Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

После прибытия судна в колонию прибывших англичан-должников и контрактников продавали с аукциона, игнорируя семейные узы: муж, жена и дети могли попасть к разным владельцам. Семья должна была оплачивать проезд и умерших в пути родственников. Вот типичное объявление в виргинской газете тех лет: «В порт Лидстаун прибыло судно "Юстиция" с сотней здоровых слуг... Продажа начнется в четверг, 2 апреля...».

Для пресечения побегов была установлена строгая система полицейского надзора. Если кто-то, пусть и белый, не мог привести доказательств своего статуса свободного человека, то он продавался в рабство. Положение белого раба ничем не отличалось от положения африканского невольника. Телесные наказания за грубость, упрямство были закреплены законом.

В Виргинии в 70-х гг. половина трудоспособного населения состояла из белых рабов, в Новой Англии в 1665 г. — треть, в Массачусетсе в 40-х гг. — четверть, в Пенсильвании в конце XVII в. — около 40%. На протяжении всего XVII в. белых рабов в английских колониях в Америке было больше, чем черных. После заключения в 1713 г. Утрехтского договора и получения права «асиенто» Англия заняла ведущее место в африканской работорговле, но и во второй половине XVIII в. белое рабство играло важную роль в экономике колоний. Даже в начале XIX в. фермы Пенсильвании обслуживались кабальными слугами, где кабала официально существовала до 1818 г.

Доставка кабальных слуг и должников из Англии в колонии была выгодным бизнесом. Еще более выгодной была перевозка в колонии ссыльных. В торговле белыми рабами участвовали местные английские власти, судьи, придворная знать и король, поставлявшие бедняков и сирот. В XVIII в. в Лондоне действовали пять крупных предпринимателей, обладавших монополией на отправку слуг за океан. Только один из них отправлял ежегодно около 500 человек. Специальные агенты-вербовщики получали за каждого завербованного комиссионные.

Если в течение XVII столетия из Англии в колонии (почти исключительно в Америку) выехало 200—250 тыс. человек, то за первые 70 лет XVIII в. из Англии, Шотландии и Ирландии — не менее 300 тыс. [37, 59—91].

Здесь и в предыдущей главе белое рабство описано как факт, требующий анализа. Однако этот анализ будет сделан в части, посвященной России, так как описание исторических условий формирования культур зарубежных стран не самоцель, а средство для понимания культуры России в соответствии с главной задачей этой книги.

В XVIII в. считалось, что рост населения Англии способствует росту ее богатства, а поэтому законы о бедных поощряли рождаемость путем выдачи пособий нуждающимся. В 1795 г. была введена спинхемлендская система, согласно которой к пособиям по бедности добавлялась доплата, размер которой зависел от количества детей и колебаний цены на хлеб. Эмиграция в XVIII в. в Англии рассматривалась как негативное явление, и в 1718 г. был принят «Закон в целях предотвращения вредных последствий, возникающих от сманивания ремесленников из мануфактур Великобритании в чужие края». Вывоз мастеров, как и машин, был запрещен. Закон 1750 г. расширял и уточнял запреты, а также угрожал карами всем тем лицам, которые склоняли рабочего или ремесленника к выезду из Англии. Виновным грозил штраф в 500 ф. ст. и годичное тюремное заключение. С началом промышленной революции запрет на выезд специалистов стал распространяться даже на английские колонии. В конце XVIII в. законы, запрещавшие эмиграцию квалифицированных рабочих, стали профилироваться по отраслям промышленности. В 1782 г. законом был запрещен вывоз машин и рабочих текстильной промышленности, в 1782 — железоделательной, в 1789 — угледобывающей, в 1793 — запрет был распространен на моряков [37, 185—229].

Английское правительство широко практиковало высылку ирландцев на плантации Америки, как бродяг и нищих, опасных для спокойствия страны, причем высылались не только крестьяне, но и ирландские дворяне. С 1688 г. за 50 лет из Ирландии эмигрировало около полумиллиона ирландцев. В меньшей степени эмиграция коснулась Шотландии.

В конце XVII в. население английских колоний в Америке составляло около 300 тыс. человек, а торговля с этими колониями составляла 15% всей английской торговли, не считая перепродажи колониальных товаров. В середине XVIII в. население английских колоний в Америке достигло 2 млн человек, из которых 250 тыс. были африканцами, а доход Англии от торговли с колониями в Америке достиг 2 млн ф. ст.

В 1760—1700 гг. у Англии было 13 колоний. Восемь из них были королевскими (Виргиния, Северная и Южная Каролины, Джорджия, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Нью-Йорк и Нью-Джерси). Три колонии (Мэриленд, Пенсильвания и Делавер) принадлежали частным лицам, а две (Коннектикут и Род-Айленд) пользовались самоуправлением.

Колонии были аграрными регионами, причем на севере преобладало фермерство, и колонисты были собственниками своих участков, в колониях были распространены крупное землевладение и аренда земли множеством фермеров. На юге преобладали крупные плантации, основанные на рабском труде. Но вопреки стараниям английских властей законсервировать аграрно-сырьевой характер американских колоний, там развивалась промышленность, главным образом на севере. Крепли свои купцы и промышленники, несмотря на ряд английских законов, запрещавших местное производство некоторых промышленных товаров. Например, в 1750 г. в колониях была разрешена выплавка чугуна и железа, но остался запрет на их обработку. Судовладельцам запрещалось использование неанглийского парусного полотна. Доходило до смешного: в 1732 г. был запрещен вывоз из колоний фетровых шляп.

В 1763 г. в Англии был издан акт, объявивший все земли за Аллеганскими горами собственностью короны. Это было сделано для предотвращения бегства фермеров-арендаторов на свободные земли. Интерсы колонистов стали входить в противоречие с интересами Англии [26, 337—339].

22.4. Промышленность и транспорт

К середине XVIII в. Англия стала крупнейшей колониальной державой, что сделало ее внутренний рынок огромным, а концентрацию капиталов чрезвычайно высокой.

В 1760—1780 г. начался массовый переход от мануфактуры к фабричной промышленности, сделавший Англию первой промышленной страной мира. Впервые в массовм масштабе естественнонаучные знания превращались в технологии и машины. Это факт не столько технократический, сколько социальный: развитие общества привело англичан к мысли о выгодности производства и овеществления знаний, об огромной прибыльности этой деятельности. Умственная деятельность трансформировала сознание англичан в большей степени, чем вся предыдущая история. Но и без всей совокупности предыдущей деятельности англичан промышленный переворот был невозможен: нужны были большие капиталы, масса свободной рабочей силы, емкий устойчивый внутренний рынок. За всем этим стояли экономические отношения людей.

Промышленный переворот в Англии стал следствием капитализации сельского хозяйства — процесса, начавшегося задолго до промышленного переворота и формировавшего культуру англичан на протяжении XVI—XVIII вв. В свою очередь, промышленный переворот окончательно изменил деятельность сельского населения Англии: исчезло домашнее производство, в процессе которого крестьянин сочетал занятие земледелием с работой на владельца рассеянной мануфактуры. Производство товаров, включая многие процессы выделки сукна и хлопчатобумажной ткани, перешло из деревень в фабричные районы. Улучшение дорог сняло необходимость самоснабжения деревни, и домашнее ткачество умерло. Специализация крестьян и рабочих способствовала повышению производительности труда [26, 268—305].

Очень медленно развивалась дорожная сеть. Каждый приход, через который проходила дорога, должен был поддерживать ее в рабочем состоянии, используя общественный труд фермеров в течение шести дней в году без всякого контроля извне; один человек в приходе выбирался в качестве смотрителя. Дороги при таких порядках были прихожанам обузой, поэтому очень немногие прочные дороги были построены заново и поддерживались в хорошем состоянии с тех пор, как римляне оставили остров. В XVIII в. парламент ввел в практику сооружение частных дорог, за использование которых нужно было платить их владельцу. За период 1700—1750 гг. парламент принял 400 законов о дорогах, а между 1751 и 1790 г. — 1600. К 1840 г. в Англии было 2 тыс. миль хороших дорог и около 8 тыс. застав для взимания пошлин за проезд по ним [14, 336, 396, 399].

Жизнь ставила одну техническую задачу за другой, но все они сводились к одной цели — повышению производительности труда и росту прибыльности производства. В 1733 г. Кей изобрел летучий челнок для ткацкой промышленности; в 1769 г. Аркрайт, парикмахер, взял патент на новую прядильную машину, дававшую прочную, хотя и недостаточно тонкую нить, а Кромптон несколько позже изобрел мюль-машину, производившую тонкую, прочную нить в изобилии; в том же 1769 г. был получен патент на гидравлический станок; в 1785 г. Картрайт изобрел механический ткацкий станок; в 1769 г. Уатт изобрел, а в начале 1780 г. построил паровую машину, но еще раньше в 1712 г. была изобретена паровая водяная помпа для откачки воды из шахт.

Технические изобретения появились первоначально в хлопчатобумажной промышленности, возникшей много позже суконной и не знавшей цехов с их рутинными традициями и ограничениями. Затем все усовершенствования перешли в суконную промышленность. Развитие текстильной промышленности вызвало спрос на металл, выплавка которого велась на древесном угле, и из-за ограниченности лесных ресурсов металл был остро дефицитным. В середине XVIII в. Дерби изобрел способ получения железа на каменном угле с примесью негашеной извести. В 1720 г. было выплавлено 25 тыс. т чугуна, в 1788 — 61 тыс. т, в 1796 — 109 тыс. т, а в 1806 — 227 тыс. т. Но для передела чугуна в сталь по-прежнему требовался древесный уголь. Лишь в конце XVIII в. были разработаны методы сталеварения на каменном угле, и начался быстрый рост производства черных металлов, а это потребовало, в свою очередь, развития водных путей сообщения: систем каналов и шлюзов для доставки руды, угля и другого сырья для металлургической промышленности. Эти системы стали с конца XVIII в. использоваться для доставки всех грузов и товаров, в том числе колониальных, в глубь страны. За всеми этими примерами стоит деятельность миллионов англичан, отражающая развитие сознания огромного числа людей, рост культуры англичан.

Выросло суммарное водоизмещение торгового флота Англии с 560 тыс. т в 1763 г. до 1265 тыс. т в 1788 г., обеспечивавшего товарооборот с колониями. Например, в 1751 г. в Англию было ввезено 3 млн ф. хлопка, а в 1790 г. — свыше 31 млн. Но стоимость вывезенных из Англии хлопчатобумажных тканей возросла в эти же годы с 45 988 до 1 662 369 ф. ст., т. е. не в 10, а в 36 раз. Промышленный переворот обеспечил быстрый рост богатства страны, причем это богатство стало сосредоточиваться не у купцов, как прежде, а у промышленников. Это имело далеко идущие социальные последствия, так как промышленники более активно влияли на развитие образования и науки.

К концу XVIII в. экономическое положение промышленников перестало соответствовать их политической изолированности; в парламент по традиции продолжали избираться землевладельцы от графств и купцы от городов. Промышленники стали инициаторами проектов реформы парламентского представительства, но это было позже, когда к власти пришли так называемые новые тори, появление которых было обусловлено рядом обстоятельств.

В 1760 г. на престол вступил Георг III. Воспользовавшись распрями в партии вигов, он добился передачи власти партии тори и стал методично добиваться самодержавного правления. Ему нужно было ослабить властные полномочия парламента, поэтому Георг III подобрал послушных ему министров (такая прерогатива у него оставалась) и стал широко пользоваться всеми средствами политической коррупции, которыми прежде злоупотребляли виги. Была создана специальная канцелярия в финансовом управлении для подкупа членов парламента. Король почти ежедневно просматривал отчеты о голосовании в парламенте и раздавал награды тем, кто голосовал согласно его воле. Назначения на все государственные, церковные и военные посты сосредоточились в руках короля. Однако большего король не достиг. Его попытки вернуть короне прежние права не нашли поддержки в парламенте тори. Общественное же мнение было возмущено новыми методами правления. В 60-е гг. возникло новое политическое движение, получившее название радикализма.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В каждом братстве был выборный голова
Это анализ деятельности индивидов в данных общественных условиях
Заработать на жизнь ремеслом в городе горожан баронов
Это был первый орган городского самоуправления на севере португалии
102 эмигранта пуританина

сайт копирайтеров Евгений