Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

239
Схоластическому направлению в богословской мысли противопоставляется мистическое, выдвигавшее на первое место эмоциональную сторону религии, экстаз и вдохновение. И этот путь был не всегда благонадежным с точки зрения церковного правоверия. Многие из демократических сект имели ярко выраженный мистический характер.
Стремясь создать испытанных борцов с ересью, церковь заботилась не только о вооружении их соответствующими знаниями и о развитии в них умения вести диспуты: она выработала целую систему закалки характера, приучая своих слуг к всевозможным лишениям и физическим мучениям, развивая в них железную дисциплинированность, Эта система "аскетизма", находившая поддержку в учении о дуализме человеческой природы и о греховности тела, должна была доставить "духу" полную победу над слабостями физической природы. Средством для этого служили долгие бессонные молитвы, суровые посты, бичевания, беспрекословное подчинение воле духовного руководителя. В результате этой системы, практиковавшейся в некоторых монастырях, действительно создавались иногда железные характеры, беспощадные к себе и другим, бесстрашно проводившие политику церкви и готовые в ее интересах на мучения и смерть, но чаще эта система ломала и калечила психику, а еще чаще воспитывала святош и лицемеров, прикрывавших монашеской или священнической одеждой далеко не аскетическую жизнь. Реформы XI в. потребовали безбрачия не только от монахов, но и от белого духовенства, чтобы поставить его на исключительное служение церкви, но на практике и священники, и монахи очень мало считались с аскетическими идеалами церкви и своим распущенным поведением вызывали у крестьян и горожан презрение и негодование.
Достигнув наивысшего расцвета в XIII в., католическая церковь вступает с начала XIV в. в период затяжного кризиса, закончившегося в XVI в. реформацией...
Косминский Е. А. Феодализм в Западной Европе. М., 1932, С. 123-136.

240

2. ЦЕРКОВЬ И ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА

Вклад церкви в подъем христианского мира был одним из главных... Церковь на протяжении всего этого периода (XI-XII вв.) покровительствовала купцам и помогала искоренению предубеждения против них, из-за которого праздный класс сеньоров презирал их. Церковь предприняла реабилитацию деятельности, обеспечивающей экономический подъем, и из труда как наказания Господня, которому, согласно книге Бытия, должен после грехопадения предаваться человек, зарабатывая хлеб насущный в поте лица, сделала средство спасения.
Она всячески приспосабливалась к эволюции общества и обеспечивала его необходимыми духовными лозунгами... В качестве противовеса тяжкой реальности она предлагала мечты о совершенстве. В течение всего этого периода, когда медленно созидалось благосостояние, распространялись деньги и богатство становилось все более соблазнительным, церковь снабжала как людей удачливых, беспокоящихся из-за своего богатства (Евангелие ведь выражает серьезные сомнения насчет способности богатого попасть в царствие небесное), так и подавленных нищетой и ее идеологическим оправданием, апологией бедности.
Это явление наметилось в XI в. в многочисленных усилиях вернуться к евангельской простоте, приведших к реформированию духовенства и обновлению института каноников, подчиненных так называемому уставу св. Августина, а расцвет порожденного им движения пришелся на конец XI -начало XII в. Оно вызвало к жизни новые монашеские ордена, утверждавшие необходимость удаления от мира ради обретения в одиночестве тех истинных ценностей, которые западный мир, казалось, все более утрачивал. Эти ордена, проповедуя ручной труд, обращаясь к новым видам хозяйственной деятельности, в которой новые способы обработки земли, как трехполье, сочетались с более интенсивным скотоводством и производством шедшей на нужды сукноделия шерсти, а также используя такие технические новшества, как мельницы и кузни,
241
продолжали, совершенствуя, традицию хозяйственной деятельности, начало которой было положено бенедиктинцами...
...Более всего в течение этого периода жажду чистоты среди народных масс утоляли личности маргинальные, религиозные анархисты. Это были малоизвестные нам отшельники, расплодившиеся по всему христианскому миру, которые, занявшись поднятием нови, скрывались в лесах, где их осаждали посетители, или обосновывались в таких местах, где могли помочь путешественникам найти дорогу, мост или брод; не испорченные политикой официального духовенства они становились наставниками бедных и богатых, .скорбящих и влюбленных. С посохом, символом магической силы и страннической жизни, босой и в одежде из шкур - этот образ отшельника завоевал литературу и искусство. Он воплощал беспокойство общества, которое в условиях экономического подъема с его противоречиями искало убежища в одиночестве, открытом, впрочем, миру с его проблемами.
Но успешное развитие городов отодвинуло на второй план и сделало анахроническим и старое и новое монашеское и отшельническое движение, связанное с сельским, феодальным обществом. Продолжая приспосабливаться, церковь произвела новые ордена - нищенствующие. Сделала она это не без труда, не без колебаний. К 1170 г. лионский купец Пьер Вальдо с учениками, лионскими бедняками, которых позднее прозвали вальденсами, зашли в критике церкви столь далеко, что наконец порвали с ней. В 1206 г. сын богатого ассизского купца Франциск вступил как будто бы на тот же путь. Собравшиеся вокруг него единомышленники, поначалу двенадцать "меньших братьев", братьев миноритов, были озабочены лишь тем, чтобы смирением и абсолютной бедностью, обрекавшей на нищенство, способствовать очищению этого испорченного мира. Суровость их обета беспокоила церковь. Папы (Иннокентий III, Гонорий III, Григорий IX), римская курия и епископы стремились навязать Франциску и его товарищам устав, сделав из них орден, входящий в церковную организацию. Франциск был охвачен сильным душевным смятением, разрываясь между своим строгим идеалом и
242
страстной привязанностью к церкви и ортодоксии. Он уступил, но сам удалился в пустыню... Его орден после него долгое время раздирался борьбой между ревнителями абсолютной бедности и сторонниками приспособления к миру. Папство поддерживало умеренных, выступая против экстремистов, называвших себя братиками, которые кончили тем, что, как и вальденсы, порвали с церковью.
В то же самое время, когда выступление Франциска привело, вопреки его намерениям, к появлению ордена братьев миноритов, или францисканцев, знатный испанский каноник Доменик Гусман охотно принял от папы устав для небольшой группы проповедников, которых он объединил, чтобы проповедью и примером бедности вернуть на путь ортодоксии еретиков. Современники, братья минориты и братья проповедники, получившие название доминиканцев, стали душой нищенствующих орденов, образовавших в XIII в. новое воинство церкви. Их своеобразие и доблесть состояли в том, что они решительно повернулись к городской среде. Именно этому новому обществу они проповедью, исповедью и своим примером стремились дать ответ на возникшие новые вопросы. Они перенесли обители в людные города. Карта францисканских и доминиканских домов в конце XIII в. - это карта городской сети христианского мира...
...Однако, несмотря на успешную адаптацию, церковь, и далее применявшаяся к эволюции христианского мира, уже не могла им руководить как в раннее Средневековье. С конца XII в. новые ордена цистерцианцев и премонстрантов стали терять свое влияние. Даже к нищенствующим орденам отношение уже было не единодушным: коль скоро труд становился базовой ценностью нового общества, допустить, что можно жить нищенством, было непросто. Университетские преподаватели, писатели, которые были, несомненно, выразителями более широкого общественного мнения, сильно попрекали братьев их нищенством... В глазах части народа доминиканцы и францисканцы были символом лицемерия, а первые к тому же вызывали ненависть тем, что возглавляли репрессивную борьбу с ересью, взяв в свои руки инквизицию. Первый домини
243
канский мученик св. Петр Страстотерпец был убит в Вероне в 1252 г. взбунтовавшимся народом, и его образ с пронзенной кинжалом головой был во множестве распространен усилиями ордена.
Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 81-85.

3. БОЖИЙ МИР
Из Рауля Глабера

Kн.IV, гл. 5. В 1000-й год от страстей Христовых [в 1033 г. от Р. X.] ...епископы, аббаты и другие преданные делу святой веры мужи всякого звания стали созывать собрания церковных соборов, прежде всего в областях Аквитании. Провинции Арля, Лиона и всей Бургундии, до крайних пределов Франции, следовали этому примеру. Издавались по всем епархиям распоряжения, чтобы прелаты и магнаты королевства собирались в определенных местах на соборы для установления мира и поддержания веры. При оповещении [о том] с радостью сходился во множестве весь народ - великие, средние и малые. Все ожидали решения пастырей церкви, дабы подчиниться ему с не меньшим послушанием, как если бы голос, провозглашенный с небес, посылал на землю оповещение людям; ибо страшила всех память о бедствиях минувшего времени [о голоде 1027 г.] и боялись, что не в состоянии будут воспользоваться обилием грядущего урожая. Постановления соборов, расписанные по главам, содержали не только то, что запрещалось совершать, но также и благочестивые обеты, которые решили принести в дар всемогущему господу. Важнейшим из них было постановление о соблюдении нерушимого мира; гласило оно, что каждому человеку любого звания, в чем бы ни был он ранее виновен, с полною безопасностью можно ходить без оружия; похитителя же или захватчика чужого имущества
244
по всей строгости закона либо имения лишать, либо подвергать тягчайшим телесным наказаниям. А святые места по всем церковным областям чтить и оказывать им особое уважение: если бы виновный искал там убежища, можно ему выходить без обиды, за исключением нарушителей постановлений, касающихся сохранения настоящего мира; таковым же, даже если их схватывали бы у подножья алтаря, не избегать наказаний за преступления. А всем клирикам, монахам, монахиням, также тем, кои вместе с ними по стране путешествуют, ни от кого не терпеть никакого насилия... Постановления эти всех [присутствовавших] зажигали столь великим одушевлением, что, когда епископы поднимали жезлы свои к небу, они с простертыми к господу дланями единодушно взывали: "мир, мир, мир"... Кн. V, гл. 1. В то время, по внушению благодати божией, сначала в областях Аквитании, а потом постепенно и по всей территории Галлии стали из-за страха и любви божией утверждать следующее соглашение: чтобы с вечера среды и до утра понедельника не дерзал никто из смертных ни отнимать что-либо у кого бы то ни было силою, ни удовлетворять свое мщение какому-либо врагу, ни даже требовать залога от поручителя. Тому же, кто осмелился бы нарушать это общественное постановление, либо платиться жизнью, либо быть отторженному от общества христианского и изгнанному из родины. Всем было угодно... именовать [это соглашение] божиим перемирием...

Постановление Тюлюжского собора 1041 г. о божьем мире

1. Вот мир, учрежденный епископами, аббатами, графами, виконтами и другими богобоязненными магнатами всей епархии (Нарбонской), именно: отныне и впредь да не дерзает никто силою врываться в церковь, церковную ограду, кладбище и жилище, кои есть и будут около церкви...
2. Мы не ставим под охрану этого мира церквей, в коих устроены или будут устроены замки; относительно же церквей, в коих грабители и тати сложили награбленное
245
и похищенное и из коих отправляются они на преступное дело.., повелеваем, чтобы и эти церкви были безопасны, доколе не поступят жалобы на преступное дело епископу или... каноникам... Если же епископ или... каноники... разберут дело преступника и вынесут приговор, а он подчиниться этому приговору не пожелает, тогда... и самому ему и имуществу его безопасностью в означенной церкви не пользоваться...
3. Определили также, чтобы никто не дерзал нападать на невооруженных клириков, монахов или монахинь и обиду им или какое-либо зло учинять. Никто да не дерзает причинять вред общинам каноников, монахов или монахинь, а также землям и владениям, коим церкви нашей епархии, невооруженные клирики, монахи и монахини пользуются... А если кто сделает это, вдвойне им обязан дать возмещение...
5. Никто да не дерзает сожигать или разрушать жилища крестьян или клириков, а также голубятни их и сараи. Крестьянина, крестьянку, невооруженных клириков, монахов или монахинь никто да не смеет убивать, ранить, увечить, схватывать и подвергать наказанию иначе, как за вину их.., и, однако, лишь после судебного разбирательства... Одежд, плугов и кирок у крестьян не отнимать. Оливковых деревьев не сжигать и их плодов не губить.
6. Постановили еще, чтобы никто чужого имущества не присваивал ни в виде залога, ни по другой заключенной с кем-либо сделке, если должное будет уплачено...
7. [Перечисляются дни перемирия]... Если же кто во время этого перемирия по своей злой воле, без всякого повода человека умертвит.., определили тому быть во все дни его жизни в изгнании. Если же совершит это по какому-либо поводу, быть ему в изгнании на срок, какой положит епископ с канониками... А тяжбам и разбирательствам о нарушении мира и перемирия божия быть перед епископом и канониками его во всякое время.
Социальная история средневековья. Т. 1. М.,Л., 1927. С. 249-252.

246

4. ЕРЕСЬ ДОЛЬЧИНО

О секте тех, которые называют себя принадлежащими к ордену апостолов и уверяют, что они живут жизнью апостолов и соблюдают евангельскую бедность, написано то, что следует дальше, а именно когда эта секта началась и как и кто был ее зачинателем, а также о ее заблуждениях, дабы знали об этом нынешние люди, равно как и те, кто будет жить после них
...Около 1260 г. появился некий Герардо Сегарелли из Пармы в Ломбардии, который выделялся злыми намерениями как своими, так и многих своих приверженцев. Этот человек, желая казаться совершенным, выдумал новый образ жизни и, прикинувшись кающимся, своими выдумками и баснями привлек на свою сторону многих, ставших его учениками и последователями. Создав с ними постепенно нечто вроде монашеского ордена и тайно влив в них заразительный яд своего учения, он стал выступать против общего статуса святой римской церкви, против прелатов всего клира, против монахов и всех монашеских орденов, против белого духовенства, как об этом будет сказано полнее в том, что последует. Внушив своим слушателям под личиной поддельной святости, что он хочет следовать жизни и путям апостолов и, как поступали апостолы, проповедовать им покаяние и учить новой жизни, не понимая того, что более старые пути более спасительны. Поэтому он назвал своих учеников и последователей апостолами и хотел, чтобы они именно так назывались, дабы они жили, не повинуясь никому, кроме бога, как и первые апостолы господа нашего Иисуса Христа. Пагубную же свою секту не столько своим авторитетом, которого у него не было, сколько своею наглостью, которая у него была большая, он постановил назвать орденом апостолов, которые должны были рассеяться по всему свету подобно монахам нищенствующих орденов, которые просят милостыню и живут ею, и должны были бы проповедовать повсюду народу: "Покайтесь, ибо приблизилось царствие божие". И многое тому подобное, что на первый взгляд казалось бы добром слушателям, особенно простым людям.
247
Многочисленные заблуждения, вымышленные умом его, он передал своим последователям, поучая их, чтобы они не открыто и не при всем народе, но тайно держали их и поучали других. И так с самого начала они ходили в плаще, прикрывшись наподобие монахов, иногда в сандалиях, а иногда и босыми; они отступали от обычного вида верных христиан, от их жизни и от их обычаев и делали вид, что они ведут совершенную жизнь и апостольскую, показывая народу своим внешним видом, своими жестами, своим поведением, что они следуют евангельскому учению. А на самом деле жизнь их была внутренне далеко не так совершенна и внешне постыдна, а их учение на их тайных собраниях было в такой же степени еретическое, как и безумное. Вследствие этого с самого начала под таким монашеским покровом эта злокачественная болезнь приняла большие размеры отчасти потому, что никто не выступит против этих волков в овечьей шкуре. А простые люди принимали ложный образ их святости [за подлинную святость], благодетельствовали им, давали им милостыню. И таким образом в течение 20 лет они выросли численно сверх всякой меры, и дело шло все хуже.
...После запрещения [в 1285-1287 гг.] эта зловредная секта мало-помалу стала численно уменьшаться, и верные стали ее избегать. Однако, ввиду того что она распространялась в течение долгого времени и широко в различных частях мира, ее не могли полностью вырвать с корнем тогда же, т. е. во времена папы Гонория IV, как вследствие ее популярности среди простых людей, так и вследствие небрежности со стороны прелатов. И так как не было руки, которая бы вырвала ее с корнем, сыны дьявола умножились и росли еще во времена, когда их главою был Герардо, ересиарх и вождь неправедный. Так как их заблуждения и ересь в последующее время приобретали все больший вес, инквизиторы начали расследовать в Италии это дело, используя авторитет апостольского престола, и [стали] выступать против этих еретиков. А сам Герардо продолжал жить и при папе Бонифации VIII [1294-1303 гг.], имя множество учеников и проповедников, так что почти через 50 лет после начала своей деятельности
248
упомянутый выше Герардо рвением и заботами инквизиторов из ордена доминиканцев, уполномоченных по Ломбардии, был схвачен как еретик, от каковой ереси он отказался. И однако, брат ордена доминиканцев Манфред Пармский, инквизитор, на исповеди вскрыл, что этот Герардо снова впал в ересь, от которой он отрекся. Установив это, названный инквизитор по торжественному постановлению совета многих юристов того и другого права [гражданского и канонического] и множества монахов и клириков, соблюдая процессуальные формы, по единогласному решению передал в Парме названного Герардо в руки светской власти как еретика, отрекшегося и снова впавшего в ересь. И был он предан огню там же и сожжен...
После того как ересь была ликвидирована и Герардо ересиарх сожжен появился Дольчино, незаконный сын священника Наваррского диоцеза, один из учеников названного выше Герардо, в качестве наставника в заблуждениях и неправильных учениях и сделался главой и Знаменосцем этой секты и сообщества не апостольского, а дьявольского, прибавляя к прежним заблуждениям новые, как о том станет ясным ниже... Названный же Дольчино объединил в своей секте и ереси много тысяч людей обоего пола, особенно в Италии и Тоскане и в других соседних областях, и передавал им свое зловредное учение, и на основе своего духа, не столько пророческого, сколько фанатичного и безумного, много предсказывал о будущем, уверяя и сочиняя, что он имеет откровение от бога, который даровал ему дух пророческого понимания. И во всем этом он оказался лживым и сам обманулся вместе со своей проклятой Маргаритой, своей женой и подругой в заблуждениях, как об этом повествуется дальше.
А вот заблуждения их [Сегарелли и Дольчино], как это выяснилось из показаний сожженного Сегарелли и некоторых учеников Дольчино, ставших впоследствии на путь праведный.
1. ...Они тайно учили там и тогда, когда они могли сделать это возможно самым тайным образом, что весь авторитет, данный господом нашим Иисусом Христом рим
249
ской церкви, отнят у нее и давно уже не пребывает в ней из-за греховности прелатов и что римская церковь, которая находится в руках папы и кардиналов, и клириков, и монахов, не есть церковь божия, а осужденная церковь и бесплодная.
2. Что римская церковь есть та блудница, которая отошла от веры христовой и о которой пишет Иоанн в своем Апокалипсисе.
3. Что вся та власть духовная, какую дал церкви Христос вначале, перенесена на их секту, которую они сами называют сектой апостолов, или апостолическим орденом, и эту секту они называют духовной конгрегацией, посланной от бога и избранной в эти последние дни; они сами и другие такие же имеют власть, какую имел св. апостол Петр.
4. Что Герардо Сегарелли Пармский, названный выше, был началом секты и ее создателем, а он, как говорит и уверяет Дольчино, был новым древом бога, разрастающимся на корне веры, в котором бог начал приводить церковь свою к общению, совершенству, к жизни и к порядку, к бедности первоначальной церкви и к тому ее положению, в каком вручил Христос церковь свою св. Петру Апостолу.
5. Только они одни, которые называются апостолами названной выше секты, или конгрегации, суть церковь божия, и они находятся в состоянии такого совершенства, в каком пребывали первые апостолы Христа. И поэтому они считают, что они не обязаны никому повиноваться, даже самому папе и никому другому, ибо их правило, которое они получили от бога, есть свободное и самое совершенное.
6. Ни папа и никто другой не может им приказывать, чтобы они покинули свои порядки или столь совершенную жизнь, и не может их отлучать от церкви...
11. Никакой папа римской церкви не может кого-либо освобождать от грехов, если он только не будет таким же святым, каким был св. апостол Петр, т. е. он должен жить во всемерной бедности и не иметь собственности, быть смиренным, не поощрять войн и никого не преследовать, но каждому предлагать жить в его свободе.

250
12. Все прелаты церкви римской, как высшие, так и низшие, со времени св. папы Сильвестра, после того как они отклонились от образа жизни первых святых, - вероломцы и соблазнители, за исключением брата Петра де Муроне, который был папой под именем Целестина1.
14. Светские люди не обязаны давать десятину никакому священнику и никакому прелату римской церкви, которые бы не были столь совершенными и столь нищими, какими были первые апостолы, и поэтому они говорят, что не следует давать десятины никому, кроме них самих, которые называют себя апостолами и суть христовы нищие.
18. Они утверждают, что освященная церковь имеет для молитвы богу не большее значение, чем конюшня или помещение для свиней...
19. Поклоняться Христу можно так же хорошо в рощах, как и в церквах, и даже лучше...
...Названный выше Дольчино, между прочим, уверял, что ему ниспослан дух пророчества и ему это открыто богом, что в 1305 г. Фридрих, король Сицилии, сын бывшего короля Петра Арагонского, станет императором и установит в Италии десять королей, а папу, кардиналов и всех прелатов церкви и всех монахов убьет, кроме тех, которые перейдут на сторону Дольчино и его последователей, и тогда Дольчино будет возведен на папский престол и будет властвовать в церкви вместе со своими последователями...
Дольчино учил также, что церковь прошла через четыре статуса состояния.
Первый статус был хорошим и смиренным, бедным и способным к совершенству, и это было во время Христа и апостолов.
Второй статус тоже был хорошим, и почитаемым, и богатым, и это было во времена св. Сильвестра.
Третий статус был и сейчас продолжается. Он богат, жаден, прелюбодействен, честолюбив и горд, и этот статус был и сейчас продолжается.

1 Предшественник Бонифация VIII, добровольно сложивший с себя звание папы.

251
Четвертый таков же, как и первый, и ведет он свое начало от Герардо Сегарелли Пармского, который, будучи послан богом, первый после апостолов в последние времена положил начало пути совершенства...

Конец Дольчино и его армии

...В марте месяце упомянутый выше епископ (епископ Верчелльский и герцог Савойский объявили крестовый поход против Дольчино и его сторонников, поднявших восстание в 1305 г.) объявил сбор войскам по всей своей земле против этих неверных еретиков, ибо он видел, что земли его почти целиком разорены, а жители их вынуждены просить милостыню. И поэтому, уповая на милость божью и на помощь св. Евсевия и всех святых, он решил испытать судьбу и атаковать еретиков всеми своими силами несколько раз в течение страстной недели. И в четверг под пасху люди, которые сражались с еретиками, взяли укрепление, которое находилось возле места, называемого Ставелло, и в долине Ставелло битва продолжалась почти весь день воскресенья, и большая часть неверных была убита. А также и среди христиан было много раненых; многие неверные сброшены были в реку, которая теперь называется Кариаке, и уверяют, что вода этой реки была красной как кровь из-за убитых, которые были в нее сброшены. Итак... после долгой битвы и больших усилий брат Дольчино был взят в плен в горах Тривера вместе с Маргаритой Тридентской, его женой, и Лонгино из Бергамо, который был из знатного рода де Серо или де Сакко; и были среди взятых в плен вожаки этой секты, которых вышеназванный г-н епископ очень желал взять живыми, дабы воздать им по заслугам, поскольку они были причиной многих несчастий.
И там же, в тот же день было предано огню или утоплено в реке больше тысячи, а некоторые обезглавлены... Затем епископ созвал прелатов, и представителей черного духовенства, и многих светских юристов и после тщательного обсуждения и зрелого решения передал названных Дольчино, Маргариту и Лонгино светской власти. И вот Маргарита была сожжена первой, будучи вознесена на высокий столб, как в амфитеатре, и так там поставлена,
252
чтобы видна была всем. И так была сожжена на глазах самого Дольчино. После этого Дольчино и Лонгино, связанные по рукам и ногам, были поставлены высоко на телегу, чтобы видно было всем, а перед их взором был поставлен горн, полный огня, для того чтобы накалять клещи и жечь их тело, что делали палачи, которые раскаленными железными клещами раздирали их тело, время от времени кладя щипцы в огонь. В таком виде они были повезены по многим улицам, дабы их наказание длилось дольше и было суровее... И, однако, ни один из них, ни даже Маргарита, не изъявили согласия, несмотря ни на просьбы, ни на подкуп, ни каким-либо иным способом обратиться к господу Иисусу Христу и к истинной вере католической. Так они, жестокосердные и упрямые, погибли достойным жалости образом.
Хрестоматия по истории средних веков. Т. 2. М., 1963. С. 517-522.

5. РУКОВОДСТВО БРАТА ДАВИДА О ПРИЕМАХ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЕРЕТИКОВ
(ОК. 1260 г.)
30. Запомни, хорошенько!

Безошибочно знай, что до тех пор, пока еретик или приспешник еретиков старается уклониться от выдачи других еретиков и соумышленников их, их заблуждений и тайн, никоим образом нельзя верить, что он искренне и вполне вернулся к вере и церкви...
31. Некогда они совершенно не соглашались на клятву, и поэтому легко было их уличать и казнить в большом количестве. Но вот, став теперь осторожнее, чтобы не сгинуть совсем, они отрекаются и клянутся всеми правдами и неправдами, дабы выпутаться, - за исключением редких, которые тем упорнее открыто исповедуют свои заблуждения; этих людей они считают "совершенными" и почитают за наставников и всячески заботятся, чтобы таковых у них не захватывали; ибо
253
с изъятием их нетрудно уловить их соумышленников, и сделать это можно по пяти верным признакам:
32. Как уличается приспешник еретический.
Первое. Те, которые тайно навещают их ("совершенных"), когда они содержатся в тюрьме, и перешептываются с ними и снабжают их пищей, берутся на подозрение, как последователи их и соучастники. Второе. Те, которые сильно плачутся о задержании их или смерти, были, очевидно, особливые их друзья при жизни; ибо быть долго в дружбе с еретиком и не видать его ереси едва ли вероятно. Третье. Если кто распространяет слух, что те несправедливо осуждены, тогда как на самом деле они были явно уличены или даже сами сознались в ереси, тот, очевидно, одобряет их учение и допускает ошибку церкви, их осудившей. Четвертое. Если кто станет со скорбным лицом смотреть на преследователей еретиков и на успешных их обличителей, так что при желании можно подметить это по глазам, носу и по выражению лица, и не сможет глядеть им прямо в глаза, тот берется нарочито на подозрение, что он питает ненависть к тем, кто огорчил его сердце, настолько, что это отражается даже на лице, и, значит, любит тех, о гибели коих столь скорбит. Пятое. Если кто-либо попадется в том, что тайно собирает ночью, как реликвии, кости сожженных еретиков, - ибо они, несомненно, почитают святыми тех, чьи кости собирают, как святыню, - такие лица - еретики...
Сии признаки дают значительное право заподозревать их в ереси, хотя еще не вполне достаточны для осуждения, если не присоединяются другие доказательства, из которых совершенно явствует, что они совершали все это во славу ереси. И если будут такие, которые сумеют и захотят мудро проследить их и с благословения епископа прикинутся сторонниками и друзьями еретиков и сумеют поговорить с ними осторожно, без лишней лжи, и которые не внушают опасения, что они заразятся от них, - такие могли бы проникать во все их тайны, узнавать обычаи и речи, устанавливать личности еретиков и их сторонников, выслеживать их притоны и сходбища и отчетливо замечать и записывать все, чем отдельные лица могут быть уличены
254
в ереси, выведывать также, когда присутствуют их учителя или когда они собираются вместе, с тем чтобы своевременно указывать это и многое другое инквизиторам, и давать их схватить и выступать по закону свидетелями против них, что много поможет церкви в искоренении еретической мерзости. То же будет достигнуто, если некоторые из бывших прежде в их секте, вернувшись к истинной вере, честно все выдадут, получив обещание, что за это строгость закона смягчится для них в покаяние...
33. О том, как добиться сознания в ереси.
Того, кто не слишком еще погряз в ереси, можно иногда вернуть угрозой смерти, и дается ему тогда надежда сохранить жизнь, если он пожелает чистосердечно признаться в заблуждениях еретического учения и выдать других, кого он знает из секты. Если же он откажется это сделать, он опять отправляется в тюрьму, и ему внушается страх, что против него есть свидетели, и что если он будет уличен свидетелями, то без всякого милосердия предадут его смерти; кормят его впроголодь, так чтобы страх совсем его ослабил, и не допускают к нему никого из его товарищей, чтобы тот не укрепил его и не научил хитро отвечать и никого не выдавать; и вообще никого к нему не пускать, только изредка двух надежных и испытанных людей, которые осторожно, как бы сочувствуя, станут увещевать его избавиться от смерти и чистосердечно сознаться, в чем и как погрешил, и пообещают ему, что, сделав это, он может избегнуть сожжения.
Ибо страх смерти и жажда жизни смягчают сердца, ничем иным не смягчаемые.
Говорить же им вкрадчиво: не бойся и спокойно сознайся, если ты, быть может, считая их за добрых людей, которые учат тому-то и тому-то, доверился им, охотно слушал их, поддерживал их из своего имущества, порой принимал их в своем доме и даже исповедывался у них, делая это по простоте своей и из любви к ним, считая их добрыми и ничего дурного про них не зная; а обмануться в этом ведь могут и люди значительно помудрее тебя.
34. О том, сколь осторожно надо вести допрос.
Если после этого он начнет подаваться, размякать и
255
захочет кое-что сказать, что он иногда от подобных учителей в укромных местах слышал об евангелии, посланиях или тому подобном, то тут же, по горячим следам, спросить его, учили ли эти учителя тому-то и тому-то, а именно, что чистилищного огня нет, что молитвы за умерших не помогают, что дурной священник, сам погрязший в грехе, не может и другим отпустить грехи, и вообще о таинствах церкви. А потом осторожно выспросить, считает ли он сам учение их хорошим и истинным; если да, то он уже сознался в исповедании ереси... Если же ты прямо спросишь его, верит ли он сам всему вышеуказанному, он отвечать не будет, боясь, что ты хочешь изловить его и обвинить в еретичестве, почему и следует ловить его осторожно, иным путем, как я сказал; ибо хитрую лису надо ловить лисьей же хитростью...
Средневековье в его памят-никах//Сб. переводов. Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913. С. 256-259.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


О соперничестве крупных сеньоров
Католическую церковь
Студенты лишь причислялись к нему через своих наставников

сайт копирайтеров Евгений