Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Асланов Л. Культура и власть

Философские заметки. Книга 1

Вместо предисловия

ВВЕДЕНИЕ 11

Литература 13

ЧАСТЬ I. ФРАГМЕНТЫ ТЕОРИИ 14

Глава 1. Культурология 14

Глава 2. Психология 26
2.1. Культура как социально-психическое явление 26
2.2. Культурно-историческая психология 28

Глава 3. Синергетика 35

Заключение 51

Литература 54

ЧАСТЬ II. НИДЕРЛАНДЫ 57

Глава 4. Географическое описание 57
4.1. Строение поверхности 57
4.2. Климат 60
4.3. Поверхностные и грунтовые воды 60
4.4. Грунты. Торфяники 61

Глава 5. Предыстория 62
5.1. Заселение лёссов и валов 62
5.2. Заселение песчаных грунтов 65
5.3. Крестьянское хозяйство 66

Глава 6. Заселение маршей 68
6.1. Терпы 69

Глава 7. Романский период 71
7.1. Покорение Галлии 72
7.2. Распад империи 73
7.3. Социально-экономическое развитие Нижних стран 75
7.4. Положение в регионе на завершающем этапе римского господства 77
7.5. Романизация германцев 79

Глава 8. Германская колонизация Британских островов 80
8.1. Фризы. Восхождение 80
8.2. Англы и саксы 83
8.3. Морское судоходство и торговля 85

Глава 9. Темные века и раннее Средневековье 87
9.1. Франки 87
9.2. Фризы. Расцвет 95

Глава 10. Нижние страны в X—XIII вв. 99
10.1. Фризы. Общественное устройство 99
10.2. Голландия 114

Глава 11. Нижние страны в XIV—XVI вв. Возникновение Нидерландов 125
11.1. Голландия, Зеландия, Брабант 125
11.2. Бургундский период 128
11.3. Реформация церкви и ее предтечи 133
11.4. Смена династии 144
11.5. Противоборство с Карлом V 150
11.6. Конец монархии 155
11.7. Фризы. Упадок 159

Заключение 160

Литература 161

ЧАСТЬ III. ПОРТУГАЛИЯ 163

Глава 12. Реконкиста 163
12.1. Независимость Португалии 164
12.2. Люди и земли 166

Глава 13. Государственное строительство после Реконкисты 170
13.1. Феодальные отношения 171
13.2. Торговля и ремесла 172
13.3. Администрация и кортесы 173
13.4. Кризис 176

Глава 14. Ависская династия 179
14.1. Начало заморской колонизации и торговли 179
14.2. Всепроникающая королевская власть 184
14.3. Радикальные изменения португальского менталитета 188
14.4. Великие географические открытия и торговля 192
14.5. Инквизиция 197
14.6. Испанский период 201

Глава 15. Браганская династия 205
15.1. Правление Помбала 209
15.2. Конец XVIII в. и бразильский период. Революция 1820 г. 215
15.3. От революции к революции 218

Глава 16. Республика 223
16.1. «Новое государство» 225
16.2. Революция 1974 г. 236

Заключение 241

Литература 243

ЧАСТЬ IV. АНГЛИЯ 245

Глава 17. Начало 245
17.1. Англосаксы 245
17.2. Нормандия 254
17.3. Завоевание Англии нормандцами 256

Глава 18. Анжуйская династия 270
18.1. Власть в XII—XIII вв. 271
18.2. Общественное и экономическое развитие Англии
в XII—XIII вв. 277
18.3. XIV век 299

Глава 19. XV век 310

Глава 20. XVI век 315

Глава 21. XVII век 330
21.1. Предреволюционный период (до 1640 г.) 330
21.2. Революция. Республика. Протекторат 354
21.3. Реставрация 381

Глава 22. XVIII век 389
22.1. Социальные перемены 390
22.2. Виги 391
22.3. Колониальная политика 393
22.4. Промышленность и транспорт 397
22.5. Радикализм 401
22.6. Новые тори 403
22.7. Корреспондентские общества и права человека 405
22.8. Международное положение Англии 408
22.9. Религия и нравственность 409

Глава 23. XIX век 411
23.1. Промышленность 411
23.2. Парламентская реформа 413
23.3. Чартизм 418
23.4. Хлебные законы 421
23.5. Экономика в середине века 422
23.6. Эмиграция 430
23.7. Экономическое развитие во второй половине XIX в. 435
23.8. Самоорганизация трудящихся. 437
23.9. Государственное регулирование. Образование 440
23.10. Нравственность как средство борьбы за власть 443

Глава 24. ХХ век 445
24.1. Начало века 445
24.2. Между двумя мировыми войнами 449
24.3. Вторая мировая война 453
24.4. Период восстановления 455
24.5. Консерватизм конца века 460

Заключение 484

Литература 491


Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова

Центр общественных наук
Философско-экономическое ученое собрание
Учебно-научный центр проблем интеграции и системного анализа Европейского союза

Л.А. Асланов
Культура и власть

Философские заметки
Книга первая

Москва
2001
ББК 63.3(0)
А 90

Асланов Л.А.
А 90 Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. — М.: Изд-во ИТРК, 2001. — 496.
ISBN

В работе рассматриваются исторические условия формирования и развития североморской культуры в Нидерландах и Англии, которые сопоставляются с процессом формирования культуры Португалии. Североморская культура характеризуется как капиталистическая, а португальская — как земледельческая. В качестве теоретической основы анализа используются культурология, культурно-историческая психология и синергетика. Особое внимание уделяется власти как важному элементу культуры народа.
Для учащихся и работников вузов и всех интересующихся проблемами общественного устройства.

ISBN ББК 63.3(0)
© Асланов Л.А., 2001 г.

В 1947 г. произошло знаменательное событие — Индия, великая страна с древней культурой, обрела независимость. Считалось, что, сбросив колониализм, тормозивший экономическое развитие, она начнет быстро наверстывать упущенное время, однако к 10-летнему юбилею страна пришла с относительно скромными достижениями. Изучить этот неожиданный феномен Организация Объединенных Наций поручила своему эксперту, шведскому экономисту, впоследствии лауреату Нобелевской премии по экономике , Гуннару Мюрдалю, который в своей трехтомной книге «Азиатская драма» пришел, казалось бы, к неожиданному для экономиста выводу: причиной медленного экономического развития независимой Индии является культура народа.

Вот что Гуннар Мюрдаль пишет в самом начале своей книги: «Теоретики-экономисты... в течение длительного периода времени были склонны к тому, чтобы сформулировать общие положения, а затем постулировать их как имеющие силу для любого периода и любой страны. В современной экономической теории существует тенденция точно следовать этому направлению. Для такой самонадеянности при конструировании экономических выводов нет никакого практического оправдания. Но даже отвлекаясь от недавно возникшей тенденции, следует помнить, что мы унаследовали от классической экономической науки теоретические ценности, которые всегда претендовали на придание им более общего значения без достаточного на то основания. Сама идея, использованная при их построении, исходит из всеобщей применимости, которой эти теории фактически не обладают. До тех пор пока использование таких теорий ограничивается западными странами, их претензия на всеобъемлемость не может причинить большого вреда. Но когда теории и идеи, соответствующие конкретным условиям западного мира и, таким образом, содержащие реальные представления лишь об определенной социальной действительности, используются для исследования совершенно иных процессов в слаборазвитых странах Южной Азии, последствия становятся весьма серьезными» [1, 87—88]. И далее: «социальная и экономическая структура стран Южной Азии в своей основе радикально отличается от структуры, существующей в развитых странах Запада. В социологии редко делается упор на создание всеобъемлющей системы теории и концепций. Это, очевидно, можно объяснить тем, что явления, от которых абстрагируются при экономическом анализе, — взгляды, правовые и другие институты, обычаи, жизненный уровень и в широком смысле слова — культура — значительно труднее охватить в систематизированном анализе, чем так называемые экономические факторы. В странах Южной Азии «экономические факторы» нельзя изучать изолированно от окружающей социальной действительности» [1, 93—95].

Книга Мюрдаля — образцовое культурологическое произведение, примечательное во многих отношениях. В частности, ее автор обращает внимание читателя на необходимость деликатного отношения к проблемам культуры, а также осмотрительной их постановки внутри национальной среды. Желательность изменения взглядов и обычаев в странах Южной Азии хотя и признается в самой общей форме, обычно не выставляется на передний план в публичных выступлениях. Публичные дискуссии почти никогда не выливаются в форму требования проводить особые политические мероприятия, направленные непосредственно на изменение взглядов и обычаев. Этот вопрос замалчивается даже при формулировании политики в области образования.

Будучи иностранцем, Мюрдаль обсуждает культуру не отдельного народа, а стран Южной Азии, тем самым избегая упреков в оскорблении национальных чувств индийцев, но в силу неизбежности обращения к индийской культуре он опирается на авторитет национальных лидеров и напоминает, что Дж. Неру писал об Индии: «Мы вынуждены иметь дело с имеющей вековую историю практикой, образом мышления, образом действия. Мы должны отказаться от многих из этих традиционных образов мышления, традиционных методов, традиционных способов производства, традиционных систем распределения и потребления. Мы должны отказаться от всего этого ради того, что можно назвать более современным способом действия. Пробным камнем прогресса страны является то, как далеко мы оказались в использовании современной техники. Современная техника следует за современным мышлением. Вы не можете овладеть новой техникой на базе отсталого мышления. Она не будет работать» [1, 117]. По-видимому, считая одну ссылку недостаточной, Мюрдаль цитирует слова высшего духовного авторитета Индии ХХ в. Махатмы Ганди: «Молодые индийцы должны прийти к рациональному и объективному пониманию материальных достижений. Они должны найти в себе силы и желание разорвать семейные связи; попрать обычаи и традиции; поставить экономическое благосостояние выше преклонения перед коровой, мыслить категориями ферм и производства, а не категориями золотых и серебряных украшений; работать вместе с представителями низшей касты, нежели умирать с голоду в рядах представителей высшей касты; думать о будущем, а не о прошлом; сосредоточиваться на материальных достижениях, а не на предопределении. Это чрезвычайно трудные изменения, которые надо рассматривать в индийской социальной структуре и идеях. Но их, вероятно, нельзя и избежать» [1, 121].

Прежде чем анализировать в деталях особенности культуры народов Южной Азии, Мюрдаль обсуждает ныне общепризнанную цель социальной революции, без которой невозможен подъем экономики —создание «нового», или «современного человека», и приводит краткое и ясно сформулированное (пусть и не совсем полное) описание черт такого человека:

«1) производительность;

•  трудолюбие;

•  аккуратность;

•  точность;

•  бережливость;

•  скрупулезная честность (которая в конечном счете окупается и является условием повышения эффективности во всех социальный и экономических отношениях);

•  рациональность в принятии решений (освобождение от привычки полагаться на неизменные обычаи, от групповых интересов и фаворитизма, от религиозных предрассудков и предубеждений, приближение к рационально рассчитывающему «экономическому человеку» западной либеральной идеологии);

 ΛΛΛ     >>>   

Асланов Л. Культура и власть всемирной истории 4 голландии
Португальской
Постепенно добился португализации всех орденов
В vi части фризской правды описано одно из условий потери свободы
Азиатская драма дала сильный толчок развитию культурологии
Зиза Е. Алексей Федорович Орлов в воспоминаниях современников истории России

сайт копирайтеров Евгений