Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Все это свидетельствует о том, что ни история стран и народов, ни история человечества не кончаются вместе с концом техногенной цивилизации. Правильнее будет сказать, что он знаменует начало совершенно новой истории. Той, в которой центральную роль будут играть не государства, классы и партии, не войны и классовые конфликты, но сам человек, развитие человеческой личности и отношений людей. Пронизывающая это развитие борьба человеческих страстей, мыслей и эмоций, мотивов и ценностей, возможно, будет создавать коллизии, не сопряженные с угрозой жизни и свободы людей, но по-своему не менее острые и драматичные, чем те, которые знала предшествующая история.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

2 В психологических исследованиях смысла в структуре личности отмечаются его социальность ("любая смысловая структура является совместным способом понимгния") и тот факт, что он вырабатывается "в русле сложившихся в цивилизации традиций" (Phenix P. Realms of meaning: A philosophy of the curricu-lum for general education. N.Y., 1964. P. 13. 24), подчеркивается и значение культуры как "хранилища наиболее мощных и устойчивых систем социальных смыслов данного общества" (Harry-Augstein S. Reflecting on structures of meaning. A process of learningto-leam // Personal construct psychology / Ed. by F. FranseUa. L., 1978. P. 87). Подробнее см.: Леонтьев ДА. Проблемы смысла в современной зарубежной психологии // Современный человек: цели, ценности, идеалы. М., 1988. Вып. 1. С. 73—100.

3 Нетрудно заметить, что данный тезис расходится с представлением о существовании некоего единого детерминанта, или "мотора" истории, будь то техника, экономика или сознание. Нам ближе точка зрения, в соответствии с которой история, по формулировке французкого историка П. Вейна, это "сплетение взаимодействий" различных факторов, одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают, таким образом в качестве "стратегических переменных" (Veyne P. L'histoire conceptualisante // Faire de l'histoire. Nouveaux probleimes / Sous la direction de J. le Goff et P. Nora. P., 1981. Pt. 1. P. 66). Эти конкретные ситуация, в каждой из которых действует свой решающий детерминирующий фактор, очевидно, могут различаться по своим масштабам и протяженности во времени — от отдельного исторического события до, как в нашем случае, целых цивилизаций.

4 Giarini О., Stahel W.K. The limits to Certainty. Dordrecht (Netherlands), 1989. В сущности многие авторы, исходящие из представления о решающем воздействии компьютерной революции на будущее общества, фактически признают возможность выбора различных альтернатив (см., например: Bett D. The social framework of information society // The computer age: A twenty year view / Ed. by M.L. Detouzos, AJ. Moses. Cambridge (Mass.); L., 1981. P. 166—190; Burnham D. The rise of the computer state. L., 1983).

5 Подробнее см.: Дилигенский Г. К новой модели человека // Мировая экономика и междунар. отношения. 1989. Mk 9, 10. К такому ^сниманию будущего одним из первых подошел А. Печчеи, по мнению которого выход из тупиков прогресса надо искать не вне, а внутри человека - во всей полноте его личности, со всеми без исключения потребностями и стремлениями.

6 Фукуяма Ф. Указ. соч. С. 134,148. Там же. С. 143

7 Это признают в некоторые авторы, видящие суть цивилизационных сдвигов в переходе к "информационному обществу". Так, Дж. Нэсбнт считает, что современная экономика отходит от "навязываемой техники", что новый тип управления должен ориентироваться на интересы персонала и потребности людей в "причастности" и "самореализации", что в "информационном обществе" возникают "беспрецедентные возможности выбора" (Naisbitt J. Megatrends. N.Y., 1983. P. 40). Очевидно, что такая ситуация исключает технологический или экономический детерминизм.

8 Мы не рассматриваем здесь конкретные экономические, социальные, политические и культурные аспекты данного сценария, так как современная действительность не дает для этого достаточного материала. Возможно, некоторые его черты предугаданы в "постиндустриальных утопиях" О. Тоффлера и А. Горца (Toffler A. The third wave. N.Y., 1980; Idem. Previews and premises. N.Y., 1983; Gori A. Les chemins du paradis: L'agonie du capital. P., 1983).

 <<<     ΛΛΛ   

Этот механизм присущ каждой цивилизации в такой же мере
человеческая цивилизация уже достигли своего высшего предела вспомним хотя бы нашумевшую статью ф

сайт копирайтеров Евгений