Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, бурелеты4, намет, нашлемник,иногда девиз или военный клич. Шлемы и шишаки рисовали или в профиль,или анфас, с опущенным, полуоткрытым или совсем поднятым забралом и,смотря по достоинству и древности происхождения, с большим или меньшимчислом решеток на нем. Нашлемник составлял самую верхнюю часть украшениягербов, его можно было составлять из всякого рода фигур, цветов, перьев,животных, деревьев и пр. Общим обыкновением было также помещать девизыи клич над гербом.

По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ,львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; эти фигурыназывались щитодержателями. Кто не имел права помещать щитодержатели,тот украшал бока гербов какими-нибудь живописными и резными орнаментами.Орденские хоругви, знамена, мантии, жгутики также окружали щит герба.Кроме этих украшений были еще другие, присвоенные известным званиями обозначавшие особенные достоинства.

Для объяснения герба прежде всего надо изучить фон, на которомвыгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже сами фигуры. В геральдикефон называется полем, а фигуры - знаками.

Поле герба всегда покрыто какими-нибудь металлами, цветамиили мехами; затем следует главный знак; краски знаков те же, что и краскаполя, за исключением лишь случая, когда нужен естественный цвет.

В основании геральдики следующее правило: если поле покрытокакой-нибудь краской или мехом, то знаки должны быть покрыты металлом,и наоборот, если поле покрыто металлом, то знак покрывается краскойили мехом. Это правило излагается так: не должно класть металл на металли краску на краску. Делать противное - значит совершенно извращать наукугеральдики, потому что геральдика, говорит один из новейших писателей,есть обширнейший из всех языков, язык сильный и величественный, со своимсинтаксисом, грамматикой и орфографией. Искусство геральдики состоитв уменье читать и писать на этом немом наречии. Несколько кратких и поверхностныхзаметок относительно чтения гербов могут дать о геральдическом языкенекоторое понятие.5

В гербе верхняя часть называется главой (chef), а нижняя часть– подножием (la pointe). Помещаемое в гербе включает в себя: во-первых,всякое вооружение; во-вторых, каждое существо – от слона до муравья;в-третьих, все растения – от дуба до самого скромного полевого цветка;в-четвертых, все блестящее – от небесных светил до драгоценностей, скрытыхв недрах земли; в-пятых, все баснословные и фантастические существакак напр. чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и т. п. Обыкновенноживотные смотрят влево. На гербах рисуют также все символы религии;крест, как уже сказано, употребительнее других.

»Без прибавления даже иных эмблем, атрибутов, каждая частьщита уже составляет фигуру, которая и занимает одну треть щита. Точнотак и по поперечному делению щита, его рассечению, образуется в егосередине столб (le pal), занимающий также треть щита вдоль, а при встречедвух полос, разбивающих и рассекающих щит под прямым утлом, крест(la croix). Далее по диагональному разделению щита образуются полосы,перевязь влево (la bande), перевязь вправо (labarre), уменьшающиеся напятой части щита при полном пересечении их крест накрест или Андреевскийкрест (la sautoir), при встрече под углом - шеврон или стропило (lechevron)». 1

Читать гербы значит .объяснять гербовые знаки. Для этого надосперва назвать поле, потом знак и его цвет, употребляя следующую формулу:такой то род имеет, например, род Карла VI, короля французского, имеетлазурь с трехцветными золотыми лилиями. Это означает, что поле гербалазоревое и что знаки его желтые или золотые; род Монморанси имеет золотона кресте с расходящимися концами, на которых шестнадцать орлят безног и клюва. 6

Происхождение некоторых гербов. Чтобы не путаться в лабиринте гербов, знатоки геральдикивынуждены были разделить гербы на несколько разрядов: гербы коронованныхособ (armoiries de la souverainite), являющиеся одновременно гербамитех государств, которые этими лицами управляются; к гербам своих областейгосудари прибавляли нередко гербы тех стран, на которые они имели притязания,которыми предки их владели, и от которых, даже тогда, когда они.отторгнуты,не отказались еще вполне (armoiries de pretention); так английские королидолго употребляли герб Франции, разделенный на четыре части в верхнейчасти по случаю притязаний на право царствования во Франции. В наградуза подвиги, за особенные заслуги лицу, отличившемуся на каком-нибудьпоприще, государи жаловали свой герб, или к прежним эмблемам, бывшимв гербе, добавляли новые, почетные; этой уступкой (armoiries deconcession) объясняется, почему в гербах многих знатных французских фамилийвидим лилии, а в русских - государственного орла. Гербы разных установленийзападной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов,обществ, компаний и корпораций (arm. de communuate). Должностные лица,управлявшие областями, рыцарскими замками и т. п., прибав-ляли к своимфамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своихправ и достоинства (arm. de patronage). Фамильные гербы, переходящие вроду по наследству, служат для отличия одного дома, одной фамилии отдругих (arm. de famille). Для обозначения родственных связей, в которыеодна фамилия через брак или другим путем приходит с иным родом, в главныйгерб вставлялись дополнительные атрибуты (arm. d'alliance). Кроме переходагерба по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу, илисовершенно чужому, или не имеющему прав прямого наследства, и притомпереходили к таким лицам или вполне, или соединялись с их первоначальнымгербом (arm. de succession); на это всегда нужно было разрешение верховнойвласти. Лица, возведенные в дворянство за заслуги, не имея наследственногогерба, избирали для себя эмблемы, которые напоминали бы тот род деятельности,то занятие, которым они стяжали себе это отличие (arm. de choix). Этогорода гербы по большей части так ясны, что по ним можно читать историю лицаи его фамилии (armes parlantes).1Так роды Stella, Sabis, Tresseols, Luna, Cressentini, именакоторых напоминали собой названия небесных светил, носили солнце,звезды, луну на лазоревом поле. Род Leiris имел радугу, которая по сказаниямдревности была шарфом Ириса.

Часто со своим двойным значением эти имена наполняли гербынамеками, двусмысленностями, аналогией и каламбурами; все это былонаивно и мило, потому что злоупотребление игрой слов презиралось.В самом деле, не удовольствие ли видеть восхитительную простоту старыхи благородных рыцарей, сотнями ран приобретавших право носить гербы:вместо того, чтоб придумать для удовлетворения гордости великолепноеизображение своего подвига, они выбирали для гербов какую-нибудь загадку,шутку или веселую анаграмму, проскользнувшую в беседе у мирного очага.Так род Louvers имел в своем гербе головы волков; Larcher – стрелы;Vignole – серебряную виноградную лозу; Tour de Turenne – башню;Santeuil – аргуса; Montepezat – весы; Etang – –рыб; Legendre – головы девушекс золотыми волосами; сеньор de Vaudray, владетель земель Vali, Vaux иVaudray, имел девизом Vali, Vaux и Vaudray. Род Mailly выбрал колотушку,Martel de Bagneville – молот, и т. д.7 Старики понималитакие символы. Delphes имел дельфина на своих монетах; Florus – цветокна своей печати; Voconius-Vitulus приказал вырезать на своей теленка,а Цезарь – слона, потому что на пуническом языке это четвероногое называлосьцезарь.

Родос имел эмблемой розу, потому что по-гречески цветок этотназывается родон.8

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи другихпричин. Иногда они служат обозначением заслуг и обязанностей: так магистрыупотребляли на своих гербах бархатные шапки и горностаев; рыцари, имевшиеправо распускать знамя - знамена; мундшенки – золотые кубки; оберегермейстерыи сокольничьи – охотничьи рога и хищных птиц. Знаки эти означали то залогревностной сострадательности, то воспоминание путешествия к святымместам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две взаимнопожимающие руки – согласие и верность; якорь и столб – непоколебимуюнадежду; шар или хлеб – благотворительность; соты – церковные праздникии гостеприимство; два золотых крыла, распущенных на лазоревом поле,были на гербе Дориоля (Doriole), канцлера Франции, знаком возвышенныхпомыслов. Два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку, вихри(вид голубя.), сердце, пронзенное стрелой, кольца, роза с шипами и безшипов, дерево, перевитое гибкими ветками плюща – были во французскойгеральдике оригинальными знаками нежности и любви.2

Города заимствовали свои эмблемы от своих особенностей.Фрисландия, страна низменная, имела в гербе листья кувшинника(nuneghar) и волнистые повязки. Болонья, (Bologne), на водах которой многолебедей, приняла эту птицу знаком герба. Центр Парижа имеет форму корабля,поэтому в гербе его - корабль с распущенными парусами под небом, усеяннымлилиями. Города Понт-а-Муссон (Pont-a-Mous-son) и Понт-Сент-Еспри(Pont-Saint-Esprit) имеют в гербах мосты; Тур – три башни.

Смуты и крестовые походы особенно увеличивали число эмблемгербов.

Большая часть гербов Италии получила начало в партиях Гвельфови Гибелинов, а также в политических распрях, опустошавших надолгоФлоренцию, Лукку и Пистойю.

Ненависть Йорков и Ланкастеров породила двух соперниц -белую и алую розы.

Сколько выдумано было во Франции различных цветов и кокардво времена потрясений, Лиги и Фронды.

Что касается крестовых походов, то они ввели все виды аллегорическихзнаков. Набожные путешествия воинов объясняют, почему в значительномчисле гербов встречаются раковины, птицы без ног и клюва, золотые монетыи кресты. Раковины были украшением возвращавшихся морем богомольцев.Птицы без ног и клюва - перелетные птицы, как лучшее эмблематическоеподобие рыцарей, которые часто возвращались из Палестины изувеченными;золотые монеты были в геральдике символами выкупа пленных и дани,наложенной христианами на неверных.

Но крест, изображавшийся на одеянии иерусалимских поклонниковкак символ той святой цели, для которой предпринимался поход, вошел взначительное число героев, чтобы служить воспоминанием об этих религиозныхстранствиях.2

Девизы и военный клич. Нам остается сказать о легендах или девизах и военном кличе,которые помещались на гербах независимо от других знаков. Девизы- памятники мужества, вежливости и великодушия – становились дляпотомства храбрецов постоянными уроками; они были, так сказать, сокращениямирифмованных рассказов, которые сочинялись странствующими из замкав замок трубадурами, певшими их под аккомпанемент арфы, лиры и другихинструментов менестрелей; они тождественны, так сказать, с духом рыцарства.3 Часто это бывалиаксиома, пословица, наивное суждение, аналогия знаков герба, согласнаяс наклонностями и вкусами рыцаря. Слава и любовь также создали множествоэтих девизов.

Почти все девизы получали новую силу от эмблем, к которымони относились. Рисовали пустой колчан и ставили к нему девизом: Hoerentin corde sagitoe - его стрелы в моем сердце; бутон розы: меньше показываясь,становится прекраснее; ласточку, перелетающую моря; чтоб найти солнце,покидаю отечество; раковину, обращенную к солнцу: красота ее нисходитс небес; горностая с такими словами: Malo mori quarn foedari – лучше умереть,чем опозориться (это девиз Франциска I, герцога Бретани); бутон подсолнечника:лучам моей звезды открою сердце свое; гранатовое дерево в цвету: каждыйгод новый венец; раненного и спящего под бальзамовым деревом льва, накоторого капает целебный сок: Me lacryma sanat – его слезы меня исцеляют;льва, скованного пастухом: покорен и страшен; смотрящего на солнце орла:один он достоин моего благоговения.9

»Девиз помещается под щитом и служит или воспоминаниемо славных деяниях лица, или побуждением к ним. В девизе заключаетсяплоть и дух, или вернее, идея и мысль герба. Девиз часто бывает аллегорический,и потому есть девизы, состоящие из одной только буквы. Главное их достоинствозаключалось в смысле, который можно было придать девизу. Рыцарскиедевизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни того лица,которое их приняло, нашли себе не одного истолкователя в западнойЕвропе, и, действительно, эта наука могла занимать ум, потому что давалаему пищу: необходимо было знать историю лица, его рода, времени, чтобыразгадать какой-нибудь девиз, краткий и выразительный. Только с XV столетиядевиз стал фразой общепонятной, афоризмом в похвалу красоте и добродетели.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Которым совершил обряд посвящения
Следом за знаменными рыцарями едут судьи в длинных платьяхи с белыми жезлами в руках
Тот да будет побит посреди турнира
Двух для рыцаря
Во времена варварских законов

сайт копирайтеров Евгений