Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Тогда Торд Ревун сказал речь на Скале Закона, касающуюся того, как плохо людям
ездить на чужие тинги для предъявления обвинения в убийстве или ранении. И он
поведал, что случилось с ним до того, как смог довести это дело до закона, и что
многие испытают трудности, если такое положение вещей не будет исправлено.

Тогда земля была поделена на четверти так, что в каждой четверти стало по три
тинга, и тяжбы должны были рассматриваться там же, откуда были люди. А вот в
Северной Четверти было четыре, потому там не удалось достичь согласия. Люди,
жившие на севере в Островном Фьорде, не пожелали посещать тинг Мысового Фьорда,
что был к западу. Но в этой четверти так же назначались судьи и выбирались в
лёгретту, как и в любой другой. А затем были основаны тинги четверти. Так
рассказал нам законоговоритель Ульвхедин, сын Гуннара.

Торкель Луна, сын Торстейна и внук Ингольва, стал законоговорителем после
Торарина Брата Раги и был им пятнадцать лет. После него законоговорителем
семнадцать лет был Торгейр со Светлого Озера, сын Торкеля.

6. О заселении Гренландии

Страна, что зовётся Гренландией, была открыта и заселялась из Исландии.

Эйриком Рыжим звали человека из Широкого Фьорда, который поехал отсюда и
поселился в том месте, что позже назвали Эйриковым Фьордом. Он дал этой стране
имя и назвал Гренландией (Зелёной Страной) и сказал, что людям скорее захочется
туда поехать, если у страны будет хорошее название. Они нашли там признаки
людских поселений, как на востоке, так и на западе страны [[21] Восток и запад
страны соответствуют двум скандинавским поселениям в Гренландии, Eystribyg и
Vestribyg. На самом деле они не на востоке и западе, а оба на западном
побережье, Eystribyg немного южнее.], обломки лодок и каменные сооружения, из
чего было понятно, что тут были люди из того народа, что населял Виноградную
Страну, а гренландцы их называли скрелингами. И произошло это, когда он
поселился в той стране, за 14 или 15 лет [[22] 986 г.] до того, как сюда в
Исландию пришло христианство, из того, как рассказывал в Гренландии Торкелю сыну
Геллира тот, кто сам последовал за Эйриком.

7. О том, как в Исландию пришло христианство

[[23] Более детальное описание событий, связанных с христианизацией
Исландии, имеется в Kristni saga, но Ари
даёт несколько подробностей, которые отсутствуют в этой саге.]

Король Олав [[24] Олав Трюггвасон (963-1000) правил Норвегией с 995 г. Он был
крещён во время одного викингского похода на запад, был обращён отшельником,
который жил на одном из Syllingar Eyjar (возможно, Scilly Isles). Олав попытался
силой христианизировать Норвегию, но это ему удалось лишь с частичным успехом.],
сын Трюггви, внук Олава и правнук Харальда Прекрасноволосого, принёс
христианство в Норвегию и в Исландию. Он прислал сюда в страну священника,
которого звали Тангбранд [[25] Тангбранд Вильбальдуссон появился в Исландии в
997 г. Он был саксонец благородного происхождения, сыном Бременского графа, и
скорее воином, чем священником. Его миссионерство в Исландии было покаянием,
наложенным на него королём Олавом за викингские похождения. Миссия Тангбранда в
Исландии была провалена в основном из-за его жестоких действий там.], и тот учил
здесь людей христианству и крестил всех тех, кто принял веру. Халль с Побережья,
сын Торстейна, крестился рано, и Хьяльти, сын Скегги из Долины Бычьей Реки, и
Гицур Белый, сын Тейта, внук Кетильбьёрна с Мшистой Горы, и многие другие
хёвдинги. И всё-таки было больше таких, которые противились и отказывались.
Тангбранд пробыл здесь зиму или две, а потом уехал прочь, убив двух или трёх
людей, которые его высмеяли. И он рассказал конунгу Олаву, когда приехал на
восток [[26] На восток - т. е. в Норвегию.], что здесь с ним произошло, и
говорил, что нет надежды, чтобы здесь приняли христианство. Конунг очень
рассердился по этому поводу и намерился приказать покалечить и убить наших
земляков, что были тогда на востоке.

Но в то же самое лето прибыли отсюда Гицур и Хьяльти, они добились освобождения
оных у конунга и обещали ему снова свою помощь, дабы здесь было принято
христианство, и говорили, что надеются ни на что иное, что это удастся.

А на следующее лето они и священник, которого звали Тормод, выехали с востока и
приплыли к островам Вестманнаэйяр [[27] Вестманнаэйяр - "Острова Западных Людей"
- ирландцев?], когда прошло десять недель лета [[28] Считалось, что лето
начинается в четверг между 9 и 15 апреля.], и всё у них шло благополучно. Так,
по словам Тейта, рассказывал человек, который сам был там.

Прошлым летом было провозглашено законом, чтобы люди приезжали на альтинг, когда
пройдут десять недель лета, а до этого собирались на неделю раньше [[29]
Следовательно, альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 г. -
на неделю раньше. Продолжался тинг две недели.].

Они сразу поплыли к материку [в Исландию], а потом на альтинг, но уговорили
Хьяльти, чтобы он оставался в Купальной Долине с одиннадцатью соратниками,
потому что прошлым летом на альтинге он был приговорён к изгнанию за
богохульство [[30] Хьяльти был приговорён к т. н. "фьёрбаугсгард", малому
объявлению вне закона, то есть трехгодичному изгнанию. Полное объявление вне
закона называлось "скогганг". В обоих случаях имелось в виду поражение в правах
в Исландии и конфискация имущества. В первом случае лишь на три года, во втором
- навсегда.Термин "фьёрбаугсгард" составной: "фьёрбауг" ("кольцо жизни") - это
та плата, которую отдавал приговорённый своему годи, сначала серебряное кольцо,
затем одну марку. Если он не мог заплатить, то автоматически объявлялся вне
закона. Упоминание "гард" обозначает те границы, где мог находиться
приговорённый, обычно территория трёх хуторов, находящихся на расстоянии не
более одного дня пути, до отбытия из страны. Три лета максимум он мог находиться
в стране, после чего должен был уехать за границу на три года. В этом случае он
объявлялся heilagr, "неприкосновенным". По истечении срока он мог вернуться,
восстанавливался во всех правах, как будто ничего и не происходило."Скогганг" -
это пожизненное и полное поражение в правах. Skggangsmar (или skggarmar, или
alsekr) мог быть безнаказанно убитым. Ему нельзя было оказывать помощь, а если
ему удалось скрыться за границей, то он не мог вернуться, и соотечественники
могли убить его безо всяких санкций.]. А он был осуждён за то, что сказал у
Скалы Закона такие стихи:

Уж, верно, не сробею
Назвать сукой Фрейю [[31]
Размер стиха Хьяльти называется mlahttr.

Одд Монах в своей версии (Codex AM 310) добавляет ещё строку, но она, возможно,
не подлинная. Дополнительные строки имеются также в "Саге о Ньяле", гл. 102 .].

Гицур со своими соратниками ехали, пока приехали к такому месту возле Озера
Пивного Водопада [[32] Теперь оно называется Озеро Полей Тинга
(Тингвадлаватн).], которое называется Кипящий Котёл, и оттуда послали весть в
тинг, чтобы все их сторонники приезжали им навстречу, так как они узнали, что их
противники собираются битвой охранять от них Поле Тинга. А перед тем, как они
оттуда уехали, туда прискакал Хьяльти и те, кто оставались с ним.

А потом они поехали на тинг, и сначала встретили их родичи и друзья, как они и
попросили. Но все язычники собрались в полном вооружении, и было близко к тому,
что они чуть не начали биться, и нельзя было угадать, чем это закончилось бы.

А на следующий день Гицур и Хьяльти пошли к Скале Закона и объявили оттуда своё
дело. И как сказывают, что на диво хорошо они говорили, а случилось так потому,
что один человек упоминал, а другие свидетельствовали это. А христиане и
язычники заявили, что не будут придерживаться одних и тех же законов, и после
этого разошлись от Скалы Закона.

Тогда христиане попросили Халля с Побережья, чтобы он провозгласил их закон,
которому должны следовать христиане. Но Халль решил освободиться от этого и
заплатил законоговорителю Торгейру, чтобы он провозгласил, а он в то время был
ещё язычником.

Когда же люди разошлись по палаткам, Торгейр улёгся, закутавшись в свой плащ, и
не двигался весь день и следующую ночь, и не говорил ни слова. А на следующее
утро он поднялся и сказал, чтобы люди собрались у Скалы Закона.

И когда люди пришли туда, начал он свою речь, и сказал, что кажется ему, что
дела запутаются безнадёжно, если здесь в стране не будет одних законов для всех.
Он по-разному убеждал людей, чтобы не допускали сего, и говорил, что от этого
произойдут такие распри, что между людей начнутся такие раздоры, от которых
страна разорится. Он рассказал про то, как конунги из Норвегии и Дании долгое
время воевали меж собою, пока жители этих стран не заключили мир между ними,
хотя они этого и не желали. А это решение было осуществлено таким образом, что
они (жители) сразу послали друг другу драгоценности, и в правду этот мир
держался, пока они были живы [[33] Конунгов в "Саге о христианах" зовут Трюггви
Норвежский и Даг Датский. Историческая основа предания, которое рассказал
Торгейр, неизвестна, этот пример легендарен, а не историчен. Смысл его в том,
что возможно заключение мира даже между не желающими этого сторонами.].

- И мне кажется, что лучше всего, - говорил Торгейр, - что и мы не позволили бы
решать тем, кто больше всего хотят вражды между нами, а так, что и одни, и
другие имели в какой-то степени голос. И да будет у нас у всех одни законы и
одна вера. Окажется правдой, что когда мы разделим законы, тем же разорвём и
мир.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Торгильссон А. Книга об исландцах истории Европы 13 литературы
Йоан сын эгмунда был посвящён первым епископом на престол в холмах
Возможно кожаные норвегии

сайт копирайтеров Евгений