Пиши и продавай! |
330 Об этой поездке в "церковь, которая питает и наставляет нас", и к ее "отцу" (патриарху Евфимию) упоминает другой болгарин, Григорий Цамблак, также будущий митрополит Киевский, в своем "Энкомионе" Киприану (изд. 195, с. 183). 331 214. с. 94. 332 Перечень различных привилегий Душана монастырям можно найти в 32, с. 138-139. 333 Г. А. Ильинский, "Значение Афона в истории славянской письменности", 253, 1908, № 11, с. 38; ср. свежий и очень полный обзор пребывания славян на Афоне в XIV веке в 198. с. 121-129. 334 217, с. 99; повествование Игнатия, как и других русских паломников в Константинополь, - очень важный источник для истории этого периода. Вновь опубликованы критическим изданием - 97. 335 217. с. 99 ("тамо жившая Русь"). 336 Источники, относящиеся к присутствию славянских монахов в этих трех монастырях, указаны в 198, с. 114-115. 337 252, с. 189-194. См. также прекрасный и очень полный обзор литературных контактов Византии и Руси, составленный Вздорновым, в его "Исследовании о Киевской Псалтири", М., 1978. с. 80-91. 338 Стефан приписывает присылку этих книг самому св. Феодору Студиту, что является очевидным анахронизмом (240, с. 56). 339 Это Стефан Новгородец (изд. 240, с. 50-59); аноним начала XIV века (240, с. 128-137); Игнатий Смоленский (изд. в 224 С. В. Арсеньевым - СПб., 1887, с. 1-33); Александр дьяк (235, 4, СПб., 1848, с. 357-358) и монах Зосима (изд. Хр. Лопарев в 224, VIII, 3, СПб.. 1889, с. 1-26). См. новое издание всех этих текстов - 93. 340 Ср. 243, с. 18-19, 24. 341 205, с. 119; общий очерк монастырской истории в России этой эпохи можно найти в 162, с. 79-100 и 45,11, с. 195-264. 342 О Пахомии см.: В. Яблонский, Пахомий Серб и его агиографические писания, СПб., 1908. 343 См. последнее исследование по этому вопросу: В. П. Зубов, "Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (К вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского)". 245, IX, 1953, с. 145-158. 344 См. превосходную главу Г. П. Федотова о преп. Сергии в 45, II, с. 195-229. 345 Об этом см.: С. Булгаков, "Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию". Путь, 5, Париж, 1926, с. 3-19. 346 Славянский текст см. в издании Н. С. Тихонравова: "Древние жития преподобного Сергия Радонежского", М., 1892 (переиздание с полезным предисловием Л. Мюллера - Мюнхен, 1967). с. 44-45. E. E. Голубинский правильно предполагал, что введение общежительного устава в Свято-Троицком монастыре не было результатом неожиданного получения короткого патриаршего послания (как это утверждает "Житие"); ему предшествовали споры и переписка с патриархом, митрополитом Алексием (которого Сергий, согласно житию, просил перевести послание с греческого) и самим преп. Сергием (E. E. Голубинский, "Преп. Сергий и созданная им Троицкая Лавра", М., 1892, с. 22-23). 347 236, VI, 21, стлб. 187-190. Издатель - А. Павлов - считал автором послания патриарха Нила (1379-1388 гг.). Однако упоминание патриаршего дьякона Георгия Пердики, приезд которого в Россию в 1361 году засвидетельствован летописью, указывает скорее на патриарха Каллиста (второй патриархат с 1354 по 1363 г.) как на автора (ср. 172, с. 52-55). Пердика был в России и в 1354 году (102, I, с. 349), и. возможно, именно он привез Сергию послание патриарха. Почитавшийся у Троицы небольшой золотой крест, который, согласно преданию, был привезен преп. Сергию в дар от патриарха Филофея, является, по-видимому, изделием русских мастеров XV века (ср., однако, аргументы в пользу его подлинности у О. А. Белобровой: "Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому". Сообшения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника, Загорск, 1958, с. 12-18). 348 Текст в 234. 1860. № 2, с. 84: ср. Приложение 7. 349 Текст в 236, стлб. 173-186; ср. Приложение 8. 350 237, стлб. 151. Оболенского о назначении киевских митрополитов в xi |
|
|
|