Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наиболее тяжелым и напряженным для нашей Родины был первый период Великой Отечественной войны — с 22 июня 1941 г. по 18 ноября 1942 г. Обстановка на фронте сложилась для нас неудачно. Сильный и коварный враг, одурманенный ядом шовинизма и расизма, наступал по трем главным стратегическим направлениям — Ленинград, Москва, Киев. К концу сентября 1941 г. он продвинулся в глубь нашей территории на 600—850 км.

У фашистских агрессоров вскружилась голова. 4 июля Гитлер заявил, что Советский Союз практически проиграл войну 1 . В начале августа он подписал разработанную генеральным штабом директиву № 32 “Задачи дальнейшего ведения войны после окончания восточной кампании”. В ней намечалось наступление немецко-фашистских войск через Закавказье в направлении: Иран — Персидский залив — Сирия — Египет. Это свидетельствует о том, что руководство фашистской Германии, упоенное первыми победами, не могло реально оценить обстановку. Лживые сообщения геббельсовской пропаганды и хвастливые приказы фашистского фюрера были далеки от действительности. Ими нельзя было заглушить перед всем миром правду о беспримерном подвиге советского народа.

1 См.: “Военно-исторический журнал”. — 1966. — № 1 — С. 74.

Наедине с собой даже гитлеровские генералы вынуждены были признавать, что на Восточном фронте они встретились с такой войной, которая не имела ничего общего с военными действиями на Западе. Начальник гитлеровского генштаба Гальдер, например, еще 29 июня 1941 г. в своем личном дневнике записал: “Сведения с Восточного фронта подтверждают, что русские войска сражаются до последнего человека”.

Но как бы храбро и стойко ни сражались наши солдаты и офицеры, преимущество в первый период войны было на стороне врага. Под натиском вооруженной до зубов немецко-фашистской армии, имевшей многократное превосходство сил на основных стратегических направлениях, советские войска были вынуждены вести тяжелые оборонительные бои и операции.

Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство Вооруженными Силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечались первоочередные задачи по перестройке страны на военный лад.

Для мобилизации всех сил и средств на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством Сталина. В него вошли также Молотов, Берия, Ворошилов, Маленков и другие. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять его решения и распоряжения. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрезвычайные органы власти — городские комитеты обороны. Их возглавляли первые секретари обкомов или горкомов партии. Комитеты оперативно руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой техники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в советском государстве. Своеобразным прообразом его был созданный еще в годы гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с Лениным.

Однако чрезвычайные органы власти в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались, и прежде всего по методам деятельности. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Пленумах ЦК, на съездах ВКП (б), на заседаниях Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны никаких Пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом.

В ходе заседаний ГКО оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталинзанимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он был Генеральным секретарем ЦК ВКП (б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и Наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандующего. В течение суток он принимал сотни решений, связанных с различными аспектами вооруженной борьбы и работы тыла.

В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов, которые ежедневно возникали десятками и сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около Ю тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армии и флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию нашей военной промышленности в интересах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии. В этих целях назначались уполномоченные ГКО.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Совнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны: военная экономика, и прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооруженных Сил, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, оборонной промышленности и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственным производством и других вопросах.

Чрезвычайная форма партийно-государственного руководства вводилась и в вооруженных силах. Ею стал институт военных комиссаров, который играл важную роль в повышении боевого духа войск. Одновременно армейские и флотские органы политической пропаганды были реорганизованы в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников , крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт — институт парторгов ЦК ВКП (б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, важнейших предприятий. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП (б), а на более мелкие — парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Одновременно они являлись секретарями заводских партийных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными партийными организациями. Систему чрезвычайных органов руководства экономикой дополняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Все это сыграло значительную роль в том, что народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть трудности военной перестройки и в целом обеспечило фронт всем необходимым. Следует, однако, заметить, что существование наркоматов и местных советских органов рядом с партийными структурами управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, некомпетентным решениям.

Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистов перешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные работники с большим опытом организационной и массово-политической работы. Так, в начальный период войны в армию и на флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик , краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы было мобилизовано около 14 тыс. руководящих партийных работников.

К концу 194) г. в Красной Армии и на флоте находилось около 1,25 млн коммунистов. Всего же в годы войны в армии и на флоте было до 60% состава партии. Свыше 3 млн коммунистов отдали свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны.

Процесс перестройки коснулся всех звеньев партии сверху донизу. Перестраивать свою работу партийным организациям приходилось в разных условиях. Так, положение в прифронтовых районах было исключительно сложным, несколько легче было работать и осуществлять перестройку в тыловых районах, хотя и здесь имелись большие трудности.

Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, была быстрейшая перестройка народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия начали осуществляться с самого начала войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов, а 30 июня ЦК ВКП (б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь невыгодно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана развития военного производства. В постановлении ГКО 4 июля 1941 г. по этому поводу отмечалось: “Поручить комиссии т. Вознесенского, с привлечением наркома вооружения, боеприпасов, авиационной промышленности, цветной металлургии и других наркомов выработать военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале”. Эта комиссия за две недели разработала новый план на ГУ квартал 1941 г. и на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Для скорейшего развертывания здесь производственной базы было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и т.д.

Отдельные члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н.А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов — Г.М. Маленков, танков — В.М. Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества — А.И. Микоян. Наркомат авиационной промышленности возглавлял А.Л. Шахурин, боеприпасов — В.Л. Ванников, черной металлургии — И.Ф. Тевосян, станкостроительной промышленности — А.И. Ефремов, угольной — В.В. Вахрушев, нефтяной — И. И. Седин.

Главным звеном в перестройке народного хозяйства на военные рельсы являлась промышленность. Перевод ее на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменял его направленность и пропорции. На военное производство переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометной промышленности. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов, в начале войны были образованы два наркомата — танковой и минометной промышленности. Благодаря этому, все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на Московском заводе “Компрессор”. Первой ракетной боевой установке фронтовики дали название “Катюша”.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Социально экономические предпосылки складывания централизованного государства
Привели к многочисленным человеческим жертвам республик положение
Русская революция
Политическая история современной россии
Выпускали до 40 анархистских изданий

сайт копирайтеров Евгений