Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В 1858 году благодаря дороговизне водки и ея недоброкачественности народ начал волноваться и начались было особенно в Северо-3ападном крае открываться общества трезвости и братства. Чему сильно способствовало и духовенство. Но испугавшиеся откупщики тотчасъ-же начали хлопотать в Петербурге о прекращении таких безобразий. Братства трезвости, открытыя без разрешения правительства, были закрыты, а брошюра "О братстве трезвости" конфискована; и министр финансов просил Св. С?нод воспретить духовенству проповедь трезвости. Но Св. С?нод указом от 10 августа 1859 года не только отказал в просьбе, но и благословил духовенство на борьбу с [48] народным пьянством. Но тем не менее откупщики добились того, что губернаторы на основании особых циркуляров должны были следить за тем, не делается-ли со стороны священников что-либо насильственное и противозаконное в деле отрезвления народа, т. е. не требуютъ-ли они клятвенных обещаний после торжественно отслуженных молебнов, приговоров сельских обществ и т. п. И постепенно антиалкогольное движение начало затихать. И общества трезвости начали приходить в упадок благодаря тому, что с одной стороны сознание вреда пьянства у народа не существовало, и с улучшением качества водки и ея удешевлением он снова начал пить. С другой-же стороны матерьяльно необезпеченному и приниженному Православному духовенству трудно было бороться с сильными мира сего. К тому-же и само духовенство в своей массе неясно понимало вред пьянства.

Продажа спиртных напитков при Николае И была воспрещена только инородцам Сибири и немецким колонистам. Но Русский народ мог свободно пьянствовать. Но во время крепостного права помещики, блюдя свои интересы, заботились, чтобы крестьяне их не спаивались.

После освобождения крестьян откупы были в 1863 году уничтожены и водка подешевела, вследстие того, что был наложен ничтожный акциз на спиртъ; и [49] пьянство благодаря "дешевке" сразу возросло. Но уже вскоре акциз на спирт начал постепенно повышаться. Торговля спиртными напитками, где только возможно, перешла в руки евреев. Все это, конечно, повлияло на усиление народнаго пьянства. Особенно тяжелым сделалось положение русскаго народа в Северо и Юго-Западном крае. Епископ Могилевский Сергий в своем донесении Св. С?ноду 1889 года за № 436, говорит следующее: "Местные помещики (преимущественно поляки) после освобождения крестьян от крепостной зависимости, когда наделяли их землей, то в каждой деревне, среди крестьянской оседлости, оставляли за собой по десятине и более земли, и на этой земле, устраивали кабаки, которые и сдавали евреям. Проживая в центре крестьянскаго населения на помещичьей земле, евреи поставили себя в независимое положение к местным жителям и, пользуясь покровительством помещиков, спаивают народ и окончательно развращают его, вследствие чего народ беден, унижен, забит умственно и материально. При всем своем желании народ не может освободиться от шинкаря-еврея, за котораго стоит помещик. Бывали случаи когда крестьяне под влиянием убеждений священника поднимали голос против еврея-шинкаря, против его сплошь и рядом безпатентной торговли; но это крестьянам обходилось дорого. Помещик таким [50] крестьянам отказывал в продаже дров, в пастбище для скота и пр. Испытавши разнаго рода гонения и притеснения, крестьяне не желают входить в процессы с шинкарями и волей—неволей мирятся с существующим порядком вещей".

Указ Св. С?нода от 5 июля 1889 г.,призывавший духовенство "путем живого и ближайшаго воздействия на население способствовать к отвлечению низших классов городского и сельскаго населения от питейных заведений и от употребления вина", вновь повлиял на оживление деятельности духовенства в борьбе с пьянством, так как часть духовенства откликнулась на этот призыв, и уже в 1889 году было 95 обществ трезвости, утвержденных Министром Внутренних дел и 36 церковно-приходскихъ: так что в среднен выводе существовало 2 общества трезвости на каждую губернию или по одному на 229 Православных приходов. Из отчета преосвящ. Иеронима о состоянии Тамбовской епархии в 1891 г. видно, что в течение этого года было открыто 300 обществ трезвости с 12,637 членами. В общем обществ трезвости, открытых духовенством с 1890 по 1900 г., по вычислению свящ. Рождественскаго, было около 890. Число членов в каждом обществе бывает начиная от 8—10. Самое большое общество это, открытое о. Пермским в [51] селе Нахабине, Московской губернии, в 1896 году, которое по 1900 год имело 62,273 члена.

Так в оригинале 1908г.

Но и в самом уставе обществ трезвости и без того численно ничтожных, существуют недостатки, сильно вредящие их деятельности. Членами обществ трезвости не могут быть несовершеннолетние, воспитанники всех учебных заведений, нижние воинские чины и юнкера, тогда как опыт Англии, Бельгии, Швейцарии и других государств привел к выводу, что именно с молодежи-то и нужно начинать борьбу с врагом.

Так что в общем, можно сказать, духовенство, за исключением только немногих пастырей, еще не начало борьбы с алкоголизмом и в своей массе не ясно понимает, что такое алкоголизм.

Но тем не менее и в данное время лучшие представители Православнаго духовенства, как напр. о. Иоанн Кронштадтский, являются энергичными проповедниками трезвости. И при желании священник, благодаря своему нравственному авторитету, может достичь колоссальных результатов.

И монастыри могли бы при желании сыграть видную роль в деле народнаго отрезвления. С. А Рачинский (Письма о трезвости, стр. 38) так говорит о значении Валаамскаго монастыря. "Известно-ли вам, что на Валааме соблюдается абсолютная трезвость и что этим именно [52] сохраняется то благоухание святости, коим дышит жизнь скромных монахов этого монастыря. Что значат все наши общества трезвости в сравнении с этим примером, сияющим перед глазами безчисленных богомольцев из всех краев России? Ибо тут в художественной целости является соединение трезвости, целомудрия, трудолюбия, смирения, благотворительности, жизнь в Боге и для Бога".

Нельзя сказать, чтобы и светския власти не принимали кое-каких мер в деле, если не отрезвления народа, то хотя бы в некотором облагораживании и обезвреживании пьянства.

Екатерина ИИ приказала "кабаки называть питейными домами, потому что от происшедших злоупотреблений название кабака сделалось весьма подло и безчестно".

В целях уменьшения пьянства с 1885 года были совсем уничтожены кабаки и введены трактиры для распивочной и винныя лавки для выносной торговли водкой. Но и после 1885 года цензура часто ставила всевозможныя препятствия для пропаганды борьбы с пьянством. Этому также мешала и крайняя трудность получать разрешения для чтения лекций о вреде пьянства. Примером цензурных препятствий может служить следующий факт. В 1894 г. в Спб. появилась брошюра Бородина "Пьянство во время холеры". Нашлись люди, у кото[53]рых явилось желание отпечатать извлечения из этой брошюры в виде афиш для безплатной раздачи среди одесскаго городского населения; но цензор этого не допустил (докл. Бородина). И министерство народнаго просвещения тоже не боролось с пьянством через школу. А по заявлению в Алкогольной комиссии 28—XИ 1907 г., чл. Государственной Думы Клюжева, который был раньше инспектором народных училищ, один из попечителей округа предписал, чтобы учителя не задавали ученических тем, касавшихся вреда пьянства.

Также в 1885 году крестьянам было разрешено воспрещать у себя открывать кабаки, но воспрещалось брать деньги за выдачу разрешений.

С 1892 года было предоставлено крестьянам право брать с содержателей питейных заведений деньги за право открытия кабаков. Но деньги, получаемыя за разрешение открыть кабак, находились под контролем губернскаго присутствия и на них было сооружено много школ, церквей и общественных амбаров. Но несмотря на право брать деньги за открытие кабаков, число запретительных приговоров не уменьшилось, но даже после голоднаго 1891 г. возрасло. На всю Россию с 1889 по 1891 г. было 24,299 запретительных приговора; после же голоднаго 1891 г. с 1892 по 1894 г, — 39,881. И потребление водки начало по[54]степенно уменьшаться. В 1884 г. приходилось 40% спирта на человека 0,75 ведра в 1892 году всего 0,50 ведра, а в 1896 году — 0,51 ведра. А по д-ру Григорьеву 40% спирта на взрослаго человека приходилось в 1883 году — 3,8 ведра, а в 1893 г. — 2,3 ведра. Хотя все же далеко не безопасно было бороться с пьянством частным лицам среди простого и невежественнаго народа. Напр., во Владимирской губернии на сельском сходе в 1895 году был зверски убит крестьянин Балашев за то, что возставал против открытия кабака в селении.

Но если и уменьшилось потребление водки, то едва-ли вообще на Руси уменьшилось к 1897 году пьянство, что видно из того, что косвенные налоги с питей постепенно давали все больше и больше доходу.

В фабричныхъ-же районах и городах пьянство заметно усилилось. Например, по Распопову, количество питейных заведений с 1839 по 1897 год в Богородском уезде Московской губернии увеличилось почти в 7 раз. Раньше одно заведение было на 2318 человек, а в 1897 году одно на 703 жителя. И Богородский уезд по изследованиям Распопова тратит на хлеб 1 мил. 685 тыс. 784 руб., на крепкие напитки 1 мил. 250 т. 702 руб , а государственных повинностей уплачивает всего 352 тыс. руб.

Число заведений с раздробной прода[55]жей питей на всю Россию в 1889 году было 150,089; в 1896 году уменьшилось до 123,933, из коих 2,875 было казенных винных лавок. Но в этот подсчет не вошли все места комиссионной продажи вина, все пивныя, портерныя, склады, ренсковые погреба и др. Так что, имея в виду, что пьянство стоит в зависимости от числа мест продажи питей, нельзя также заключить, что пьянство уменьшилось.

В 1885 году было выкурено 78 мил. 551 тыс. ведер водки и до 1896 года эта цифра не повышалась. Так что, если разсматривать только водочное производство и принимая в расчет прирост за эти годы населения Империи, то окажется, что оно сократилось на 2,7%. Но с уменьшением потребления водки есть данныя, говорящия за возрастание в данный период потребления вина и пива.

Но все же в общем можно сказать, что сознание вреда от пьянства начало проникать, хотя и в слабой степени в среду народа, что видно по увеличению числа запретительных приговоров и появлению ничтожнаго числа обществ трезвости; и пьянство к 1897 году среди народных масс если и не уменьшилось, то не сильно возрасло.

Винная монополия

Но, видно, Руси суждено было испить более горькую чашу отравы себя [56] алкоголемъ; и на сцену, как вершитель ея судеб, является С. Ю. Витте. Будучи министром финансов, он, ставя на первом плане не фискальныя цели, но заботы об оздоровлении страны, предлагает винную монополию.

Монополия с 1 января 1894 года первоначально вводится в 4 восточных губернияхъ; но уже в 1898 году она захватила 35 губерний.

При введении винной монополии ея девизом было "Борьба с неумеренным употреблением крепких напитковъ", хотя г. Витте и умолчал о том, что такое, по его мнению, умеренность, где, по его мнению умеренност начинает переходить в неумеренность и намеренъ-ли он поощрять "умеренное употребление спиртных напитковъ".

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С введением винной монополии тот казенных благодаря
Будет предаваться пьянству
Братства трезвости

сайт копирайтеров Евгений