Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В.Д.Зорькин, как видим, делает упор на юридическую сторону вопроса - неправовой характер "схватки" между двумя видами нынешнего отечественного "варварства": варварством власти и варварскими способами сопротивления власти. Не подозревая автора в прямых заимствованиях, замечу, однако, что тема неправовой власти и неправовой оппозиции, взаимоотношения которых ведут к общей деградации, весьма традиционна для русской общественной мысли. Приведу лишь несколько строк из знаменитой статьи П.Б.Струве (конец 1907 г.) "Гипноз страха и политический шантаж": "Между освободительным движением и идущей сверху реакцией в этой области обнаруживается поразительная аналогия. Революция и контрреволюция одинаково вырождаются - от центра к периферии... Правовая беспринципность революции выражалась в формуле: всякое действие допустимо, если оно полезно для революции. По недомыслию, хорошо известному логической теории, все вредное для правительства приравнивалось к полезному для революции, и, таким образом, к морально чудовищной посылке присоединялись допущения, фактически нелепые... Правовая беспринципность контрреволюции выражается в формуле: всякое административное действие допустимо, если оно наносит вред "крамоле". На линии этого рассуждения может лежать всякое преступление. Но самое ужасное - это то, что такое рассуждение в корне упраздняет всякое правосознание" (27) (выделено мной. - А.К.).

Очевидно, что традиционная для России ситуация "между двумя варварствами", равно как и императив "варварской борьбы против варварства" (причем с обеих сторон), ныне воспроизводится в полном объеме в следующей модификации: "варварская приватизация" и "дикий рынок" против "варварского тоталитаризма". При этом я не согласен с теми, кто списывает издержки радикального эксперимента в России (1992-1993 гг.) на его либеральную составляющую, якобы отторгнутую социальной тканью России. По моему мнению, в истории страны в очередной раз проявила себя все та же "русская Азиопа", соединившая в себе на этот раз бюрократическо-чиновничью перегруппировку ("перестройку") с инспирированием распределительного хаоса и правового беспредела. Как бы то ни было, сегодня наше общество снова оказалось в радикальном кризисе идентичности, когда выбор осуществляется не между цивилизационными альтернативами, а между перспективами двух видов деградации: на этот раз между "обрушением в третий мир" и "реставрацией коммунизма". Парадокс ситуации заключается в том, что нам в очередной раз грозит русская "Азиопа" - то, чего не хочет никто. Ибо в результате спора двух лагерей мы рискуем получить и жесткий авторитарный режим, и опускание в "третий мир" одновременно. Можно ли этому что-либо противопоставить?

В соответствии с избранной в работе стратегией максимально возможной демифологизации спора западников и самобытников и в целях нахождения возможного пространства конструктивного компромисса можно снова попытаться формализовать аргументацию обеих сторон. Эта попытка приводит к парадоксальному выводу: непримиримые оппоненты по-прежнему воюют, по сути дела, против единого врага - фигуры "непродуктивного индивида". Действительно, главной мишенью западников является паразитический тандем "люмпенизированного совка" и "привилегированной номенклатуры". Объектом же ненависти почвенников является альянс "криминалитета" и "компрадорской псевдобуржуазии, распродающей страну". Отсюда вывод: как и в предыдущие периоды российской истории, спор двух сторон по-прежнему имеет полумифологическую, "партийную" окраску. Но паразитирующая на этой конфронтации новая "Азиопа", как и прежде, создает реальный механизм самоварваризации культуры. Демистификация данного спора на основе изучения конкретных механизмов порождения "русского варварства" могла бы привести мифологизированную оппозицию "индивид против государства" (в предельной формулировке: "индивидуальный произвол против государственного произвола") к реальной социологической оппозиции "продуктивность-дистрибутивность" (цивилизация против варварства). Это возможно при условии, если конфликтующие стороны признают, что субъектом цивилизации (равно как и варварства) могут быть абсолютно разные элементы социума: и индивид, и коллектив, и государство. Все эти элементы амбивалентны по своей природе и могут играть как культуротворческую, так и варваризирующую роль.

На основе проделанного анализа может быть подвержено серьезной коррекции и распространенное мнение, согласно которому социокультурный ценностный раскол российского общества (условно говоря, на традиционалистов и либералов) либо вообще лишает Россию цивилизационной перспективы (в лучшем случае порождая псевдодемократические стилизации), либо требует от реформаторов беспрецедентной степени модернизационного насилия. В предлагаемой автором концепции заложена возможность выхода из "кармического круга" противостояния хаоса и деспотизма. Эта возможность связана с опознанием "Азиопы" как общего врага и реформаторами-западниками, и теми неопочвенниками, которые озабочены сохранением и развитием русского цивилизационного генотипа; с демифологизацией на этой основе взаимных упреков в "варварстве"; с рациональным социологическим определением всей совокупности субъектных форм "нового варварства" и их последующей маргинализацией совместными усилиями гражданского общества на периферию социальной жизни. Именно в этом видится залог "либерально-консервативного синтеза" в России, объединяющего потенциал как "осмысленных западников", так и тех российских "почвенников", кто выступает за сокращение бюрократическо-распределительной патерналистской опеки над обществом и за многообразие форм продуктивного культуротворчества.

Проведенный анализ подтверждает правоту В.В.Вейдле, полагавшего порочным сам принцип построения оппозитивной идеологемы "западничество-славянофильство", которая утрирует резкую противоположность этих двух идейных течений: "Безоговорочное и непримиримое противопоставление России Западу, Запада России есть ядро идейного комплекса, любопытного прежде всего тем, что его создали и дружно развивали ни в чем другом не согласные между собой умы: исключительные приверженцы всего русского в России и фанатические поклонники Запада на Западе". Действительно, и славянофилы и западники в равной степени поражены одним и тем же болезненным ощущением - "стремятся возвеличить "свое" путем умаления "чужого", не понимая относительности различия между своим и чужим". В результате само это болезненное стремление усугубляет и избыточно мифологизирует кризис русского самосознания, принося обоим лагерям "заслуженную кару, неизбежно приводя к сужению своего, которому начинает отовсюду угрожать их же собственными усилиями раздутое, разросшееся чужое" (28).

Лучшие же образцы национальной культуры противостоят именно "русскому варварству" и в этом смысле неделимы на "русскость" и "западность". Вслед за Достоевским и Л.Толстым можно утверждать, например, что "западность и русскость Пушкина - одно", что "чем глубже он укоренен в своей стране, тем глубже прорастает он в Европу". Верно отмечал (также в связи с анализом творчества Пушкина) С.Л.Франк: "Народность в этом общем смысле совсем не предполагает замкнутости от чужих влияний, обособленности национальной культуры. Напротив, субстанция народного духа, как все живое, питается заимствованным извне материалом, который она перерабатывает и усваивает, не теряя от этого, а, напротив, развивая этим свое национальное своеобразие... Укорененность в родной почве, ведя к расцвету духовной жизни, тем самым расширяет человеческий дух и делает его восприимчивым ко всему общечеловеческому... Философскую мысль, лежащую в основе этих чувств и мыслей, можно лучше всего выразить в короткой, но многозначительной формуле: чем глубже, тем шире (выделено С.Л.Франком. - А.К.). Именно отсюда вытекает у Пушкина сочетание "европеизма", резкого отталкивания от культурной отсталости России, с напряженным чувством любви к родине и национальной гордости". Отмечая, что против крайнего западничества Чаадаева Пушкин защищал ценности самобытной русской культуры, а против славянофильства, напротив, - превосходство западного просвещения и его необходимость для России, Франк приходит к выводу: "И это есть не эклектическое примирение непримиримого, не просто какая-то "средняя линия", а подлинный синтез, основанный на совершенно оригинальной точке зрения, открывающей новые, более широкие духовные и философско-исторические перспективы" (29) (выделено мной - А.К.).

В этой связи нельзя ни в коей мере отрицать и опасности "денационализации России" в ходе межцивилизационного взаимодействия, что как раз лишило бы страну перспектив успешной модернизации. Более того, русские противники западнического эпигонства и обезьянничанья были абсолютно правы в том смысле, что лишенная национального своеобразия Россия как раз и не попадет "в Европу", а напротив, лишится своего законного места в европейской культуре, ибо станет для этой Европы неинтересной и ненужной.

Классическая модель российского кризиса идентичности - ситуация "между двумя варварствами" ("русской азиатчиной позади" и "псевдоевропеизмом впереди") не предполагает в качестве своего неизбежного следствия ни "варварской борьбы против варварства", ни тем более какой-либо обреченности на мифологическое "снятие" этого противоречия в виде эсхатологической утопии (типа "русского социализма"). Ситуация "между двумя варварствами" может быть и плодотворной, если социальная рефлексия приводит не к мысли о необходимости односторонней победы одного варварства над другим, а, напротив, к консенсусу всех субъектов культуры, призванных элиминировать из социума все формы социального варварства.

Подобная перспектива может найти опору в русской традиции "конструктивного компромисса", представленной мыслителями либерально-консервативного направления, сумевшими перевести самоварваризирующую логику русского спора "или западничество, или самобытность" в плодотворную логику "русская цивилизация против русского варварства". В этом ряду автор особенно выделяет Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, А.И.Герцена, Б.Н.Чичерина, П.Б.Струве, Г.В.Плеханова, Г.П.Федотова, Ф.А.Степуна, В.В.Вейдле. Их глубокие цивилизационные интуиции (находящиеся "по ту сторону западничества и славянофильства") помогают снова припомнить вечную либерально-консервативную истину, особо значимую в России: свобода, как и культура, никогда и никому не гарантирована. А опасность социальной деградации поджидает нас в том числе и в обличье особенно тонкого искусителя - "бескомпромиссного борца с варварством".

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Киреевский И.С. Полное собрание сочинений. М., 1861. С. 189.

(2) Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж, 1955. С. 88–89.

(3) Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. С. 46.

(4) Мережковский Д.С. Больная Россия. Избранное. Л., 1991. С. 22–23.

(5) Герцен А.И. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. С. 383.

(6) См.: "Москвитянин", Ч.1, # 1, 1841. С. 24.

(7) Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 458.

(8) Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., 1975. С. 180–182.

(9) Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1987. С. 136–137.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

За многообразие форм продуктивного культуротворчества
Выделено мной

сайт копирайтеров Евгений