Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мгновение свершившегося слияния преходяще. Но если слияние было истинным, а не иллюзорным (послед нее случается гораздо чаще), оно оставляет прочный след в душе исследователя. Речь идет, таким образом, о внутреннем усвоении символической ценности и, следовательно, обогащении личности. Символ, способствуя ду ховному росту исследователя, выполнил свою задачу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Jung С. G. La simbolica dello spirito, p. 263—264.
2. J u n g C. G. Simboli della trasformazione, p. 232.
3. Т r e v i M., Romano A. Studi sull'ombra, p. 17—18.
4. J а с о b i J. La psicologia di C. G. Jung, p. 87.
5. Т r e v i M., Romano A. Op. cit., p. 14.
6. См.: Jung C. G., Kerenyi K, Prolegomeni allo studio scientifico
della mitologia, p. 114.
7. J u n g C. G. Simboli della trasformazione, p. 232.
8. См.: Idem, p. 228.
9. См.: Idem, p. 229.
90

10. J u n g С. G. La simbolica dello spirito, p. 267.
11. Jung C. G. Psicologia analitica, p. 167.
12. См.: J u n g С. G. La simbolica dello spirito, p. 226.
13. Neumann E. L'uomo creative e la trasformazione, p. 42.
14. Idem, p. 42—43.
15. Idem, p. 45.
16. Цит. по: R о с h e d i e u E. Jung, p. 207.
17. Neumann E. Op. cit., p. 45.
18. Орден герметистов «Золотая заря» носил «магический» характер,
руководствуясь неоязыческими формами. По мнению Кеннета
Гранта, он в основном состоял из людей, недовольных чрез
мерной «христианизацией» английского масонства. Окончательно
погубил его скандалами Алистер Кроули, о котором можно прочи
тать в кн.: Grant К. Aleister Crowley e il dio occulto.
19. Abetti G. Storia del!'Astronomia, p. 323.
20. A b b a g n a n о N. Storia della Filosofia. Vol. Ill, p. 694—695.
21. Религиозное «Общество друзей» возникло в Англии в середине
1600 г. в связи с религиозной деятельностью Джорджа Фокса.
Учение квакеров основано на представлениях о «внутреннем свете».
Бог, полагают квакеры, непосредственно открывает себя отдельному
человеку без посредников вроде Священного писания или церков
ной традиции. Они допустимы в качестве вспомогательного элемен
та, но главное — это личное переживание Бога. У квакеров нет
разработанной догматики. В их общинах царит максимальная ве-
роучительная свобода, которая позволяет соединять евангельские
и пантеистические представления. Квакеры христиане, но прежде
всего в этическом смысле. Их интегральный пацифизм хорошо
известен. Они не навязывают веру в Иисуса как Сына Божьего,
по этой причине они были отторгнуты от официальных направлений
протестантизма. Культовая практика квакеров чрезвычайно проста.
Они собираются для совместных медитаций, совершаемых в абсо
лютной тишине. Во время своих собраний квакеры свободно
обмениваются своими суждениями о лично пережитом внутреннем
опыте.
Английское масонство приняло в свои храмы немало квакеров. Но их прием в ложи создал сложную процедурную проблему. Дело в том, что квакеры, следуя евангельскому завету, отказываются приносить присягу или клясться. В 1835 г. Великая объединенная ложа Англии постановила, что квакеры могут быть освобождены от масонской присяги, произнося взамен слова торжественного обещания (см.: Jones B. Freemasons' guide and compendium, p. 280—281).
22. E d d i n g t о n A. S. Science and the Unseen World, p. 33.
23. См.: Rivista Massonica, № 5, mag. 1974, p. 259—271.
24. A b b a g n a n о N. Op. cit., vol. Ill, p. 695.
25. Rivista di Psicologia Analitica, marz. 1976, p. 261.
26. Steiner R. L'iniziazione, p. 18—19.
27. См.: Col 1 i e r H. The Quaker Meeting, p. 29—30.
28. См.: Suzuki D. T. Manual of Zen Buddism, p. 151.

Английское оперативное масонство возникло в нача ле XI в., когда жители Британии приступили к возведе нию многочисленных церквей. На строительной площад ке храма, как правило, находилась ложа, то есть мастер ская, где каменщики отесывали строительный камень, хранили орудия труда, питались и проводили свободное время. Сам термин «ложа» впервые появляется, согласно Б. Джонсу, в 1278 г . в бумагах, связанных со строитель ством королевского аббатства. Обычно мастер-каменщик был в те времена и архитектором (в этом ему помогали образованные духовные лица) и смотрителем работ. Он обладал огромным престижем. В ту эпоху короли назначали «личного» королевского мастера-каменщика.

Однако строительное искусство более всего процвета ло во Франции. И в Италии, точнее, в Северной Ита лии, работали легендарные мастера-комакийцы, чье имя отождествляется с ломбардской архитектурой. Прав да, термин „ cojnacinus " вряд ли, как принято думать, происходит от названия города Комо. Будь это так, тогда соответствующее прилагательное звучало бы „ comensis " или „ comanus ". Комакийцами их прозвали за принадлежность к товариществу каменщиков. „ Macinus ", согласно этому предположению, восходит к индоевропейскому корню „ mag " или „так" (делать, придавать форму), то есть тому же самому, от которого происходит слово «ма сон» (каменщик). Приставка „со" имеет собирательное значение, указывает на принадлежность к группе.

Согласно преданию, средневековые масоны обладали привилегией, подтвержденной папской буллой, свободно передвигаться по европейской земле. Но, как замечает Б. Джонс ', какие-либо документальные свидетельства на этот счет отсутствуют. Тот же автор склонен полагать, что передвижение масонов не носило систематического характера. К тому же оперативные масоны имели достаточный объем работы, так сказать, «на месте», ибо возво-

92

пили они не только церковные здания, но строили и по прихоти своих всемогущих заказчиков. Так, мастер- каменщик Генри де Йевель строил не только Вестмин стерское аббатство, но и лондонский Тауэр. Имя Уилья ма Уинфорда связано с возведением Винчестерского со бора и Виндзорского замка 2 . Масоны, таким образом, ра ботали в светской архитектуре. Идея, встречающаяся в литературе прошлых лет, что средневековые масоны строили якобы только соборы и ничего больше, обуслов лена, надо думать, тем фактом, что готические соборы — это самый возвышенный дар, какой масонство принесло

человечеству 3 .

Первоначальное оперативное масонство не имело об щей автономной организации. Но с развитием гильдий (от саксонского „ guildan " — платить) объединились в свою корпорацию и мастера-строители. Колыбелью орга низационной деятельности и средоточием масонских ин тересов стало Лондонское товарищество масонов, о суще ствовании которого имеются сведения, датируемые сере диной XIV в. 4

Эта корпорация процветала на протяжении почти двух столетий. Затем наступил ее упадок. В результате «протестантской» реформы Генриха VIII гильдии были лишены многочисленных привилегий 5 . Церковная архи тектура также приходила в упадок. Мало-помалу среди масонов вошло в обычай уходить на заработки с собственным инструментом в Сити, то есть не пользуясь покровительством и помощью со стороны корпорации. В XVII в. упадок масонских организаций еще более уси лился. Именно с середины этого столетия, как мы увидим далее, начался процесс преобразования масонства из опе ративного в созерцательное .

Оперативные масоны ревностно хранили свои «древ ние предания» ( old charges ), среди которых была и легенда о происхождении древнего масонства. Из дошедших до нас рукописей явствует, что в свой круг масоны включали Адама, Моисея, Еноха, Гермеса, Пифагора. Как объяснить эту более чем странную генеалогию? Быть может, гипотезой, сегодня получившей распростра нение среди ряда специалистов, по которой внутри корпо рации каменщиков существовала некая ячейка «эзотери ческих братьев» — хранителей универсального внутреннего знания? Именно они в дальнейшем способствовали вступлению в ряды вольных каменщиков людей умствен ного труда, не владевших навыками физического ремесла.

93

Так появились первые «созерцатели» среди масонов.

В оперативном масонстве существовала практика кан дидатского стажа, то есть периода первоначального обучения, по окончании которого кандидат становился членом организации — „ fellows ", полноправным участни ком корпорации. Степень мастера не была доступной для всех. Для того чтобы стать мастером, необходимо было иметь особую компетентность и соответствующую квалификацию. В современном же масонстве практи чески каждый может претендовать на степень «мастера».

В этой связи следует подчеркнуть, что степень масте ра была введена в масонстве не ранее XVIII в. Сред невековый «мастер» равнозначен, пожалуй, нынешнему «Достопочтенному Мастеру», являющемуся не «сте пенью», а своего рода «саном».

Наличие в оперативном масонстве ритуального ком понента подтверждается учеными, хотя нам и неизвестны его подробности. На одной из конференций в Австралии, состоявшейся в сиднейской ложе «Поиск», Льювеллин Гриффит утверждал, например, что первые указания на фиксированный ритуал, правда, указания разрозненные и случайные, появляются в бумагах шотландского опера тивного масонства в 1598 г ., а именно в документах ложи Эттчинсона.

Вполне вероятно, что при приеме в оперативное ма сонство кандидату сообщались сведения о знаках и пароль. Кроме того, судя по всему, ритуальное значение имели отдельные фрагменты, быть может читавшиеся вслух, наиболее древних рукописей.

А. Амбези утверждает , что средневековое масонство являлось ареной «извечного столкновения между орто доксией и гностиками». Он приводит в качестве примера парижские соборы, в частности Нотр-Дам, соборы Шарт- ра и Брюгге, Кведлинбурга (Саксония) и Льюэмика (Великобритания), в которых сохранились символиче ские фигуры, безусловно чуждые христианской традиции. Среди прочих — Тесей и Минотавр (мифологема, кото рая является, судя по всему, инициационной темой, где лабиринт символизирует материальный мир, Минотавр — силы преисподней, Ариадна — познание), легендарные звери, змеи, драконы, вороны. Вывод, к которому приходит Амбези, представляется логичным: «Масоны средневековья ввели в образную систему Ветхого Завета и Апокалипсиса такие аллегории и символы, которые не имеют ничего общего с учением Римской церкви, но свя-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Имеет пифагорейство в качестве пред шественника масонства
Однако в масонстве
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 8 великой
Адресованном великому мастеру маццони
Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем истории масонства 7 чувство

сайт копирайтеров Евгений