Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

4. Диадумен(иан)у (род. 208 г.) было 9 лет.

5. См. Геродиан. 5.4.12.

6. Ср. Опил. X.3 (прим.).

7. Пенулей или Пенуларий - от paenula - дорожный плащ с капюшоном.

8. Ср. Карак. IX.7; Сев. XXI.11.

9. Ср. Плиний. Панегирик. 26 слл.

10. Но ср.: Дион. 78.19.2, который сообщает об уничтожении по приказу
Макрина статуй Каракалла.

11. Антонин Пий родился, вероятно, 19 сентября. Согласно Диону (78.20.1),
Диадумен(иан) родился 14 сентября.

12. oн...был вторым лицом в государстве - префектом претория.

13. Игра слов: ut illi ne deorum nomen commode videretur adiungi.

14. военный начальник Армении (dux Armeniae) - анахронизм. Появление такого
титула было возможным только после административных реформ Диоклетиана.

15. Вергилий. Энеида. 4.272, 274 слл.

I. (1) Я никогда не стал бы описывать жизнь Гелиогабала Антонина, который
назывался также Варием1 (пусть бы никто не знал, что он был римским
государем), если бы раньше это же государство не имело Калигул, Неронов и
Вителлиев. (2) Но так как одна и та же земля производит ядовитые травы и
хлеб, а также другие полезные растения, одна и та же земля порождает змей и
домашних животных, то прилежный читатель вознаградит себя, когда в
противовес этим чудовищным тиранам будет читать об Августе, Траяне,
Веспасиане, Адриане, Пии, Тите и Марке. (3) Вместе с тем он поймет и
суждение о них римлян, так как эти последние императоры правили долго и
умерли естественной смертью, а те были убиты, трупы их волокли по улицам, к
тому же - они были прозваны тиранами, и даже имена их неприятно
произносить. (4) Итак, после убийства Макрина и его сына Диадумена,
который, разделяя с отцом императорскую власть, получил, кроме того, имя
Антонина2, императорское достоинство было перенесено на Вария Гелиогабала
благодаря тому, что он считался сыном Бассиана. (5) Был он жрецом
Гелиогабала, или Юпитера, или Солнца3 и присвоил себе имя Антонина либо для
того, чтобы доказать такое именно свое происхождение, либо потому, что, как
он узнал, имя это было в такой степени дорого людям, что благодаря этому
имени был любим даже братоубийца Бассиан. (6) Прежде он назывался Варием, а
затем Гелиогабалом, потому что был жрецом бога Гелиогабала, которого он
привез с собой из Сирии и которому он воздвиг храм на том месте, где раньше
был храм Орка4. (7) Наконец, получив императорскую власть, он был назван
Антонином и был последним в Римской империи, носившим это имя.

II. (1) Этот Гелиогабал был в такой степени послушен своей матери
Симиамире5, что во всех государственных делах руководился ее волей, а она
жила во дворце наподобие блудницы и делала всевозможные мерзости; она
находилась в позорной связи с Антонином Каракаллом и таким образом, как
обычно считали, был зачат этот Варий, или Гелиогабал. (2) Некоторые
говорят, что и самое имя Варий6 было дано ему школьными товарищами по той
причине, что, рожденный от блудницы, он, по-видимому, был зачат от семени
разных отцов7 . (3) Когда считавшийся его отцом Антонин был убит
приверженцами Макрина, сам он, говорят, бежал в храм Гелиогабала, как в
убежище, боясь, как бы его не умертвил Макрин, который вместе со своим
сыном, распущенным и жестоким, очень сурово проявлял свою власть8. (4) Но
довольно говорить об его имени, хотя он так осквернил священное имя
Антонинов, которое ты, святейший Константин, чтишь так высоко, что сделал
золотые изображения Марка и Пия и поставил их среди Константинов и Клавдиев
как твоих предков, приобщая себя к доблестям древних, которые находятся в
соответствии с твоими нравами, близки тебе и дороги.

III. (1) Но возвратимся к Антонину Варию. Достигнув императорской власти,
он отправил вестников в Рим9. Все сословия, даже весь народ был воодушевлен
именем Антонина, которое было у него не только титулом10 как у Диадумена,
но, казалось, переданным ему в силу кровного родства, так как он писал о
себе, что он - Антонин, сын Бассиана; у всех явилось страстное желание
поскорее увидеть его. (2) Шла о нем, кроме того, и молва - такая, какая
обычно сопровождает новых правителей, которые сменили тиранов; однако она
держится недолго, если они не обладают величайшими достоинствами, и многие
посредственные государи быстро ее потеряли. (3) Наконец, когда в сенате
было прочтено письмо Гелиогабала, тотчас же раздались возгласы с пожеланием
счастья Антонину и проклятиями Макрину и его сыну. Антонин был провозглашен
государем, все желали его и ревностно верили в него, как это всегда бывает
с пожеланиями людей, готовых сразу поверить вследствие того, что свои
пожелания они принимают за действительность11. (4) Но как только Гелиогабал
вступил в Рим (мы оставим в стороне все то, что делалось в провинциях), он
освятил Гелиогабала на Палатинском холме, возле императорского дворца, и
построил ему храм. Он стремился перенести в этот храм и лепное изображение
Матери богов, и огонь Весты12, и Палладий13 , и священные щиты14, словом -
все, что глубоко чтят римляне. Он добивался того, чтобы в Риме почитался
только один бог Гелиогабал. (5) Кроме того, он говорил, что сюда надо
перенести религиозные обряды иудеев и самаритян, а равно и христианские
богослужения для того, чтобы жречество Гелиогабала держало в своих руках
тайны всех культов15.

IV. (1) Затем на первое же заседание сената он велел вызвать свою мать. (2)
Прибыв туда, она была приглашена к сидениям консулов и присутствовала при
редактировании, т.е. была свидетельницей составления сенатского
постановления: Гелиогабал был единственным из императоров, при котором
женщина вступила в сенат со званием светлейшей, словно мужчина16. (3) На
Квиринальском холме он создал сенакул, то есть женский сенат; прежде там
происходили собрания матрон, но только в торжественные дни и в тех случаях,
когда какая-нибудь матрона наделялась знаками отличия супруги консула -
прежние императоры предоставляли это право своим родственницам, особенно
тем, чьи мужья не занимали высоких должностей, - для того, чтобы эти
родственницы не оставались на положении незнатных женщин. (4) Под
председательством Симиамиры составлялись смехотворные сенатские
постановления, касающиеся законов о матронах: в каком одеянии должна ходить
та или иная, кто кому - уступить дорогу, кто к кому подходить для поцелуя,
какая должна ездить в парадной повозке, какая - на коне, какая - на вьючной
лошади, какая - на осле, какая - в крытой повозке, запряженной мулами,
какая - на волах, какая должна передвигаться в сидячих носилках - и в
кожаных ли или в костяных, выложенных слоновой костью или серебром, какая
имеет право носить на обуви золото или драгоценные камни.

V. (1) Когда он проводил зиму в Никомедии, занимаясь всяким грязным
развратом, отдаваясь мужчинам и ведя себя по-свински, воины сразу
раскаялись в том, что они сделали, - именно в том, что они составили
заговор против Макрина с целью поставить государем этого Гелиогабала. Они
стали склоняться на сторону двоюродного брата Гелиогабала - Александра17,
которого после убийства Макрина сенат провозгласил Цезарем. (2) В самом
деле, кто способен терпеть государя, у которого все полости тела служат для
похоти, если даже зверя такого никто не потерпит? (3) Наконец, и в Риме у
него было только одно занятие: он имел при себе рассыльных, которые
разыскивали для него людей с большими половыми органами и приводили их к
нему во дворец для того, чтобы он мог насладиться связью с ними18. (4)
Кроме того, у себя во дворце он разыгрывал пьесу о Парисе, сам исполняя
роль Венеры, причем одежды его внезапно падали к его ногам, а сам он,
обнаженный, держа одну руку у сосков груди, другой прикрывая срамные части
тела, опускался на колени, выставляя свой зад, выдвигая его и подставляя
своему любовнику. (5) Кроме того, он раскрашивал себе лицо так, как рисуют
Венеру; все тело у него было вылощено. Он видел главный смысл жизни в том,
чтобы быть достойным и способным удовлетворять похоть возможно большего
числа людей.

VI. (1) Он продавал почетные должности, звания и полномочия как самолично,
так и через своих рабов и служителей своего разврата. (2) Он набирал людей
в сенат, не считаясь с их возрастом, цензом, происхождением, а лишь за
полученные от них деньги. Он продавал также военные командные посты - места
трибунов, легатов, военных начальников, также - прокураторства и места в
дворцовых ведомствах19. (3) Возницы Протоген и Кордий сначала были его
товарищами в состязании на колесницах, а затем - спутниками всей его жизни
и участниками его действий. (4) Многих, чьи тела ему понравились, он
переводил со сцены, из цирка и с арены во дворец. (5) Гиерокла он так
любил, что целовал его в пах (даже говорить об этом стыдно), уверяя, что
этим он совершает священнодействия в честь Флоры20. Он позволил себе
обесчестить деву-весталку21. (6) Унеся внутреннее хранилище, он надругался
над святынями римского народа. (7) Он хотел погасить вечный огонь. Он хотел
уничтожить не только римскую религию, но и другие религии на всем земном
круге; он стремился к единой цели - чтобы повсюду поклонялись богу
Гелиогабалу22 . Оскверненный всякой нравственной грязью, он вместе с теми,
кто его осквернял, ворвался в святая святых Весты, куда имеют доступ только
девы-весталки и понтифики23. (8) Он попытался унести священное внутреннее
хранилище24, схватив глиняный сосуд, который он считал подлинным (старшая
дева-весталка умышленно указала ему на него, как на подлинный), и, не найдя
в нем ничего, он бросил его на землю и разбил на куски. Этим, однако, он не
нанес никакого вреда религии, так как, говорят, было сделано много похожих
один на другой сосудов для того, чтобы никто не мог когда-либо унести
настоящий. (9) Все же он унес какую-то статую, которую он принял за
Палладий, и, связав ее золотыми цепями, поставил ее в храме своего бога25.

VII. (1) Он принял затем посвящение в таинства Матери богов и совершил
тавроболии26, чтобы отнять ее лепное изображение и другие святыни, которые
хранятся внутри святилища. (2) Он тряс головой среди кастрированных
изуверов, подвязывал свои половые органы и делал все, что обычно делают
галлы. Похищенную святыню богини он перенес во внутреннее хранилище своего
бога. (3) Жалобными криками и воем сирийского культа он изображал из себя
Саламбо27, тем самым давая себе знамение грозившей ему гибели. (4) Всех
богов он называл служителями своего бога: одних он называл его спальниками,
других - рабами, третьих - обслуживающими те или иные его нужды. (5) Он
хотел доставить камни, называемые божественными, из их собственного храма,
а изображение Дианы Лаодикейской из ее святого святых, куда поставил его
Орест28. (6) Говорят, что Орест поставил не одно изображение Дианы и не в
одном только месте, но много и во многих местах. (7) Очистившись, на
основании ответа Оракула, у Трех рек близ Гебра, он основал также город
Оресту, который непременно должен часто окропляться человеческой кровью.
(8) Городу Оресте Адриан - в то время когда он начал страдать безумием, -
приказал дать свое имя: ему было сказано, чтобы он присвоил себе дом или
имя какого-нибудь безумца. (9) И с того времени его безумие, говорят, стало
ослабевать, а до этого он в состоянии безумия велел убить многих сенаторов.
(10) Антонин, спасши их, заслужил имя Пия, так как он впоследствии привел в
сенат тех, кого все считали убитыми по приказу государя29.

VIII. (1) Гелиогабал приносил и человеческие жертвы30, выбирая для этого по
всей Италии знатных и красивых мальчиков, у которых были живы отец и
мать31, - думаю для того, чтобы усилить скорбь обоих родителей. (2) При нем
находились и ежедневно действовали всякого рода маги, а он подбодрял их и
благодарил богов, которые, по его представлениям, были их друзьями, и в то
же время он рассматривал внутренности детей и мучил жертвенных животных
согласно обрядам своего племени. (3) Вступив в должность консула, он бросил
народу на расхищение не деньги, не серебряные и золотые монеты, не
лакомства, не мелких животных, а откормленных быков, верблюдов, ослов,
оленей, повторяя, что это - по-императорски. (4) Он жестоко преследовал
память Макрина, но гораздо более - Диадумена за то, что тот получил имя
Антонина32, называя его Лжеантонином, подобно тому как был Лжефилипп, а
также за то, что тот, как говорили, был сначала крайне распущенным, а потом
стал человеком очень храбрым, превосходным, очень серьезным и очень
строгим. (5) Гелиогабал заставил некоторых писателей рассказывать ужасные,
вернее - бесчестные подробности об образе жизни и распущенности Диадумена,
например в описании его жизни... (6) Он устроил общественные бани в здании
дворца и открыл для народа бани Плавциана33, чтобы благодаря этому иметь
возможность набирать для своих утех людей с большими половыми органами. (7)
С той же целью он тщательно заботился о том, чтобы по всему городу и среди
всех матросов разыскивали онобелов: так называли тех, кто казался более
мужественным.

IX. (1) Когда он хотел начать войну против маркоманнов, ввиду того что
Антонин блистательно сокрушил их, кто-то сказал, будто Антонин Марк34 при
содействии халдеев35 и магов достиг того, что маркоманны навсегда стали
преданными друзьями римского народа и что это было сделано при помощи
заклинаний и посвящения. Когда он стал доискиваться, что это за посвящение
и где оно, от него это скрыли. (2) Было совершенно ясно, что он
доискивается, где это посвящение, с целью уничтожить его в надежде вызвать
войну. Он желал этого тем более, что он слышал, будто бы дан ответ оракула:
война с маркоманнами должна быть окончена Антонином, - хотя в
действительности он назывался Варием, и Гелиогабалом, и общим посмешищем,
имя же Антонина, которое он захватил себе, он только позорил. (3) Его
недоброжелателями были главным образом те, которые скорбели о том, что он
предпочитает им - для всякого рода развратных действий - людей с большими
половыми органами и с большими возможностями. Отсюда и зародилась мысль
убить его. Так было во дворце.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Говорят
истории античности Властелины Рима 8 императором
истории античности Властелины Рима 2 префекта
истории античности Властелины Рима 2 императоров
Италии значительно отличался от статуса провинций категорически использование повозок

сайт копирайтеров Евгений