Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поверхностное суждение, при этом нелестное для представителей перечисленных им профессий. Нам неведомо, какими критериями руководствовался философ, отказывая всем этим людям в праве на куль турность.

Даже беглый взгляд на галерею персонажей, при надлежавших масонству, убеждает нас в излишней го рячности Кроче. В оправдание философа скажем лишь, что это его высказывание пришлось на то время, когда масонство и в самом деле выглядело не лучшим образом.

Библиография жизнеописаний масонов не особенно велика. В Италии лишь в последние годы в этом направлении были предприняты робкие шаги. В журнале Великого Востока Италии стали появляться биографические справки о наиболее известных масонах, под редакцией Дж. Гамберини вышла книга «Тысяча лиц масонства». Благодаря публикации документаль ного материала стало известно, что врата масонско го храма были открыты для Гёте, Моцарта, Флеминга и многих других создателей культуры человечества. Мы не намерены прославлять масонство только потому, что среди его членов были великие люди. Нам хотелось бы показать, каким образом выбор масонского пути повлиял на становление личности многих замечательных людей.

С этой целью мы выбрали ряд имен, на наш взгляд представляющих наиболее полно различные круги культурной, политической и профессиональной деятельности наиболее известных в истории лиц. В

262

то же время мы не стали злоупотреблять многими прославленными именами, насчет которых отсутствуют документальные подтверждения их масонства. Достоверность сведений о том, что то или иное лицо было членом масонской ложи, основана на архивном материале, имеющемся в распоряжении масонских организаций и хранящемся в государственных архивах. Этими материалами мы обязаны Дж. Гамберини, проведшему необходимую исследовательскую работу. Кроме того, мы использовали материал, содержащийся в «Словаре масонства и масонов» Алека Меллора.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755)

Писатель и философ, выдающийся представитель французского Просвещения, автор «Персидских писем» и «О духе законов». Монтескье подверг критике полити ческий и религиозный абсолютизм, настаивал на проведении в жизнь принципа разделения власти {на законодательную, политическую, судебную), одержавшего победу в Англии, а затем положенного в основу всех демократических конституций. Посещая интеллектуальные салоны в Бордо, Монтескье так и не стал «светским человеком». Он неизменно придерживался принципов морализма. Монтескье был принят в масоны 12 мая 1730 г. в Лондоне. Обряд инициации состоялся в ложе «Горн», руково дителем которой был католик герцог Норфолкский. Со общение об инициации было опубликовано на страницах «Бритиш Джорнэл» 16 мая. Сообщения о масон ской деятельности Монтескье публиковались также в течение 1734—1735 гг. '.

ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778)

Литератор, историк, философ, полемист, из вестен как духовный вождь французского Просвещения. Жил в Англии в 1727—1729 гг., где воспринял уче ние Локка, Ньютона, Кларка. По возвращении на роди ну взял на себя труд по распространению их уче ния, опубликовав среди прочего «Письма об англи чанах» и «Начала философии Ньютона».

Вольтер был сторонником деизма, по его собственным словам, «религии, растворенной во всех религиях», основанного на почитании Творца и культе человеческих и общественных добродетелей. Он так же был поборником религиозной терпимости, соз-

263

дал жанр антиклерикальной полемики, содержащей элементы едкой сатиры, во многом предопределившей развитие культурной жизни во Франции.

Вольтер выступал против войны и смертной казни, разработал представление об истории как прогрессе, коллективном усовершенствовании человеческого ро да. Исторические взгляды Вольтера вошли составной частью во многие социально-политические учения XIX в. Маркс высоко оценивал «вольтерьянство», к ко торому немецкая академическая философия относилась с пренебрежением 2 .

Вольтер был посвящен в масоны в возрасте 84 лет, незадолго до кончины. 17 февраля 1778 г. он был принят в ложу «Девяти Сестер». В масонский храм Вольтер вошел, опираясь на Бенджамина Франклина. Когда Вольтеру был передан фартук, принадлежав ший прежде философу Гельвецию, он «поднес его к губам, а затем долго ласкал тонкими пальцами». Руководитель ложи, астроном Лаланд, произнес речь, в которой восславил Англию, «цитадель свободы», «первую любовь Вольтера» 3 .

ФРАНКЛИН Бенджамин (1706—1790)

Государственный деятель, американский мысли тель.

В молодости основал «Пенсильванскую газету», в Филадельфии первую в истории Соединенных Шта тов публичную библиотеку. В 1728 г. опубликовал сочинение «О вере и религии», в котором изложил свои взгляды на религию, носившие ярко выраженную гностическую окраску. Двадцатидвухлетний Франк лин писал: «Верю, что есть абсолютно совер шенное Верховное существо, по замыслу и творчест ву которого возникли боги. Верю, что человек не есть самое совершенное существо, будучи всего лишь одним из существ. Ниже человека немало существ, стоящих на более низких ступенях развития. Но и выше человека — немало превосходящих его степеней. Вооб ражение переносит меня за пределы нашей системы планет, за пределы неподвижных звезд в то про странство, которое во всех измерениях бесконечно и наполнено такими же солнцами, как наше, и каж дое окружено хороводом миров, вечно вращающихся вкруг своего светила. Воображение подсказывает, что Бесконечность создала многие и высшие по отношению

264

к человеку существа, умеющие внимать Его совершен ству лучше, чем это можем делать мы, люди... Быть может, те, созданные Бесконечностью существа, бессмертны. Быть может, они изменяются во времени огромных по длительности периодов и на смену им при ходят другие. Но мне представляется, что каждый из них не может не быть необычайно мудрым, добрым и могущественным. Каждый создал для себя лучистое солнце, окружив его прекрасной и достойной вос хищения системой планет. Именно этому, своему собственному богу, я желал бы поклоняться...» 4 .

В 1731 г. Франклин был посвящен в масоны в ложе «Св. Иоанна» (Филадельфия). Его масонская карьера была стремительной. В 1734 г. он стал Мастером Великой пенсильванской провинциальной ложи, имено вавшейся таким образом потому, что подчинялась она непосредственно Великой ложе Англии. В том же го ду Франклин впервые в американских колониях опуб ликовал в собственной типографии масонские «Уставы» Андерсона.

Во второй половине 40-х годов XVIII в. он, посвятив себя изучению электричества, пришел к изобретению молниеотвода.

В 1751 г. Франклин был избран депутатом от Пенсильвании, с тех пор его политико-дипломати ческая деятельность не прекращалась ни на мгно вение. Он был одним из вождей американской не зависимости. В 1776 г. вместе с Джефферсоном он работал над написанием «Декларации независимо сти», затем руководил военными операциями, был «ми нистром иностранных дел» повстанцев. В этом своем качестве Франклин и подписал договор между Соеди ненными Штатами и Францией, страной, где он бывал неоднократно, где его неизменно принимали со всеми масонскими почестями. В 1778 г. он при сутствовал на инициации Вольтера, спустя несколь ко месяцев совершил обряд масонского погребения ве ликого французского философа. В течение двух лет (1779—1781 гг.) Франклин являлся Достопоч тенным Мастером ложи «Девяти Сестер». Многие французские ложи избрали его своим почетным чле ном.

Франклин боролся с рабовладением, он завещал большую денежную сумму на создание сети школ по вышения квалификации молодых рабочих.

265

На страницах своей «Автобиографии» Франклин не говорит о масонстве открыто. Он лишь упоминает о деятельности клуба «Единение», ставившего своей целью повышение культурного уровня и взаимопомощь его членов 5 .

ВАШИНГТОН Джордж (1732—1799)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Масонство искони отмеж евывалось от разнообразных оккультных школ мистериях человек
Его драма состоит в ином в абсолютной новизне происходящего
Циркуль
Великий итальянский поэт
Враждебное отношение марк систов к масонству уходит своими корнями масонов масонству

сайт копирайтеров Евгений