Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Ключевский В. История сословий в России: Полный курс лекций

Лекция I

Предмет курса. — Понятие о сословии. — Что такое сословные права? — Отличие сословного права от привилегии и служебного полномочия. — Разделение сословных прав на политические и гражданские. — Сравнительное значение тех и других для сословий. — Разделение сословных обязанностей на личные и вещественные, на прямые и косвенные.

Лекция II

Постепенное исчезновение сословных различий — общий факт евро пейской истории. — Общественный склад, к какому стремится со временное европейское государство. — Наследственное неравен ство перед законом — основание для сословного деления. — Двоякое происхождение сословий — политическое и экономическое.

Лекция III

Формула, выражающая ход уравнения сословий. — Место сословного государства в ряду преемственно сменявшихся общественных союзов. — Влияние сословного деления на политический порядок. — Исторические процессы, открывающиеся в истории сословий. — Памятники права как единственно надежные источники истории сословий.

Лекция IV

Скудость литературы по истории сословий в России. — Постановка изучения нашей истории в тридцатых и сороковых годах как одна из причин этой скудости. — Перечень важнейших сочинений по истории русских сословий. — Пробуждение интереса к истории русского общества в пятидесятых годах и связь его с реформами минувшего царствования. — Научный интерес к историческому изучению русских сословий. — Общая характеристика сословного процесса в России сравнительно с западноевропейским. — Изменчивость и разнообразие оснований сословного деления русского общества. — Периоды истории русских сословий.

Лекция V

Хронологические пределы первого периода в истории русских сословий. — Завоевание как первоначальное основание политического деления общества в этот период. — Военно-промышленное происхождение Киевского княжества. — Этнографический и экономический состав общества, объединенного киевскими князьями в IX и Х веках. — Следы сословного деления общества в Х и ХI веках.

Лекция VI

Сословия по Русской Правде: княжие мужи, люди, холопы. — Источники холопства. — Политическое основание сословного деления Русской Правды. — След более раннего деления, имевшего иное основание. Значение огнищан. — Экономические подразделения основных политических классов: бояре, закупы, смерды и боярские тиуны. — Связь экономических различий с юридическим неравенством как основание этих подразделений. — Три момента в ходе сословного образования русского общества в первый период.

Лекция VII

Положение церкви в русском обществе в первые века христианства на Руси. — Состав церковного общества. — Сходство церковного общества с государственным по составу. — Отличие церковного общества от государственного по устройству. — Отношение церковного деления общества к политическому. — Воздействие церкви на состав государственного общества. — Перемены, внесенные церковью в русское рабовладельческое право: 1) обычай благотворительного освобождения по завещанию, 2) случаи обязательного дарового отпуска на волю, 3) принудительный выкуп на волю. — Следствия перемен в рабовладельческом праве для личного и имущественного положения холопов. — Выводы из сказанного.

Лекция VIII

Удельный период истории русских сословий
Основные источники для изучения этого периода. — Новая сословная терминология удельного времени. — Видимое сходство сословного деления удельных обществ с прежним. — Перемена в характере верховной власти. — Исчезновение мысли о политическом подданстве. — Гражданский договор и личное подданство как основание политического порядка в удельных княжествах. — Отношение к князьям бояр и слуг вольных.

Лекция IX

Отношения черных или земских людей к удельному князю. — Слуги «под дворским» как переходный класс между служилыми и черными людьми. — Характер сословных отношений к князю, вытекавших из договора. — Действие договора на личное подданство. — Холопы и их хозяйственные разряды. — Закладни как переходный класс между свободными людьми и холопами. — Отношение общественного деления в удельные века к предшествующим. Отношения черных или земских людей к удельному князю.

Лекция Х

Третий период в истории русских сословий. — Классификация чинов в Московском государстве. — Чины служилые: чины думные, чины московские, чины служилые по прибору. — Чины тяглые: посадские и уездные. — Посадское население Москвы. — Гости, сотни гостиная и суконная. — Черные сотни и черные слободы. — Классификация чинов в Московском государстве.

Лекция XI.

Продолжение предыдущего

Лекция XII

Происхождение и ход общественного деления в Московском государстве
Политические основания этого деления. — Перемена в значении верховной власти. — Отличие власти московского государя от двух ей предшествовавших русских типов верховной власти. — Перемены в характере отношений государя к обществу: 1) возникновение идеи политического подданства, 2) исчезновение личного гражданского подданства; новое политическое значение звания «государевыххолопов», 3) превращение договорных сословных обязательств в государственные обязанности. — Общее основание сословной разверстки государственных обязанностей. — Выводы.

Лекция XIII

Практические приемы разверстки государственных повинностей между отдельными классами общества. — Приемы разверстки между служилыми людьми по чинам. — Состав и характер московского боярства в удельное время. — Три генеалогических слоя в составе московского боярства XVI века.

Лекция XIV

Происхождение думных чинов. — Обособление чина окольничего от на боярина. —Генеалогическое значение обоих этих чинов. —Происхождение и значение чина думного дворянина. — Устройство московских чинов. —Двор московского государя в XVI веке. —Набор детей боярских для столичной службы по закону 3 октября 1550 г. Двойной генеалогический состав московского дворянства. — Двоякие специальные поручения — административные и военные, падавшие на московских дворян сверх общей ратной повинности. — Отношение московских чинов к думным.

Лекция XV

Происхождение служилых чинов городовых. — Разверстка службы по земле. — Превращение удельных дворов в местные общества служилых вотчинников. — Разверстка земли по службе и образование новых обществ служилых помещиков. — Поземельное устройство новобранцев на опасных границах государства. — Следствия разверстки службы по земле и земли по службе. 1) Разрушение первоначальных местных обществ служилых вотчинников. 2) Происхождение двойственного характера и состава столичного дворянства. 3) Установление нормы поземельной службы.

Лекция XVI

Дети боярские городовые. Происхождение этого звания. — Разверстка службы между городовыми чинами по десятням в XVI и XVII веках. — Отношение поместного землевладения к вотчинному. — Поместные оклады и поместные дачи. — Отличие городового чиновного деления от московского и думного. — Влияние военного устройства Московского государства на сословно-географическое размещение русского общества.

Лекция XVII

Положение приборных служилых людей между городовым дворянством и тяглым населением. — Сходство приемов в устройстве служилых и тяглых классов. — Казенные поручения и ответственность за их исполнение. — Главные обеспечения ответственности: вера, доверие, круговая порука. — Основное правило присяжной земской службы и основание чиновного деления высшего столичного купечества.

Лекция XVIII

Основное правило разверстки тягла и основание чиновного деления провинциального черного населения. — Состав общества в Московском государстве второй половины ХVI века. —Дальнейшее расчленение общества в низших составных слоях. — Отражение принципа обязательности государственных повинностей в области гражданского права. — Происхождение холопства докладного и кабального. — Выделение видов жилой зависимости от кабального холопства.

Лекция XIX

Действие кабального холопства на крестьянскую ссудную запись. — Происхождение крестьянской крепости. — Превращение обязательства по договору в крепость по писцовой записи. — Влияние крестьянской крепости на состав крестьянского населения. — Образование тяглого крепостного состояния. — Замена казенных служб личной зависимостью как новой повинностью крепостных крестьян. — Дробление крепостного крестьянства. —Происхождение затяглых крепостных крестьян. — Итоги.

Лекция XX

Четвертый период истории русских сословий
Понятие о сословном праве. — Отсутствие понятия в о сословном праве Московском государстве в XVи XVI веках. — Начальный законодательный момент IV периода. — Двоякое происхождение мысли о сословном праве в Московском государстве в XVII веке. — Сословное право как средство удерживать классы в кругу их обязанностей. — Превращение чиновных выгод в сословные права по состоянию. — Обособление трех сословий по правам.

Лекция XXI

Честь чинов как источник сословных прав. Первоначальное значение чиновной чести в московском праве. — Дальнейшее юридическое усложнение значения чиновной чести. — Новая форма сословного законодательства в XVII веке — жалованная сословная грамота. — Отношение нового сословного деления общества к прежнему чиновному.

Лекция XXII

Разрушение чиновного склада русского общества. Троякий процесс этого разрушения. — /) Перемены в приказной службе. Смешение генеалогических слоев высшего служилого класса в Московском государстве и закон 12 января 1682 г. Табель о рангах. — 2) Преобразование земского управления при Петре I. Указы 30 января 1699 г. Введение дворянства в порядок земского управления: дворянские советы при воеводах, ландраты и земские комиссары. —3) Превращение специальных чиновных повинностей в общесословные. Распространение воинской повинности на тяглых людей, на детей духовенства и на холопов. Распространение податного тягла на гулящих людей, холопов и косвенно на землевладельцев. — Сословный состав русского общества после первой ревизии.

Обзор прочитанного и главный вывод

Примечания

Предмет курса. Предмет предпринимаемого мною курса — краткий обзор истории сословий в России до издания сословных жалованных грамот 1785 года императрицы Екатерины. Я выби раю эти законодательные акты Екатерины конечным пределом своего курса потому, что ими завершилось образование русских сословий, начало которого кроется в самом возникновении древ нерусского Московского государства. Со времени издания назван ных жалованных грамот сословный строй русского общества, ими закрепленный, в иных частях только подновлялся, а в других даже разрушался. [1] Чтобы объяснить программу и цель курса, я изло жу несколько предварительных общих замечаний о круге и свой стве тех исторических явлений, на которые будет обращено наше изучение.

Понятие о сословии. Сословие (ordo или status, франц. etat, нем. Stand) — термин государственного права и обозначает из вестный ряд политических учреждений. Сословиями мы называ ем классы, на которые делится общество по правам и обязанно стям. Права дает либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в за конах. Итак, сословное деление — существенно юридическое. Оно устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых условиями экономическими, умствен ными и нравственными, не говоря о физических. Существенным и наиболее осязательным признаком сословного деления служит различие прав, а не обязанностей. Довольно простого анализа обоих этих понятий, чтобы видеть, что когда речь идет о сослов ном различии обязанностей, то при этом, разумеется, собственно различие прав: обладая различными правами, классы общества могут нести одинаковые государственные обязанности. Но если на них возложены неодинаковые обязанности, то они не могут обладать равными правами. Отсутствие у одного класса прав, ко торыми обладают другие, не увеличивает количества его обязанно стей. И напротив, свобода одного класса от обязанности, падаю щей на другие, дает ему лишнее, хотя и отрицательное право в сравнении с другими. Притом государственные обязанности отличаются неодинаковой тяжестью, и если они разделены между классами, а не падают одинаково на всех, то их удельный вес дает преимущество менее обремененным классам, позволяя им в потоке юридических отношений держаться выше других. Короче, сословным неравенством прав не обусловливается неравенство обязанностей, но неодинаковые обязанности всегда обусловливают неравенство прав. Значит, обязанность есть случайный признак сословного деления. Это объясняется юридическим свойством го сударственной обязанности: цель государственного союза — за щита законно приобретенных прав, государственные обязанно сти — только средства для этой защиты.

Что такое сословное право? Это есть всякое преимущество, даваемое законом целому классу общества в постоянное облада ние. Состав такого класса определяется кругом лиц, удовлетво ряющих условиям, в зависимости от которых закон ставит приоб ретение и сохранение известных преимуществ.

Отличие сословного права от привилегии. Тем признаком, что преимущество дается целому классу общим законом, сословное право отличается от преимущества, даваемого по особому пожа лованию отдельному лицу или фамилии. Такое преимущество на зывается привилегией. По Уложению 1649 г . из высшего купечества б Московском государстве выделялась фамилия солеваров Строгановых, носивших особое звание «именитых людей». По го родовой жалованной грамоте 1785 г . звание «именитых граждан» давалось, между прочим, всем оптовым торговцам и таким капи талистам, которые объявляли за собою не меньше 50 000 рублей капитала.

Отличие сословного права от служебного полномочия.

Преимущества Строгановых были фамильной привилегией, преиму щества «именитых граждан» — сословные права. Тот признак сословного преимущества, что оно дается сословию в постоянное обладание, составляет его отличие от служебного полномочия. В составе всякого государственного общества резко выделяется своим положением обыкновенно очень значительная масса лиц, служащих орудиями государственного управления и суда. Каж дое из этих лиц по своей должности обладает известной долей вла сти, известными правами, каких не имеют лица, не состоящие на государственной службе. Но эти должностные права существен но отличаются от сословных. Во-первых, должностные права чрез вычайно неравномерны: с каждою должностью связана особая степень власти, тогда как сословные права одинаковы для всех лиц сословия. Во-вторых, служебные права — это в то же время и обязанности, которое должностное лицо не может не выполнять, пока занимает должность, тогда как сословным правом можно не пользоваться, состоя в сословии. В-третьих, должностные полномочия даются каждому лицу особо и не могут переходить по наследству, тогда как сословные права по существу своему суть по томственные преимущества и даются всему сословию без различия первых приобретателей и их прямых наследников. В обществах феодальных некоторые правительственные должности составля ли наследственную собственность известных аристократических фамилий; тогда они имели значение фамильных привилегий, но не получали характера сословных прав. В сословных государствах сверх служебных полномочий, связанных с должностями, долж ностные лица обыкновенно получают еще права, которые не только не отнимаются у них при отставке, но и переходят к их потом кам. Эти права или одинаковы с правами других сословий, или составляют особые преимущества; в первом случае чиновниче ство разбивается по другим сословиям, во втором — составляет особое сословие. Так, по нашим законам чиновник, дослужившийся до чина действительного статского советника, или военный, до служившийся до чина полковника, становится потомственным дво рянином; а лицо, получившее на гражданской или военной служ бе чин IX класса или обер-офицера, получает звание личного дворянина.

Итак, сословное право по общему закону, как своему источни ку, отличается от привилегии, а по потомственности, как существен ному свойству своего характера, от служебного полномочия. По следнему положению, по-видимому, противоречит один класс в составе русского общества, который носит в Своде Законов сейчас упомянутое название личных дворян 1 : по нашим законам, личное дворянство не передается потомству. Но это противоречие заключается не в самом сословном законодательстве, а только в сослов ной терминологии. Личное дворянство — собственно не сословие, т.е. не особый разряд дворянства, потому что лишено отличитель ных дворянских прав: личные дворяне не входят в состав местных дворянских обществ и при крепостном праве не могли владеть кре постными людьми. Это не более как почетное пожизненное зва ние, которому присвоен титул дворянства не по сходству прав, а по одинаковости способов приобретения того и другого звания: как лич ное, так и потомственное дворянство приобретается пожаловани ем, чинами по службе и получением ордена. Действительные пра ва личных дворян одинаковы с состоянием так называемых потомственных почетных граждан; эти права суть свобода от личных податей, от рекрутской повинности, от телесных наказаний и т.д. (я говорю, руководясь старым, теперь уже по частям, отменя емым законодательством). Поэтому дети личных дворян по праву рождения причисляются к потомственному почетному гражданству. Итак, личное дворянство есть разряд потомственного почетного гражданства, отличающийся от прочих разрядов этого сословия только способами приобретения соединенных с ним прав.

Разделение сословных прав на политические и гражданские.

Какие бывают сословные права? Их можно разделить на два разряда: на права политические и права гражданские. Пер выми определяется участие всего сословия в государственных делах, вторыми — степень правоспособности каждого лица известного сословия в его частных отношениях.

Права политические можно свести в такой перечень:

I . Участие в общем государственном управлении. Оно обыкновенно выражается в законодательной деятельности сослов-

1 Св. Зак. по изд. 1857 г ., т. IX, ст. 52; изд. 1899 г . ст. 51.

ных собраний. Государства, где это участие предоставлено одно му или нескольким, но не всем сословиям, принято называть аристократическими; а где оно распространено на все сословия, и при том в одинаковой мере, там государственный порядок можно назвать сословно-демократическим. В этом последнем случае уча стие в общем государственном управлении перестает быть отли чительным сословным правом и становится достоянием всего об щества. Чаще бывает, что влияние на государственное управление распределяется между сословиями неравномерно; тогда и при участии всех сословий в государственном управлении политиче ский порядок не теряет аристократического характера. То разли чие, что иные сословия принимают прямое участие в управлении, in corpore являясь на законодательное собрание, а другие присы лают только выборных представителей, касается конституцион ной техники, а не государственного права; это вопрос удобства или необходимости, а не вопрос сословного неравенства.

II . Участие в местном управлении. Это право обыкновенно соединяется с первым и служит ему опорой, но само может действовать и без него. Оно также принимает довольно разнообраз ные формы. Где оно принадлежит не всему обществу, там господ ствующее сословие заведует местными делами и остального населения. Где участие в местном управлении предоставлено всем сословиям, там оно может иметь двоякую форму: или каждое сословие действует особняком, ведая исключительно своими мест ными сословными делами; или эта уединенная деятельность со словий соединяется с совокупным ведением ими дел, касающихся всех сословий. На этом последнем двойственном основании по строено местное самоуправление в современной России, где ря дом с местными сословными собраниями дворянства, духовенства, городских обывателей и крестьян действуют еще всесословные земские учреждения, которым предоставлено ведать известными местными делами всех сословий.

III . Вотчинное управление. Это право состоит в предоставляемой землевладельцам судебной и полицейской власти над обы вателями их вотчин. Такая власть дается землевладельцам обык новенно там, где землевладение имеет политическое значение, где с ним соединяются особые государственные права, и потому оно является преимуществом одного или нескольких сословий. Кре постное поземельное право обыкновенно соединялось с такой властью, но последняя и независимо от крепостного права может быть следствием государственного поручения. Так, русские землевла дельцы, церковные и служилые, в XV и XVI вв. имели такую власть над вольными крестьянами, снимавшими у них земли. Точ но так же вотчинный суд и полиция не были отняты у остзейского дворянства, когда во втором десятилетии текущего века его крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Вотчинное управление надобно отличать от участия в местном управлении: это последнее может находиться в руках одного сословия, которому, между прочим, принадлежит и исключительное право личной земельной собственности; но участия в местном управлении не лишены и те лица господствующего сословия, у которых нет на селенных вотчин. Это участие в местном управлении есть поли тическое право, принадлежащее всему сословию независимо от того, пользуются ли его отдельные лица остальными правами сво его сословия или нет. Вотчинное управление есть политическое право, принадлежащее только некоторым лицам господствующего сословия как следствие действительного пользования одним из сословных прав, притом не политических, а гражданских. Поэто му вотчинное управление имеет характер смешанного права — частью политического, частью гражданского.

Гражданские сословные права в свою очередь подразделя ются на личные и вещественные. Это разделение вытекает из самого значения гражданских сословных прав. Мы сказали, что ими определяется степень правоспособности отдельных лиц со словия в их частных отношениях. Юридический оборот частного гражданского общежития слагается из двух порядков отношений: из обязательств, т.е. из прав одного лица влиять на действия другого, и из прав на вещи, нужные людям.

1. Отсюда следует, что личными сословными правами определяется признаваемая законом за лицами разных сословий степень способности входить в обязательства. Сословное неравен ство этой способности основывается на неодинаковой оценке или неодинаковом нравственном доверии закона к разным классам общества. Эта неодинаковая сословная оценка обнаруживается в том, что закон различно наказывает людей разных сословий за одни и те же преступления, различно карает за обиды, нанесенные ли-

цам разных сословий, дает неодинаковую оценку свидетельским показаниям лиц разных сословий на суде. Из этой неодинаковой оценки сословий законом вытекает и неодинаковая их обяза тельственная правоспособность. Так, в обществах, разделенных на свободные и несвободные классы, лица последних обыкновенно лишались свободы вступать в брак, покидать свое местожитель ство, вообще стеснялись в праве распоряжаться своею личностью и трудом, наниматься на работы, заключать долговые сделки и т.п. 2. Из указанного состава гражданского оборота следует, что ве щественными сословными правами определяется сословная сте пень имущественной правоспособности: закон признает за лицами разных сословий разные права на приобретение некоторых видов собственности и признает неодинаковые права на одни и те же виды приобретенной собственности. Говоря проще, не все сословия мог ли приобретать в собственность всякое имущество и не все сосло вия имели одинаковое право собственности на приобретаемое иму щество. Так, лишь высшему классу предоставлялось право на владение сельской недвижимой собственностью, а при крепостных отношениях — право на владение крепостными людьми. Крепостные крестьяне могли приобретать движимое имущество, но только в неполную, условную собственность. Наконец, рабы не могли иметь никакой собственности. С сословными различиями в свобо де приобретения собственности обыкновенно соединяется и сослов ное неравенство в свободе распоряжения ею. Одним сословиям предоставлялось полное право отчуждения собственности во всех ее видах, как и право ее передачи по завещанию жене, нисходящим и боковым родственникам, даже сторонним лицам. Другие классы пользовались правами отчуждения и завещания в ограни ченных размерах: например, безусловно, могли отчуждать только движимое имущество, но не могли или были стеснены в праве отчуждения недвижимости, позволявшем завещать имущество только сыновьям, то есть. Обездоливая дочерей, или только нисхо дящим родственникам, то есть, исключая боковых родственников.

Сравнительное значение политических и гражданских сословных прав для сословий. По самому свойству описанных сословных прав, политических и гражданских, можно заметить, что они действуют неодинаково и имеют различную цену для сосло вий . Права политические осуществляются совокупной или кор поративной деятельностью обладающего ими сословия; права гражданские приводятся в действие волею и усилиями отдельных лиц. В связи с этим объясняется и сравнительное значение тех и других прав для сословий: сословные гражданские права прино сят прямую, осязательную выгоду каждому члену сословия, расширяя или упрочивая его личную свободу и средства материаль ного обеспечения; права политические, доставляя всему сословию, власть и влияние на управление, имеют интерес для отдельных лиц не сами по себе, а потому, что обыкновенно служат средством расширения и обеспечения прав гражданских. Значит, граждан ские права для сословий важнее политических; они — наиболее энергичный мотив сословного неравенства, настоящая цель, к которой стремятся высшие сословия, добираясь этого неравен ства или отстаивая его. Вот почему сословные гражданские права могут действовать даже не соединяясь с политическими, тогда как сословные политические преимущества при гражданском равен стве теряют свой смысл и падают или превращаются в сословные повинности. В таком случае участие сословия в управлении полу чает для него значение обязательного безвозмездного содействия правительству.

 ΛΛΛ     >>>   

В прежних сословных обществах отдельные лица
Что значат эти цифры очень густой процент крепостного населения в двух губерниях первой группы
Более крупные общественные группы представляли более устойчивые классы

Ключевский В. Сказания иностранцев о Московскомгосударстве электронная москвоведения

сайт копирайтеров Евгений