Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Военное счастье уже склонялось на сторону турок... И можно было видеть полное содрогания зрелище, ибо ромеи и латиняне, препятствующие придвигающим к стенам лестницы, одни были ими рассечены, другие же, закрыв глаза, падали со стены, сокрушив тела и ужасным образом лишаясь жизни. Лестницы же стали турки приставлять теперь беспрепятственно и поднимались на стену, как орлы летящие.
Дука. История//Хрестоматия по истории средних веков. М., 1961. Т. 2. С. 654-655.

24. ФИЛОСОФИЯ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

...Философия IV-VII вв. - непосредственное продолжение позднеантичной философии. Она перенимает школьную традицию последней, ее понятийный аппарат и рабочие навыки мышления, ее терминологию, распорядок ее дисциплины. Конечно, акценты неизбежно передвигались, но само передвижение соотносилось с заданной точкой отсчета и проходило в рамках заданной системы. Сознательный традиционализм, определявший формы профессиональнофилософского мышления, проявлялся, между прочим, в том, что новое сплошь да рядом преподносилось как комментарий к старому - к какому-нибудь античному тексту... Позднее тексты ранневизантийских христианских мыслителей сами становились объектом комментирования, подчас по-своему творческого... Философия IV-VII вв. - порождение эпохи, когда основной формой идейной борьбы была борьба религий и религиозных исповеданий. Уходящее язычество сопротивлялось христианству. Гностические и хилиастические ереси отстаивали себя в споре с церковью.

348
Арианство выступало против никейской ортодоксии, несторианство - против эфесской ортодоксии, монофиситство - против халкидонской ортодоксии, оспаривая авторитарный статус церковной доктрины...
Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли// Культура Византии. IV - первая половина VII в.
M., 1984. С. 42-43.

25. КОНСТАНТИНОПОЛЬ - ЦЕНТР ПРОСВЕЩЕНИЯ В ВИЗАНТИИ

Константинополь, после того как он был провозглашен столицей государства и резиденцией августов, становится главным центром просвещения в империи. Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. Вслед за ними в Константинополь съезжаются многочисленные слушатели. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Существование их подтверждает закон Феодосия II от 27 февраля 425 г. ...У нас нет конкретных сведений ни о программе, ни о системе преподавания в этих учебных заведениях. Вероятнее всего, педагоги придерживались эллинистических традиций. Самыми выдающимися учителями данного периода были Ливаний, который дважды приезжал в Константинополь и несколько лет вел там занятия по риторике, и Фемистий, которого современники считали главным инициатором культурного развития города и превращения его в центр философского образования.
В царствование Юлиана, Валента, Феодосия I и Аркадия окончательно укрепилось положение Константинополя как культурного центра империи. В 425г. указом Феодосия II в столице был основан университет. В нем были учреждены
349
кафедры греческой и латинской грамматики и риторики, права и философии. Обучение велось на греческом и латинском языках. Общее число преподавателей было определено в 31 человек, из них 10 греческих и 10 латинских грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, два профессора права и один философ.
Самодурова 3. Г. Школы и образование // Культура Византии. IV - первая половина VII в. С. 500-501.

26. ОБРАЗ ХРИСТА В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ

В центре христианской мифологии находится образ Иисуса Христа... Иисус - в полном смысле слова посредник между земным и небесным, ибо он сын Божий и вместе с тем сын человеческий, совершенный Бог и совершенный человек. Он не полубог, но именно существо, чудесным образом сочетающее в себе и божественное, и человеческое. Поэтому в нем обнаруживается удивительная противоположность: с одной стороны, Иисус - Бог, который сидит одесную отцовского престола и который на Страшном суде будет судить праведников и грешников, а с другой стороны, мифологический образ евангельского Иисуса вбирает в себя все, что, казалось бы, может служить уничижению человека: Иисус родом из Галилеи, из палестинского Пошехонья ("Что доброго из Галилеи?" - говорили в те времена); его сопоставляют с рабом, представителем самого униженного сословия, и обрекают на казнь на кресте - самую позорную по тем временам; он общается с грешниками, с распутными женщинами, с мытарями, а накануне решительного дня колебания охватывают его, и он молит Бога-отца: "Пронеси чашу сию мимо меня" (Марк. 14.36). Противоречивость мифологемы Иисуса Христа как бы воспроизводится, кстати сказать, в уже
350
известной нам противоречивости византийской конструкции власти василевса с его всемогуществом и бессилием.
Мифологический образ Иисуса Христа внешне эклектичен, он вобрал в себя множество архаичных элементов, заимствованных из старых религий. Тут и тотемистические представления о боге-агнце и боге-рыбе, элементы земледельческого культа умирающего и воскресающего богазерна и бога-виноградной лозы. Тут и традиционный иудейский образ праведного царя, мессии, помазанника (по-гречески - "христос") божьего. Тут и популярный образ бога-целителя и не менее популярный образ мудрого учителя и чудотворца. И все-таки образ Христа не сводим только к сумме этих традиционных элементов, в нем есть новое - а именно то, что он оказывается посредником, преодолевающим "земное тяготение", связью земли и неба, и в силу этого - спасителем.
Не представление о боге-отце, а именно представление о Христе-спасителе находилось в фокусе богословских дискуссий IV-V В. И это естественно, ибо учение о спасителе-посреднике и есть краеугольный камень христианского мировоззрения...
Каждан А. П. Византийская культура. М., 1968. С. 111- 112.

27. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА

I. Из Конституции "О составлении Дигест".
Император Цезарь Флавий Юстиниан... привет Трибониану, своему квестору.
1. Тогда как среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость, мы, однако, обнаружили, что все отрасли законов, созданные от основания города Рима и идущие
351
от Ромуловых времен, находятся в таком смешении, что они распространяются беспредельно и не могут быть объяты никакими способностями человеческой природы. Нашей первой заботой было начать с живших прежде священных принцепсов, исправить их конституции и сделать их ясными; мы их собрали в один кодекс и освободили от излишних повторений и несправедливых противоречий, дабы их искренность давала всем людям быструю помощь. 2. Совершив это дело... мы приступили к высшему и полнейшему исправлению права - собрать и исправить все римские постановления и включить в один кодекс столько разрозненных томов авторов. И этот труд, на который никто не осмеливался возлагать надежды и которого никто не осмеливался желать, казался нам труднейшим делом и даже невозможным. Но, воздев руки к небу и призвав вечную помощь, мы озаботились этим делом, положившись на Бога...
Дигесты Юстиниана.
М., 1984. С. 19.

28. ВИЗАНТИЙСКИЕ ХРАМЫ

Знаменательно, что раннее христианство вообще начинало с негативного отношения к культу, с призывов к упрощению культа. Напротив, победившее христианство создало пышные формы богослужения, напоминавшие и театральные зрелища, и церемонии императорского дворца. Богослужение шло в специальных помещениях, храмах, функция которых принципиально отличалась от назначения античных храмов. Греко-римские храмы были жилищем статуи бога (кроме того, в некоторых случаях, казнохранилищем города), и доступ внутрь святилища был открыт лишь жрецам. Верующие не выступали участниками религиозных церемоний, но наблюдали их извне. Христианство, распахнув двери храма, сделало верующих соучастниками богослужения. Поэтому в греческом храме основную
352
художественную нагрузку нес экстерьер: зритель воспринимал храм преимущественно снаружи. Византийская церковь (особенно ранняя), наоборот, была лишена бросающихся в глаза наружных украшений - зато ее внутреннее пространство украшалось мозаикой и фресками, колоннадами и арками. Здесь горели сотни свечей, причудливо отражавшихся на мраморе стен и пола, на стеклянных кубиках мозаик; священник и диакон выходили в парадных одеяниях; певчие исполняли гимны, славившие Христа и Богородицу.
Ранневизантийские храмы воздвигались преимущественно в форме базилик, вытянутых в длину зданий, центральная часть которых (нередко разделенная двумя рядами колонн на три "корабля", или нефа) вела к расположенной строго на востоке апсиде, сводчатой нише, где находился алтарь с престолом. Двускатная кровля на стропилах постепенно уступает место куполу, водруженному над центральным квадратом храма.
Ко второй половине IX в. в Византии вырабатывается новый тип храма, получивший название крестовокупольного: базиликальная вытянутость исчезает, свободное пространство словно концентрируется под куполом, опирающимся на четыре опоры. С четырех сторон к куполу примыкают полуцилиндрические своды, образуя в плане подобие "греческого креста", что и дало название этому типу церквей. Восточную ветвь креста замыкает алтарная апсида.
Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее, тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначались к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.
Каждан А. П. Византийская культура... С. 114-115.

12-484 353

29. КНИГОПИСАНИЕ В ВИЗАНТИИ

В Студийской мастерской был выработан новый почерк - минускул. Евангелие - первая известная нам сейчас рукопись, написанная этим почерком. Буквы связаны между собой, а не стоят раздельно, как имело место до сих пор при унциальном письме. Такой почерк позволял писцу быстрее чертить литеры. Кроме того, текст, написанный связным письмом, занимал гораздо меньше места, чем написанный раздельным. Это было крайне важно при той дороговизне пергамена, которая существовала в средневековье.
Вместе с писцами в скриптории работали и художники. Очевидно, как все монахи монастыря, они подчинялись строгим правилам, установленным Феодором (Студитом, игуменом монастыря). Созданию икон и миниатюр этот знаменитый игумен придавал большое значение в тот период, когда особенно страстно сопротивлялся иконоборцам. О том, что в монастыре находилось много икон, можно судить по тому свидетельству, что в одно из вербных воскресений Феодор организовал процессию. Во время нее каждый из участников, монахов Студиоса - а их было около трехсот, - держал в руках икону как символ борьбы за иконопочитание. Мы знаем также, что Феодор послал кесарю Варде икону Богоматери. Над могилой Феодора было помещено его изображение.
Возможно, хотя доказательства этого и отсутствуют, в Студийском монастыре была исполнена в первой половине IX века Псалтирь, которая по фамилии своего бывшего владельца называется Хлудовской. (Ныне она хранится в отделе рукописей Государственного Исторического музея в Москве.) Рядом с текстом псалмов на полях этой рукописи помещены разнообразные по своим темам изображения. Все это подкрашенные рисунки, свободно разбросанные на желтоватом пергамене. Их более двухсот. Они не ограничены рамой. Для того чтобы сделать ясным зрителю их сюжет, художник часть из них соединяет линиями с теми строками, к которым они относятся.

354
Пропорции фигур не отличаются классической красотой, движения выразительны, лица экспрессивны. Иногда художник, помещает персонажей в три четверти или в профиль к зрителю, что говорит о развитии повествовательного начала.
Среди сцен Нового завета, которые, по мнению средневековых теологов, были предсказаны в псалмах, встречаются, что для нас особенно важно, эпизоды, связанные с современной художнику действительностью. Во многих сценах он изображает иконоборцев, причем показывает их как отрицательных персонажей. У них длинные, доходящие до пояса языки, что демонстрирует бессмысленность тех многочисленных речей против икон, которые они произносят. В сцене, где иконоборцы хулят образ Иисуса Христа, они представлены с растрепанными волосами и ожесточенным выражением лиц.
Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. Л., 1981. С. 93-95.

30. КОНСТАНТИНОПОЛЬ - ЦЕНТР ВИЗАНТИЙСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

Наряду с частными учебными заведениями в Константинополе функционировали называемые иногда "университетами" высшие школы, организуемые либо императорами, либо от их имени регентами. Это были государственные учреждения, возникавшие благодаря покровительству просвещенного правителя, увлеченного науками и стремящегося возродить их изучение. На содержание профессоров, занимавших весьма видное место в столичной иерархии, и студентов выделялись довольно значительные средства. Обучение в них было бесплатным и теоретически было доступным представителям всех социальных слоев в империи. В действительности же здесь получала образование византийская элита, так как поступающие в них должны были обладать определенным минимумом знаний, приоб
12* 355
ретаемых на более низких ступенях обучения, большей частью платных. Число студентов в государственных школах было невелико. Главной задачей, стоящей перед ними, была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи свободных искусств, являющихся базой обучения. Богословие среди них отсутствовало. Высшие государственные школы имели светский характер на протяжении всей истории своего существования. В штат "университетов" были включены профессора по отдельным дисциплинам, обеспечивающие высокий уровень их преподавания, это отличало их от частных школ, где почти всегда занятия вел один педагог.
Самодурова 3. Г. Школы и образование // Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. М., 1989. С. 394.

31. ЛИТУРГИЯ В ВИЗАНТИЙСКОМ ХРАМЕ

Столь же символичными были и богослужебные действия. Важнейшим среди них византийцы считали литургию, во время которой совершалась евхаристия - чудесное воспроизведение рождения и смерти Христа. Евхаристия... не рассматривалась как напоминание или изображение центральной мифологемы христианства - нет, для византийцев она была подобием и символом и, следовательно, каждый раз оказывалась новым воспроизведением евангельских событий. Это было именно чудо. Реальные предметы обнаруживали сверхъестественный смысл: священник разрезал изготовленную из хлеба просфору - но это уже была не просфора, а Дева, богоматерь: он извлекал из нее частицу кубической формы, называемую агнцем, и клал ее на дискос - и это был божественный младенец, лежащий в яслях. Он разрезал агнца крестообразно - и это был символ
356
смерти Иисуса Христа на кресте. Потом диакон подносил вино, смешанное с водой, в специальном сосуде, который назывался потир. Потир и дискос покрывались пеленой, и в этот момент происходило самое главное - пресуществление, превращение хлеба и вина в истинную плоть и кровь Христову. Грань между землей и небом оказывалась преодоленной, и каждый, причащаясь плотью и кровью богочеловека, как бы становился соучастником этого чудесного перехода от материального и грешного мира земли к божественным небесам.
Причащение было таинством, чудом, но чудо стало нормой для христианского мировоззрения...
Помимо причащения, церковь совершала и таинство крещения (византийцы называли его также печатью, "сфрагис"): в отличие от причащения, которое можно было повторять чуть ли не ежедневно, крещение оставалось однократным действием. Погружение в воду, магически освобождая от грехов, знаменовало принятие человека в общину верных, в ряды христиан. Таинствами считались также бракосочетание, поставление священником, покаяние и некоторые другие действия. Сохраняемое поныне в православной церкви седмиричное число таинств устанавливается в Византии, по-видимому, не ранее XIII в.
Византийская церковь стремилась к унификации культа, и тенденция эта становится особенно заметной в конце IX-X в. Именно в это время окончательно вырабатывается пышная программа византийской литургии, а также каноническая система украшения храма и иллюстраций богослужебных книг... Появляется также канонический минологий, свод житий, разделенных по месяцам и дням и предназначенных для богослужебных целей, для чтения в церкви.
Если воплощение сына божьего, согласно христианскому учению, создавало возможность спасения, то культ означал реализацию этой возможности. Следовательно, спасение осуществлялось через богослужение, через литургию, через таинства, и потому церковь как учреждение как бы присваивала себе монополию спасения. Правда, этот принцип никогда не подчеркивался в Византии с такой энергией,
357
как на иерархическом Западе, однако он существовал и здесь, хотя и порождал разнородное и разнохарактерное сопротивление.
Каждан А. П. Византийская культура. С. 118-119.

В эпоху Средневековья монополистом в сфере образования и просвещения была католическая церковь. Долгое время не существовало образования вне церкви и вне духовенства. Подавляющее большинство светского населения - не только крестьяне, но и большая часть сеньоров - были неграмотными и невежественными людьми. Именно из среды духовенства привлекались грамотные люди в королевский и в сеньориальные аппараты управления.
После гибели Римской империи ее высокая культура и сложившаяся в ней система образования разрушились. Ее обломки сохранила церковь, единственная организация раннесредневекового общества, имевшая в этом практическую потребность. Поэтому и в дальнейшем оставаясь достоянием духовенства, образованность была естественно обязана ему своим постепенным распространением, хотя впоследствии все большую роль в этом процессе начинают играть города и государство.
Свое первое возрождение школа пережила при Карле Великом, которому в большом числе потребовались образованные люди для осуществления его имперских реформ. В специальном "Капитулярии о науках" он предписал открыть школы не только для клириков, но и для мирян при каждом соборе и монастыре. Советник императора, глава каролингской Академии Алкуин основал в 796 г. знаменитую школу в монастыре св. Мартина в Туре, которую он позднее возглавил (см. стр. 362-364). Алкуин
359
развивал идеи широкого образования через разветвленную сеть приходских школ, но они, как и многие планы его великого патрона, так и остались на бумаге, а блестящее "каролингское возрождение" захлебнулось в последующих смутах.
Новый подъем средневекового школьного образования начинается с ростом городов в XI-XII вв. И все же в XI-XIII вв. школ было немного и основная масса детей крестьян и ремесленников проходила мимо них. Они получали необходимые трудовые навыки в семье или отдавались в обучение к мастерам. Школы существовали главным образом при монастырях и епископских кафедрах и имели своей целью подготовку духовных пастырей, располагавших набором знаний, которые требовались для богослужения и проповеди. В этих школах господствовала строжайшая дисциплина, поддерживаемая тотальным надзором наставников и телесными наказаниями, в том числе и самым распространенным приемом воспитания - розгами.
Обучение в монастырских и кафедральных (соборных) школах было бесплатным (старшие преподаватели - схоластики или магистры - получали за свои труды соответствовавшие их должности бенефиции и нанимали других, менее обеспеченных учителей), но учащиеся "открытых" школ, в отличие от учеников "внутренних" школ, которые уже в детском возрасте были приняты в монахи или каноники, не получали содержания и могли рассчитывать только на средства родителей или частную благотворительность. Дошедшие до нас сведения показывают, что многие из них жили в постоянной нужде. "Ученик, который часто был оторван от родителей и жил на пансионе у учителя или на постоялом дворе, не вылезал обычно из забот. Ему надо было добыть пропитание, иначе у него не будет "на зубах ничего", как тогда говорили, "кроме церковного звона". Он пьет только воду и ест хлеб тверже мельничного жернова. В доме он выполняет обязанности слуги (как и ученик у ремесленника) - это его посылают на рынок за мясом, которое будут есть другие, тогда как школяр
360
только выскребает котелок" (А. Л. Ястребицкая. Западная Европа XI-XIII веков. М., 1978. С. 104).
Бытовые неурядицы, конечно, не способствовали успехам в учебе. А между тем даже простое обучение грамоте сталкивалось с огромными трудностями: ведь речь шла о том, чтобы научить читать не на родном, а на чужом и непонятном латинском языке и по неразборчивым рукописям, изобиловавшим различными сокращениями и условными знаками. Согласно принятой методике заучивание наизусть молитв с голоса предшествовало изучению азбуки и чтению псалтыри, что требовало от учащегося хорошей памяти, необыкновенной усидчивости, терпения, постоянного внимания.
С ростом городских, цеховых и частных школ все больше значения придается специальным знаниям, образование приближается к практическим потребностям, интересам мирской жизни. Передовая педагогическая мысль того времени пыталась преодолеть традиционную методику бессмысленного зазубривания. Автор анонимного трактата "О школьной науке", рассматривая вопрос о взаимоотношениях между учителем и учеником в процессе обучения, писал: "Подчинение ученика должно состоять в трех вещах: во внимательности, благожелательности и понятливости. Понятливый умом, внимательный в упражнениях, благожелательный в душе. Внимательный - чтобы слушать, понятливый - чтобы понимать, благожелательный - чтобы запоминать" (Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990. С. 125.). Он не только рекомендует ученикам не просто заучивать, а осмысленно воспринимать предлагаемый материал, но и критически подходить к тому, что говорит учитель, подвергать его речи сомнению. Позднее - в XV в. - педагоги-гуманисты разработали методы обучения и воспитания юношества на основе изучения трудов античных авторов. Так, например, советовали при чтении текста каждое слово произносить громко и четко для его лучшего понимания и запоминания. "При встрече с непонятным отрывком необходимо вновь и вновь возвращаться к нему. Затем нужно кратко изложить главу за главой в основных
361
чертах и так до тех пор, пока в ней не останется ни единого слова без объяснения. Если в тексте встречается описание мудрых поступков, изящных выражений или остроумных ответов, то они должны быть заучены наизусть. То, что было выучено на память, обязательно должно быть повторено вечером, через неделю, через месяц. Цель тщательного изучения классической литературы заключалась не только в совершенствовании латинской грамматики, а, что гораздо более важно, в том, что она должна была служить делу воспитания личности, руководством в жизни и украшением ее" (Н. И. Николаева. Педагогические взгляды Гуарино Веронезе//Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала нового времени. М., 1991. С. 161.).
Что касается содержания образования в эпоху Средневековья, то оно определялось унаследованной от античной традиции системой семи свободных искусств, которая подразделялась на начальную ступень - тривиум, включающий грамматику, риторику, диалектику (логику), и высшую ступень (она проникает в общеобразовательную систему только с XIII века) - квадривиум, состоявший из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Учебные программы строились в соответствии с позднеримскими руководствами (см. стр. 364-369.).
Курс начальной школы практически ограничивался грамматикой и счетом. Риторике как ораторскому искусству вовсе не учили, на деле она сводилась к искусству составления писем, грамот и других документов. Особое внимание уделялось логике, которую называли "наукой наук". В арифметику, помимо действий над числами, входило и их символическое толкование. Геометрия до XI в. почти не преподавалась и сводилась по существу к описанию земли и существ ее населяющих (в нее входили многочисленные "Бестиарии", в которых разыгравшаяся фантазия средневековых авторов помещала фантастические описания о растущих на корню баранах, птицах, рождающихся из плодов и т. п.). Впрочем, дети знатных людей и некоторые наиболее одаренные учащиеся "из простых" имели возможность продолжить обучение и по-
362
лучить знания в других областях, ведущие педагоги Средневековья рекомендовали, в частности "благородным людям" изучение "моральных наук" (см. стр. 370-371).1
Объем преподавания значительно расширился с возникновением высших школ - средневековых университетов, непосредственными предшественниками которых были так называемые "всеобщие школы", открытые для всех желающих вне зависимости от их происхождения, национальности и места проживания. В этих школах, получавших привилегии от папы, императора, а иногда от короля и привлекавших своих слушателей, как правило, издалека, последние могли, кроме овладения "семью свободными искусствами", изучить еще, по крайней мере, одну специальную дисциплину: право, богословие, медицину. Старейшая из "всеобщих школ" - медицинская школа в Салерно - прославилась искусством своих выпускниковврачей уже в XI в. Сам же термин "университет" (universitas) первоначально употреблялся для обозначения любого объединения людей, связанных общими интересами и имеющих особый правовой статус, и только с конца XIV в. он стал использоваться применительно к академической корпорации - объединению преподавателей, отделившихся от церковных и монастырских школ.
Средневековый университет как принципиально новое явление общественной и интеллектуальной жизни Западной Европы возникает в непосредственной связи с урбанизацией. Уже в конце XII или начале XIII в. пользовавшиеся европейской известностью всеобщие школы в Париже и Болонье получили ряд привилегий и превратились в университетские корпорации. Болонский университет был главным центром изучения римского права. Он возник на основе городской светской школы - знаменитой уже с конца XI в. школы "глоссаторов", ведущие представители которой впервые стали изучать римское право как целостную систему и разработали новые приемы толкования правовых норм. Мнение болонских "глоссаторов" имело общепризнанный авторитет во всех судах, где применялось
1 См. также Часть третью, Раздел IV.

363
римское право. Приверженные идеям универсализма и единства латинского Запада, возрождения Римской империи болонские юристы пользовались особым покровительством со стороны и императорской, и папской власти, даровавших им целый ряд важных привилегий и оказывавших постоянную поддержку и защиту от притеснений со стороны муниципалитета. Университет также получал материальную помощь из средств церкви: преподавателям предоставлялись бенефиции и доходы с церковного имущества, студентам - общежития. В начале XIII в. в Болонью со всех концов Европы собиралось до десяти тысяч слушателей ежегодно. Именно они первые создали для защиты своих интересов студенческие конфедерации и братства. Им даже удалось на время добиться решающего влияния и подчинить власти избранного из своей среды ректора всех преподавателей. Но уже в конце XIV в. университетская корпорация стала объединять и преподавателей, и студентов.
Парижский университет, в отличие от Болонского, возник в непосредственной связи с кафедральными школами, подчиненными церковным властям (собору Парижской Богоматери), он сложился как организация преподавателей исключительно из сообщества магистров, и его внутреннее устройство имело, таким образом, менее демократический характер. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в дискуссиях на университетских собраниях. В конце XII в. образовались четыре корпорации магистров четырех дисциплин (факультеты): богословия, права, медицины и свободных искусств. Слово "facultas" (букв, "способность") первоначально обозначало особую область знаний, но потом было перенесено на саму корпорацию преподавателей этого предмета. Итак, факультет состоял собственно из одних магистров, а студенты лишь причислялись к нему через своих наставников. Деканы, избиравшиеся магистрами из своей среды, обеспечивали и контролировали учебный процесс, руководили собраниями факультетов, защищали корпоративные привилегии.
Факультет свободных искусств был не равноправен с тремя остальными: по отношению к ним он был только подготовительным, и в студенты "старших" факультетов
364
(богословия, права и медицины) поступали почти исключительно клирики, окончившие курс и получившие степень магистра факультета свободных искусств. Именно на этом, самом многочисленном факультете, сформировались своеобразные землячества, которые были постепенно сгруппированы в четыре "нации": галльскую, пикардийскую, нормандскую и английскую. К "галльской нации" принадлежали также студенты-испанцы и итальянцы, к "английской" - помимо англичан, еще и студенты из занятых англичанами областей Франции, а также из Ирландии, Шотландии и Германии. "Старшие" факультеты не подразделялись на "нации", но учившиеся в них магистры искусств примыкали к своим "нациям", пока не получали докторской степени, дававшей им право стать членами старшего факультета. В отличие от Болоньи, парижские "нации" объединяли не только приезжих преподавателей, но и местных.
Свои корпоративные права университету приходилось отстаивать в многолетней ожесточенной борьбе как с местными городскими властями, так и с капитулом собора, а затем и с королевской властью, опираясь на помощь пап. Повседневная жизнь рождала множество поводов для столкновений, в том числе и вооруженных, нередко заканчивавшихся для студентов весьма печально. Вот описание одного из подобных происшествий: "У могущественного аббатства Сен-Жермен-де-Пре шли вечные пререкания с университетом из-за прилегавшего к монастырю угодья Пре-о-Клер, где студенты проводили все свое свободное время. В 1278 г. отношения этих двух корпораций настолько обострились, что дело дошло до кровавого столкновения. Рассерженные жалобой в суд, которую подал на них университет за возведение ими новых построек, монахи решились основательно проучить своих назойливых соседей. 13 мая студентам дана была "рекреация", и они, ничего не подозревая, по обычаю отправились гулять кругом монастырских стен. Вдруг в монастыре забили в набат, заиграли сбор и сбежавшиеся на этот призыв вооруженные вассалы аббатства с обнаженными мечами ринулись на студентов, крича: "смерть, смерть клирикам!" Студенты пустились было бежать обратно в Париж, но
365
предусмотрительные монахи заняли все трое ближайших городских ворот и перехватывали там беглецов. Студентов ловили, били и секли до полусмерти, а потом кидали в монастырскую тюрьму. Множество студентов получило при этом тяжкие увечья, и двое из них через несколько дней скончались от полученных ран... Филипп III стал решительно на сторону студентов, и властям аббатства пришлось поплатиться за свое самоуправство" (Н. Сперанский. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896. С. 142-143).
Внутренняя организация подавляющего большинства европейских университетов (а их до конца XIV в. возникло в разных странах Западной Европы около пятидесяти) ориентировалась либо на болонскую, либо на парижскую модель. Некоторые итальянские университеты (в Пизе, Флоренции, Павии и др.) представляли собой переходные формы: здесь власть была разделена между студентами, преподавателями и муниципальными властями. Участие студентов в управлении было закреплено и уставами ряда испанских университетов. В нескольких южнофранцузских университетах (в Монпелье, Анжере, Орлеане) студенты в борьбе против церковных властей действовали в союзе с профессурой.
По парижскому образцу строились университеты Северо-Западной Европы: Оксфорд, в частности, перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возник не в епископальном городе, и соответственно его подчинение епископальным властям было гораздо менее угрожающим, чем во французских университетах. История Парижского университета - в сущности история его борьбы за освобождение из-под власти епископа и за ограничение прав епископского канцлера, контролировавшего деятельность университета и, в частности, выдачу дипломов. Напротив, оксфордский канцлер рано перестал быть епископским должностным лицом, его избирали преподаватели, а епископу принадлежало лишь право утверждения. К концу XIV в. Оксфорд полностью освободился от епископской юрисдикции.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Германия как феодальное государство средневековой европы выделилась из состава бывшей каролингской
Считали византийского императора единственным законным преемником римских цезарей
Одна из самых обширных из числа сохранившихся монастырских описей была составлена в начале ix в
1 пьер амьенский - сеньор рыцаря робера де клари

сайт копирайтеров Евгений