Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Началом 900 дневной блокады города считается 8-е сентября, когда немцы захватили Шлиссельбург в месте, где Нева вытекает из Ладоги. Однако, уже 12 сентября в город прибыл конвой судов, доставивший 800 кг. зерна. Но это было ничтожно мало для такого города. Стала ощущаться нехватка продовольствия. В этот день была вновь снижена норма продуктов, выдаваемых по карточкам. Расчётные запасы в это время составили - хлеба, крупы и мяса на 35 суток, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60. Немцы продолжали атаковать город. В это время командующим Ленинградским фронтом был Г.К. Жуков. Враг был остановлен перед самым городом на рубежах Лигово, Кайрово, Пулково. Разведывательные группы немцев просачивались даже на окраины города, но они быстро уничтожались. Ещё 9 дней ожесточённых попыток ворваться в город, и фронт надолго стабилизировался на этой линии. Гибнет много людей, но город держится. Настроение в то время было тяжёлым, подчас, казалось безвыходным. Папина часть ПВО находилась ещё в городе и мы могли время от времени встречаться. Я заходил иногда на его наблюдательный пост. Два дня 16 и 17 сентября 1941 года были критическими в обороне города. Но Ленинград оказался немцам не по зубам, а 18 сентября одна бронетанковая и одна моторизованная дивизии немцев были переброшены из под Ленинграда в помощь войскам группы армий Центр, наступавшим на Москву.

Интенсивность воздушных налётов возрастала. В сентябре 1941 года немцы провели 23 сильных воздушных налёта на город. По оценке штаба ПВО Ленинграда в налётах участвовали 675 самолётов, сбросивших 987 фугасных и 31 398 зажигательных бомб и немцы выпустили по городу и его окрестностям 5364 артиллерийских снарядов. В октябре на город упали 801 фугасная бомба и 59 926 зажигательных бомб и 7590 артиллерийских снарядов. В ноябре было сброшено 1244 фугасных бомбы, 6544 зажигательных бомб и выпущено 11 230 артиллерийских снарядов. Снижение числа зажигательных бомб, по-видимому, объясняется их слабой эффективностью в условиях Ленинграда. Потери гражданского населения за 3 месяца интенсивных налётов и обстрелов по официальным данным составило 12 533 человека. Налёты и обстрелы оказывали своё воздействие на моральное состояние населения. Для хотя бы частичной компенсации этого аппарат советской пропаганды был задействован в полной мере.

Пропагандистская война", которая с первых дней велась советской информационной системой, сводилась к тому чтобы убедить народ, что германские сообщения представляют собой вымысел. Для надёжности всякая возможность получить информацию из печати и радио врага пресекалась. Слушать радиоприёмники категорически запрещалось. Поэтому одним из основных источников информации были слухи. Все коротковолновые радиоприёмники в самом начале войны необходимо было сдать. Помню, что мы свезли на детской колясочке всеволновый радиоприёмник 6Н1, весивший около 20 килограмм, на сборный пункт внутри Гостиного двора. В городской транспорт с ним не пускали. Обратно его мы уже не получили. Листовки немцев, иногда сбрасываемые на город, милиционеры и военные стремились полностью изъять Этот процесс я наблюдал сам на перекрёстке улиц Маяковского и Рылеева. Да жители города и сами боялись к ним прикасаться, чтобы не быть обвинёнными в пособничеству врагу. Проводилась чёткая линия на то, что всякие сомнения в окончательной победе отметались в корне, сводки с фронтов сообщали об отходе советских войск, но эти поражения интерпретировались в терминах преднамеренной тактики, имеющей целью изматывание немцев и подготовку решающего наступления. Обычно сообщения с фронтов звучали примерно так: "После тяжёлых и продолжительных боёв наши войска оставили город Энск." Или так: "На Энском направлении наши войска отбивали атаки противника". Далее шли сообщения об отдельных подвигах командиров и бойцов или лётчиков.

Ни Сталин в своих выступлениях, ни какой-либо другой государственный деятель, а тем более работник пропагандистского аппарата, не отклонялись от главной пропагандистской линии - "Враг будет разбит, победа будет за нами.". Практическая задача войск и населения страны выражалась тоже кратко -- "Смерть немецким оккупантам!". Если перед войной в заголовках всех газет обязательно имелись слова - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", то во время войны на том же месте стоял призыв -"Смерть немецким оккупантам!"

Содержание пропагандистских материалов строилось на том, чтобы внушить ненависть к захватчикам. И, по моему мнению, советскому руководству это удалось. Вся пропаганда была направлена на то, чтобы вдохнуть в народ оптимизм и сохранить уверенность в конечной победе. Обычные повседневные дела военных и гражданских лиц интерпретировались и преподносились как героические подвиги. Даже создавались различные героические мифы. Так был создан миф о 28 гвардейцах-панфиловцах, остановивших немецкие танки под Москвой. Многие люди верили в это, и только после войны появились сообщения, что некоторые из мифов, были специально созданы пропагандистским аппаратом. Героические мифы в различных как открытых, так и скрытых формах всегда использовались органами пропаганды всех стран мира. Были пущены в широкое обращение с лёгкой руки Ильи Эренбурга уничижительные клички немцев - "фрицы" и "гансы", впоследствии надолго укоренившиеся в народе.

Параллельно велась обширная организационная работа. Вся организационная работа в тылу и на фронте проводилась так, что страна ориентировалась на длительную борьбу, в которой, несмотря на временные неуспехи, окончательная победа - это вопрос времени. Играл свою роль и страх, навеянный репрессиями 30-х годов. Деятельность органов НКВД ещё более усилилась по сравнению даже с предвоенным временем. Формировался образ врага, наделяемый всеми отвратительными качествами. Многое из этого подтвердилось в действительности. Почти все сколько-нибудь способные работники "культурного фронта" с энтузиазмом включились в общую канву пропаганды. Поэты и писатели сочиняли патриотические произведения: стихи песни, пьесы, рассказы и др. Многие из них производили впечатление весьма искренних. Они и воспринимались большинством народа как искренние. Композиторы, музыканты исполнители, артисты художественных театров, самодеятельных коллективов писали и исполняли новые песни и активно участвовали в работе фронтовых коллективов. Это способствовало укреплению духа на фронте и в тылу. Выпускались соответствующие духу времени кинофильмы. Всё это мобилизовало народ на активную борьбу.

Карточная система распределения основных продуктов была введена в конце июля. Карточки обычно распределял управдом. В довоенное время и начале войны управдомом работал Яков Креймерман, контора которого совмещалась с жилым помещением во дворе нашего дома, где он жил с женой и двумя детьми: сыном и дочерью. В начале войны он был мобилизован. С войны он вернулся калекой с больной психикой. Семья его распалась. Сына его мы встречали после войны в форме офицера ВВС. После его ухода в армию управдомом стал плотный высокий человек по фамилии Смарыго, живший с семьей в квартире расположенной на нашей лестнице. Он производил впечатление крепкого сытого хозяина, такими тогда представляли себе кулаков, способного приспособляться к любой власти. Он и ведал распределением карточек всё время блокады. Бомбардировки города происходили начиная с августа ежедневно.

8. Победа под Москвой и первые надежды защитников города

С начала войны советская пропаганда расписывала жестокость немецких оккупационных войск. Однако, вскоре дошедшие до нас слухи стали подтверждать эти сообщения. Гитлер с самого начала поставивший перед войсками цель не только захватить территории но и "онемечить" их, он считал, что сопротивление позволяет ему оправдать репрессивные меры на оккупированных территориях в глазах немцев и западных народов, участвовавших в войне. Но эти меры не привели к умиротворению. Наоборот, они вызвали к жизни широкое партизанское движение. После окружения советских войск на подступах к Москве в тылу немцев оказалось более 250 тысяч вооруженных бойцов. Часть из них и использовало советское руководство для развёртывания партизанского движения. Жестокость вызывала жестокость. Как стало известно мне значительно позже, Верховное командование вермахта приказало: "За жизнь одного германского солдата следует приговаривать к смерти от пятидесяти до ста коммунистов, то есть русских. Способ проведения казни в исполнение должен ещё более усиливать устрашающее действие."

Наступило 7 ноября, день большевистской революции, до войны всегда с большой помпой отмечаемый в стране. Несколько ободряет выступление Сталина на Красной площади на параде войск. Проведено было и традиционное торжественное заседание руководства партии на станции метро Маяковская. Это был удачный пропагандистский ход Сталина, оказавший сильное моральное воздействие как на фронте, так и в тылу. До этого почти все попытки советских войск остановить противника заканчивались крупными поражениями с большим числом убитых и сотнями тысяч пленных.

Военная обстановка под Москвой в это время была близка к трагедии. Советские войска были окружены и разгромлены под Киевом. На центральном фронте под Брянском и Вязьмой также были окружены и разгромлены крупные резервы советских войск. Было множество более мелких "котлов". Вина за эти поражения в значительной степени ложится на Сталина. Он часто требовал от командиров не отходить с занимаемых позиций даже когда обстановка диктовала это. Началась паника в Москве, превратившаяся в паническое бегство. Была проведена эвакуация всех правительственных учреждений и дипломатического корпуса. Сжигались или эвакуировались архивы, готовились к взрыву правительственные здания. Сам Сталин остался в Москве. Ударная группировка из 51 дивизий, хорошо вооруженных и полных победного энтузиазма немецких войск, рвалась к городу.

Нечто подобное происходило и в Ленинграде. Тоже возникла паника. Тоже жгли и уничтожали архивы. Я сам видел летавшие по ветру полуобгоревшие бумаги. Но здесь бежать уже было некуда.

Любопытно привести разговор у Сталина, состоявшийся в это время с Молотовым и Берия. О нём стало известно через много лет после войны. Сталин спросил незадолго перед 7 ноября: "Как будем проводить военный парад? Может быть на час-два раньше обычного." И словно не замечая удивления своих собеседников он продолжал - "Войска противовоздушной обороны следует усилить. Военачальники основные на фронтах. Принимать парад будет Будённый, а командовать генерал Артемьев. Если во время парада будет бомбёжка, прорвутся немецкие самолёты - убитых и раненых быстро убрать, но парад завершить. Пусть кинохроника снимет документальные журналы, которые быстро размножить и разослать по всей стране…Газеты должны отразить парад шире. Я сделаю доклад на торжественном собрании и произнесу речь на параде. - он повернулся к Берии - отдайте необходимые распоряжения, но до последнего момента кроме Артемьева, Будённого и ещё нескольких особо доверенных лиц никто не должен знать о готовящемся параде." И парад действительно состоялся.

У нас в это время гостит дядя Боря, приехавший с фронта на киностудию документальных фильмов с отснятым киноматериалом. Все ободрены сообщениями о прошедшем параде на Красной площади. Поверили, что если проводится парад, то оборона Москвы в надёжных руках. Дядя Боря привез так необходимые нам продукты. Для малютки Веры - 100 г. настоящего сливочного масла. Тогда это представлялось совершенно недоступным лакомством.

По оценкам в городе оставалось свыше 2,5 миллионов гражданского населения, включая около 400 тыс. детей. В пригородных населённых пунктах, входящих в осаждённую зону, оставалось около 300 тыс. человек. Контингент вооружённых сил, оборонявших город, составлял около 500 тыс. человек. К этому времени в Ленинграде оставалось для питания военного гарнизона и гражданского населения - муки на 17 дней, крупы на 29 дней, рыбы на 16 дней, мяса на 25 дней, масла 3 000 тонн. В дополнение к этому имелись некоторые запасы макаронных изделий, сахара и других продуктов. С сентября по ноябрь в Ленинграде было проведено несколько последовательных снижений норм питания. 17 сентября было объявлено второе снижение норм продовольствия. Рабочим и ИТР - 500 г. хлеба в день, служащим и детям - 300 г., иждивенцам - 250г.

Положение города продолжало ухудшаться. 1-го октября произошло 3-е снижение норм: Рабочим и ИТР 400 г. хлеба в день, остальным по 200 г. 13 ноября было 4-е снижение норм питания: рабочим и ИТР 300 гр. в день, остальным - 150, 20-го ноября произведено 5-е снижение норм: рабочим 250 гр., остальным 125 гр. хлеба в день. Это была самая низкая блокадная норма.

Любопытную информацию я получил через 60 лет после описываемых событий из книги Д. Волкогонова "Этюды о времени" М. 1998. Там написано: "На основании решения Государственного Комитета Обороны от 8 мая 1945 года (т.е. в день окончания войны) были выделены нормы питания на одного человека в советской зоне оккупации Германии: хлеба - 450 г, крупы - 50 г, мяса - 60 г, жиров - 15 г, сахара - 20 г, а также кофе, чай, картофель и т.д." О таком питании мы не могли в то время даже мечтать.

Ходим на Мальцевский (Некрасовский) рынок продавать вещи. Как ни странно, там народу много - торговля идёт. Стоимость продуктов: Хлеб - 500 руб. килограмм, масло - 1500 руб. килограмм. Остальные не помню. Но довольно устойчивая шкала цен существовала. Это притом, что номинальная цена хлеба около 1 рубля, масла примерно 3 рубля. Но деньги вначале брали неохотно, т. к. считали, что в случае падения города они потеряют ценность. Многие предпочитали ценные вещи.

Первой жертвой бомбардировок среди жильцов нашего дома оказалась молодая девушка Рыскина, стоявшая у парадного подъезда, и убитая осколками бомбы в одну из октябрьских бомбардировок. Произошло это так. Воздушная тревога, вроде бы, кончалась, ни самолётов, ни взрывов не было слышно и мы вышли на улицу смотреть как на доме, стоящем на ул. Кирочной (официальное её название ул. Салтыкова-Щедрина), напротив ул. Маяковского, горят 2 зажигательные бомбы хорошо видные на низкой, покатой крыше. Перед парадным входом нашего дома стояли мы с дядей Гришей и с нами ещё несколько человек. Говорили о том, что тревога кончилась, а горящие на крыше бомбы никто не тушит. Всё произошло неожиданно. Я решил пойти домой чтобы сообщить, что тревога кончилась. Как только я вошёл в подъезд раздался сильнейший взрыв. Было первое впечатление, что всё рушится. Я бросился бежать в нашу квартиру, т. к. знал, что на этот раз мама и Верочка в убежище не пошли. Не сразу понял, что бомба в дом не попала. Прибежав домой я увидел, что все наши живы. Через некоторое время сообщили, что убита Рыскина. Она оказалась единственной жертвой бомбардировок среди жильцов нашего дома. Мать её осталась одна. Уже было известно, что сын погиб на фронте, но вскоре и сама мать умерла от голода.

Это уже второй случай, когда моя жизнь подверглась непосредственной опасности. Меньше минуты отделяли меня от возможного поражения осколками. Потом говорили, что это были осколочные бомбы. Возможно, т. к. воронок и разрушений от них не было видно. Дяде Грише тоже повезло, он успел зайти в дом.

В дневное время бомбёжек почти не было и мы с ребятами из соседнего дома ходили в Таврический сад смотреть как тренируются ополченцы. Обучали их в основном приёмам штыкового боя. Вспоминается известная поговорка - "генералы всегда готовятся к прошлой войне". Уже после войны ветераны говорили, что эти плохо подготовленные ополченцы стали "пушечным мясом". У них не хватало не только воинской выучки, но даже простого стрелкового оружия. Утверждали также, что гибель этих людей задержала гитлеровские войска до холодов, когда проявились преимущества Красной Армии. Но всё это доказать невозможно. Ясно лишь то, что люди были безжалостно брошены в мясорубку войны. Их смерть была одним из факторов спасения всей страны и нашей жизни и, смею утверждать, демократической цивилизации вообще. Вечная им память и благодарность потомков.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Только полное уничтожение евреев гитлера народов
Кременецкий И. Блокадные воспоминания в аспекте истории истории России 11 ленинграда
Мы меняли на продукты
Иногда такой человек был склонен к экстраординарным поступкам

сайт копирайтеров Евгений