианство, л русские князья нередко женились на дочерях половецких ханов. И даже жена Юрия Долгорукова была половчанка.

Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Не все русские князья, обещавшие участвовать и битве, выставили свои войска. Битва закончилась поражением русско- половецких войск, многие князья и дружинники погибли. В результате государство половцев оказалось уничтоженным, a сами половцы вошли в состав государства, созданного мои голами.

В 1231 г. монголы вторглись в Закавказье, и к 1243г. оно полностью оказалось в руках захватчиков. Последствия этого нашествия для Грузии н Азербайджана были также же тяжелы, как для Средней Азии.

В те же годы другая значительная часть монгольских войск приступает к завоеванию Руси. В 1236 г. войска Батыя начали поход на русские земли. Разгромив Волжскую Болгарию, они направились на завоевание Рязанского княжества. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Город был сожжен и разграблен. После взятия Рязани монгольские войска двинулись к Коломне. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой кончился для них поражением. 3 февраля 1238 г. монголы подошли к Владимиру. Осадив город, захватчики отправили к Суздалю отряд, который взял и сжег этот город (от огня и удушья погибло множество людей, в их числе был епископ и княгиня, оставшиеся в живых были уведены в рабство). В результате была разорена вся Владимиро-Суздальская земля от Ростова до Твери. 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сити, которая закончилась поражением русской дружины. Судьба Владимиро-Суздальской земли была решена.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Они имели общий знаменатель враждебное отношение отдельных групп данных народов к советской власти
Начальный период великой отечественной войны последствия• мировой
В россии сформировались основные классы капиталистического общества рабочий класс развития развитие
Новгород нашел противоядие от
Более чем двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство

сайт копирайтеров Евгений