Пиши и продавай! |
21 В. И. Ламанский, "Видные деятели западно-славянской образованности", Славянский сборник, I, СПб.. 1875, с. 21. 22 225, 898 год, I, с. 62; по этому вопросу см., в частности, 214, с. 38-43, 59-85. 23 Князь Ярослав, сын Владимира, "собра писцы многы, и прелагаше от Грекъ на Словеньское писание, и списаша книги многи". (225, I, с. 102). 24 Начальная летопись упоминает, в частности, полный Новый Завет (Апостол и Евангелие), Псалтирь и Октоих; в последней книге содержится цикл песнопений, необходимых для богослужений на протяжении периодически повторяющегося восьминедельного цикла. (225, с. 22). 25 А. И. Соболевский, "Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии". (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, LXXXVHI, 1910, № 3, с. 162-177); 131, с. 60-61. О переводе византийских хроник см. также 165, с. 385-408. 26 См.: А. Павлов, "Книги законные, содержащие в себе, в древнерусском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные". (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, XXXVIII, № 3, СПб., 1885), с. 1-92. 27 Ср. 192. 28 См. 205, с. 52-54. 29 О византийской традиции, которую выразили эти три автора, см. 45, I, с. 63-93 (вряд ли, однако, оправдано противопоставление "византинизма" и "русского кенотицизма", которое проводит Г. П. Федотов); см. также 118. 30 Покров или головное покрывало ("мафорион", неправильно передаваемое как "омофор") Богородицы - был главной реликвией, которой византийцы приписывали спасение Константинополя от персов, арабов и болгар. Он хранился во Влахернской церкви. Согласно греческому "Житию св. Андрея Юродивого" (в честь которого был наречен Андрей Боголюбский), ему было видение Богородицы, держащей свой "мафорион" над городом. Это видение и увековечено праздником Покрова, который празднуется 1 октября. (О происхождении праздника см.: А. Остроумов, "Происхождение праздника Покрова", Приходской Листок (приложение к "Церковным Ведомостям"), 1911, № 11; Ф. Спасский. "К происхождению иконы и праздника Покрова", Православная мысль, IX, Париж, 1953, с. 138-151; ср. также: H. H. Воронин. "Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг", 251, XXI, 1962, с. 29-50; "Житие Леонтия Ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в.", 251, XXIII, 1963, с. 23-46. 31 Ср. 159, с. 95. 32 См.: Г. Г. Литаврин, А. П. Кажлаи, "Экономические и политические отношения Древней Руси и Византии", 147, с. 69-81. 33 См. издание "Речи тонкословия греческого" (сборник греческих текстов XV века) в 184; ср. также 159, с. 98. 34 В. Иконников (205), с. 53. 35 201, I, 1, с. 359-360. 36 Летописец, рассказывая о коварном обмане епископа Черниговского Антония в 1164 году, отмечает: "Се же молвяше им, льсть тая в собе: бяше бо ролом Гречин". (235, II, СПб., 1908. кол. 523). 37 45. с. 39-40. 38 Были некоторые исключения из этого правила, но историки все же преувеличивали степень преднамеренности в эллинизации Болгарии после византийского завоевания в XI веке (см., в частности: В. Н. Златарски, "История на Българска дуржава". II, София, 1927, с. 57; также 161, 39 Лучше понять масштабы проблемы позволит некоторое знакомство с византийским богословским наследием. См. 106 и 21. 40 См., в частности, 8; эта точка зрения встречается и в совсем недавних католических исследованиях, например, в 114, с. 83-108. Послание францисканского викария боснии владычества приложение |
|
|
|